Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Абдураманова
Эдие Ариповна
Развитие высшего образования Украины в современных условияхСоциально-экономическая ситуация в Украине отражает переходной характер переживаемой эпохи. Разрушены социальные и технологические структуры, системы управления, характерные для социалистического общества и плановой экономики, но до конца не создана прозрачная система отношений и рыночных структур. Произошла социальная, региональная и отраслевая дифференциация, характерная для колониальных стран, которая осложняет ситуацию в стране. Эти проблемы являются наиболее актуальными на сегодняшний день, поскольку определяют экономическое развитие нашей страны. Они также в значительной мере негативно сказываются на реформировании системы образования [1,2]. Особое внимание социально-экономическим аспектам развития высшего образования уделяется в работах Е. В. Астаховой, О. В. Гаращук, С. М. Николаенко [1,3,4]. Социально-экономический потенциал Украины состоит из множества компонентов. Основными из которых можно назвать: природно-ресурсный, социально-демографический, производственный, сельскохозяйственный, трудовой, рекреационный, педагогический и др. Уровень экономического развития регионов Украины, как и областей, в них входящих, неравнозначен. Наиболее населенными (преобладает городское население), промышленно и экономически развитыми являются Донецкий, Северо-Восточный, Приднепровский, Подольский, Столичный регионы. Важнейшим стратегическим фактором социально-экономического развития Украины на данном этапе является высшее образование. По мере осуществления экономических реформ в Украине формируется рынок услуг образования, взаимосвязанный с другими рынками: труда, товаров народного потребления, информации и др. Данные таблицы 2 показывают, что позитивные изменения в системе высшего образования продолжаются и сейчас. Таблица 2 Динамика основных показателей развития высшего образования в Украине
Известно, что научно-технический потенциал любой страны является наибольшим ее богатством. Наука и образование являются самыми современными инструментами материального и духовно-нравственного процветания, индикатором индивидуального уровня общества. Процветание украинского государства всецело зависит от состояния и перспектив развития его интеллектуальных ресурсов [1, с. 66]. Область образования постепенно превращается в важный сектор рынка труда. Люди, занятые в сфере образования, являются научно-педагогическим потенциалом страны, важнейшим фактором, влияющим на развитие образования. Одним из ключевых моментов развития педагогического потенциала страны является состояние и перспективы его преподавательского состава высшей категории - докторов наук. Обеспеченность вузов научными кадрами высшей квалификации составляет примерно 35% - кандидаты наук, доценты и 8% - доктора наук, профессора. Пополнение научных кадров осуществляется в основном за счет выпускников аспирантуры и докторантуры. За последние годы численность специалистов принятых в аспирантуру и докторантуру в целом возросла (в сравнении с 1990 - 1991 гг.) на 86,1% и 85,2% соответственно. Но эффективность выпускников аспирантуры и докторантуры очень низкая, так как защитил диссертацию (на протяжении 1990 - 2006 гг.) лишь каждый пятый-шестой выпускник. Сохранение подобной тенденции может привести к существенному старению педагогических кадров и, как следствие, дальнейшему спаду научно-технической деятельности, ухудшению качества образования и снижению уровня экономического развития государства в целом. Финансирование украинской науки отечественными инвесторами мизерно по своим объемам и составило на 2006 г. 40,3 млн. грн. (0,7%) от общего объема инвестиций в науку. Хотя в 2005 г. этот показатель равнялся 1680,1 млн. грн. (32%). Остальные 5829,1 млн. грн. (95%) от общего объема финансирования науки приходятся на: самофинансирование - 5211,4 млн. грн. (85%) и другие источники финансирования - 617,7 млн. грн. (10%). Такое состояние финансирования науки, а также потеря государством интереса к этой сфере экономики, связано с продолжительным экономическим кризисом. А демографический кризис и старение населения лишь усугубляют ситуацию. Это впоследствии может привести к полной безвозвратной потере Украиной научного потенциала. А потеря научного и педагогического потенциала приведет к существенному снижению качества образования и потере образованности населения, что может отбросить Украину в социальном и экономическом развитии минимум на 100 лет. Литература:
|