Каталог статей

Подмогильная О.И.
Национальный Технический Университет Украины «Киевский Политехнический Институт», Украина

Анализ и прогнозы рынка кабельно-проводниковой продукции

Первой серьезной трансформацией рынка кабельно-проводниковой продукции Украины за последние десять лет был 2002-2003 год, когда предпочтения потребителей передвинулить в сторону медного кабеля. Медь постепенно укрепляла свои позиции и сей час достигает 70% всех производимых кабелей.

Прослеживая тенденции на даном рынке, необходимо в первую очередь выделить основне факторы, которые влияют как на цену товара так и на обьемы рынка в денежном и натуральном выражении. Это цена на алюминий и медь на мировой товарной бирже и рентабельность продаж.

Анализируя первый фактор, нужно сказать что колебания цен на рынке цветных металов имеет несколько сезонный характер, если смотреть в разрезе месяцев, найбольшие скачки обачно приходяться на 2 месяца – январь и март. В целом, за песледние 10 лет все же наблюдается постоянная тенденция удорожания, ввиду их ограничености в мире.

Рис.1 Графическое представление динамики цен на медь на мировом рынке.
Источник: Разработано по материалам котировок Лондонской биржи металлов на медь

Рис.2 Графическое представление динамики цен на алюминий на мировом рынке.
Источник: Разработано по материалам котировок Лондонской биржи металлов на алюминий

Подорожание меди и алюминия аналитики объясняют бурным развитием китайской промышленности, что способствует росту дефицита почти всех цветных металлов в мире. На Китай приходится 25% мирового потребления меди и 19% — алюминия. Далее вследствии кризисна, можно наблюдать резкое падение цен на оба метала.

Изучая второй фактор – не обходимо также отметить, что до 2005 года многие призводители и ритейлеры старались рабо тать только с крупними заказами и серьезными заказниками (на даном рынке это сумма заказа от 50 тис грн.), что в свою очередь обеспечивало им стабильный достойный выигрыш, но начиная с 2005, компании все больше внимания начали уделять внимание средним заказникам (сумма заказа 10-50 тис.грн.). Разворачивается борьба и за средних по величине потребителей, что в свою очередь приводит к ужесточению конкуренции, появлению еще большего колличества сильных ритейлеров, которые способны удовлетворить средних потребителей предложив им им болем полный комплекс услуг, в то время, когда производители работают восновном напрямую с большими клиентами.

Далее очень важным событием стало введение 20% пошлины почти на все виды кабельно-проводниковой продукции. Это несколько ослабило импорт продукции и к концу первого квартала 2006 года импорт составлял около 23-25%. Это снижение можно обьяснить падением уровня рентабельности. Так же знизились цены на внутреннем рынке, что заставило потребителей даного вида продукции переориентировался в сторону отечественной продукции (подешевевшей по сравнению с импортной на 25—30%).

Если ранее основная борьба велась между изготовителями и продавцями традиционных кабелей, то к 2007 увеличилось давление со стороны оптоволокна. Его продавцы желали пролоббировать продолжение действования пошлины на ввоз кабелей, но ее все же отменили. Когда все оказались в равных условиях ситуация на рынке изменилась, производители кабельной продукции зафиксировали спад продаж в разы по сравнению с прошлым годом и ужесточение конкуренции.

Рис.3 Динамика количества пользователей сети Интернет
Источник: По материалам сайта ko.com.ua

Оптоволокно постоянно набирает оборотов, поскольку ежегодно украинские компании, обеспечивающие своим клиентам доступ в Інтернет рис.3 и к услугам кабельного телевидения, а также поставщики систем наружного наблюдения закупают около 25 тыс. км оптоволокна примерно на 180 млн грн.

Анализируя тенденции рынка кабельно-проводниковой продукции нельзя пройти мимо динамики и тенденций строительного сектора нашого государства, так как львиную долю закупок проводять именно строительные компании. По данным «Промкабель - Электрика», основной потребляющей отраслью является строительство (строительные и монтажные организации), и доля таких потребителей продолжает расти, составляя сейчас 65 - 70% всех продаж КПП. Остальные 30 - 35% делят между собой торговые компании и частные конечные потребители, предпочитающие делать ремонт самостоятельно.

Детальне обьемы строительства можно рассмотреть на рис.4, на котором изображена диаграмма, что отображает наглядное соотношение завершенное и незавершенное строительство в Украине по годам, а так же позволяет проследить основне тенденции.

Рис.4 Динамика обьемов строительства
Источник: По материалам Госкомстата Украины

Анализируя диаграмму, можно отметить, что вцелом заметным является общее снижение обьемов строительства в стране, что имеет негативне тенденции для даного рынка. Но в то же время существует достаточно солидный обьем незаконченых зданий, которые в будущем все же планируется дострочить. Это говорит о том, что спрос на даный вид продукции остается актуальным, даже несмотря на кризис последних годов.

Прогнозы:

На сегодняшний день, в послекризисный период, многие отрясли где используют продукцию данного типа начинают оживать. Как можно было увидеть в анализе, спрос на кабельно-проводниковую продукцию существует всегда, так как она используется в постоянно развивающихся отраслях.

Если говорить о будущем даного рынка, то если брать во внимание, что около 70% его продукции потребляет строительная отрасль, то вероятнее всего, этот рынок будет еще расти не один десяток лет. Вот только ориентир будет другим. Последнее время можно четко простедить переход строительной отрасти в сегмент строительства дорогого жилья. В моду нине вошло использование дорогих материалов для ремонта, более качественного сырья. Нельзя обойти стороной и дизайн, как элемент строительства. Очень популярними стали разные дорогие мозайки, дерево, обои заменяют тканями и т. п. Так же не последнюю роль в этом деле занимает нетоксичность и натуральность используемых материалов. Очень распостранены разнообразные светодиодные подсветки и использование дорогого оптоволокна для украшения мозаек, стен, картин и др. Потому, есть большой потенциал развития этого «дорогого» направления, который представлял бы эксклюзивную продукцию в сегменте.