Каталог статей |
К.э.н. Ажиметова Г.Н.
Основные направления индустриально-инновационного развития РКОсновным документом, определяющим развитие экономики Казахстана, является Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003—2015 годы [1], разработанная в рамках исполнения Стратегии «Казахстан-2030». Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан направлена на формирование государственной экономической политики Республики Казахстана на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности путем развития перерабатывающей промышленности. Стратегия предполагает проведение активной государственной научной и инновационной политики, направленной на стимулирование науки и инновационной деятельности в стране. В своем послании народу страны Нурсултан Назарбаев сказал: «В Казахстане, если смотреть по экономике в целом, один работник в год производит продукции на 17 тысяч долларов. В развитых странах этот показатель превышает 90 тысяч долларов. Вывод очень простой: нам надо исправлять ситуацию – повышать производительность и внедрять инновации» [2]. Другими словами, именно с инновациями глава государства связывает качественный рывок Казахстана в плане роста производительности труда. В феврале 2010г. принята Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию (ГПФИИР) РК, которая будет главным стратегическим документом в сфере экономики на ближайшие 5 лет. Новая система госпланирования предусматривает жесткую иерархию и оптимизацию всех программ стратегических документов нашей страны. Государственная Программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан (далее - Программа) разработана во исполнение поручения Главы государства, данного 15 мая 2009 года на 12 внеочередном Съезде Народно-демократической партии «Нур Отан», а также в соответствии с ключевыми направлениями Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, являющегося вторым этапом реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года. Разработанная Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы является первым 5-летним индустриальным планом реализации 10-летней стратегии развития нашей страны, где определены основные направления индустриально–инновационного развития РК. Нефтегазовый сектор и нефтехимияНефтегазовый сектор был и остается базовой отраслью экономики, которой отводится ключевая роль в реализации стратегии Казахстана. Как сказал Президент Н.Назарбаев на праздновании 100-летнего юбилея нефтегазовой промышленности Казахстана в сентябре 1999 года в Атырау: «Нефть стала не просто важной отраслью отечественной промышленности, но и символом независимого статуса государства, надеждой на лучшее будущее. Теперь нефть Казахстана работает на народ Казахстана!». За годы независимости нефтегазовая отрасль выросла, окрепла и стала флагманом казахстанской экономики. Прорыв в освоении нефтегазовых ресурсов дал возможность становлению и бурному подъему многих других отраслей экономики, началу реализации программы индустриально-инновационного развития Казахстана [3] . По оперативным данным за 2009 год добыча нефти и газового конденсата в республике составила порядка 76,5 млн. тонн, добыча газа составила 35,6 млрд. куб. м. Около 90% нефти и газового конденсата направляется на экспорт через Каспийский Трубопроводный Консорциум, Казахстан – Китай, Атырау – Самара. Нефтеперерабатывающими заводами (далее - НПЗ) в 2009 году переработано 12,1 млн. тонн нефти, технологические возможности которых ограничены и не позволяют осуществлять глубокую переработку нефти и производство нефтепродуктов в соответствии стандартам ЕВРО-3 и ЕВРО-4. Дальнейшее развитие добычи нефти тесно взаимосвязано с морскими проектами и результатами проектов расширения месторождений Тенгиз и Карачаганак. Основными задачами развития нефтегазового сектора является вхождение в число крупных мировых поставщиков углеводородного сырья и продукции его переработки. Кроме того, стабильное обеспечение потребности внутреннего рынка в нефтепродуктах и газе. За 2009 ? 2014 годы добыча нефти и газового конденсата в республике будет увеличиваться за счет реализации проектов месторождений Тенгиз, Карачаганак, а также за счет начала добычи на Казахстанском секторе Каспийского моря . Основным оператором развития отрасли будет АО «НК Казмунайгаз», который будет сконцентрирован на наращивании отечественного потенциала в сфере добычи нефти и газа путем прямого участия в крупных проектах, обустройства и запуска новых месторождений, финансировании и проведении геолого-разведочных работ. Политика государства будет сфокусирована на стимулировании развития производств более высоких переделов, формировании вспомогательного, обслуживающего и перерабатывающего блоков малых и средних предприятий через аутсорсинг и усиление местной составляющей в крупных проектах, а также на формировании кластеров вокруг крупных системообразующих компаний за счет объединения усилий обслуживающих и вспомогательных предприятий. Такой подход позволит достичь широкого мультипликативного эффекта от развития нефтегазового сектора на сопряженные отрасли внутренней экономики с его активным внедрением в национальный воспроизводственный процесс. Несмотря на большие объемы добычи углеводородного сырья, на сегодняшний день в Казахстане отсутствует полный технологический цикл глубокой переработки углеводородного сырья с получением продукции с высокой добавленной стоимостью. Переработка углеводородного сырья ограничивается сепарацией нефти и газа. В стране действуют 3 нефтеперерабатывающих и 3 газоперерабатывающих завода, построенные еще в советское время и не отвечающие современным стандартам. В настоящее время при участии АО «НК «КазМунайГаз» подготовлены к этапу реализации базовые проекты по созданию нефтехимических производств. Для реализации взаимосвязанных нефтехимических производств в Атырауской области создана специальная экономическая зона «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк». С целью увеличения глубины и объемов переработки отечественного углеводородного сырья (нефть/газ) и роста экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью планируется [4]:
Создание нефтехимических производств предусматривается по двум направлениям. Первое направление - создание нефтехимических производств по глубокой переработке углеводородного сырья для выпуска базовой и с высокой добавленной стоимостью нефтехимической продукции с использованием технологий взаимодействия продукции глубокой переработки с продуктами первичной переработки с НПЗ. Второе направление - строительство не менее 50 предприятий малого и среднего бизнеса в сфере дополнительной переработки базовой нефтехимической продукции и выпуск инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью промышленного и потребительского назначения (трубы, пленки, посуда, тары, прочие детали производственного и бытового назначения). Горнометаллургическая отрасльДоля горно-металлургической отрасли в общем объеме промышленного производства составляет – 17,5%. Доля добычи металлических руд – 3,8%, добыча железных руд – 1,5%, добыча руд цветных металлов – 2,3%, доля металлургической промышленности – 11,8%, доля производства готовых металлических изделий – 1,2%. На долю металлургической промышленности приходится свыше 35% всего объема обрабатывающей промышленности. Практически все производимые в стране металлы и металлопродукция экспортируются, а производство продукции более высоких переделов находится за рубежом. По итогам 2008 года экспортировано продукции горно-металлургический комплекс (ГМК) на 13,21 млрд. долл. США. Основными проблемами горнометаллургического комплекса являются: истощение сырьевой базы, низкая комплексность используемого сырья, высокая степень износа основных производственных фондов, высокая степень загрязнения окружающей среды и технологическое отставание, отсутствие интегрированных комплексов с полным циклом производства от добычи до выпуска продукции с высокой степенью товарной готовности, малая емкость и рассредоточенность внутреннего рынка, высокая энерго-, трудо- и материалоемкость продукции. Перспективные возможности технологического развития горно-металлургической отрасли: 1) в черной металлургии – производство высококачественного сырья для получения стали (гранулированный чугун и брикетированного железа, производство ферросплавов с цветными и редкими металлами), производство качественной стали (трубной и коррозийностойкой, жаростойкой и жаропрочной, инструментальной, шарикоподшипниковой, рельсовой и рессорно-пружинной) и расширение сортамента высоколегированной стали; 2) в цветной металлургии – производство чистых металлов (алюминий, медь, золото, титан) и изделий из них (катанки, проволоки, проката, профиля и сплавов, а также ювелирные изделия). Создание металлургических производств последующих переделов, обеспечивающих развитие машиностроения, стройиндустрии и других отраслей промышленности и экспорта являются основными задачами форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана. В черной металлургии в Карагандинской области в Индустриальной зоне будут созданы не менее 3-х высокотехнологичных малотоннажных производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. В Костанайской области будет создано малотоннажное производство по выпуску специальной стали мощностью не менее 200 тыс. тонн в год. Также будет увеличен годовой объем производства стального проката на 450 тыс. тонн в Костанайской области, освоено производство гранулированного чугуна 500 тыс. тонн в год, горячего брикетирования железа 1,4 млн. тонн в год, рельсовой продукции до 100 тыс. тонн в год. В цветной металлургии в Павлодарской области будет создана Индустриальная зона для размещения не менее 6-ти малотоннажных производств, с ежегодным объемом производства до 15 тыс. тонн алюминиевой катанки, 20 тыс. тонн проката, 10 тыс. тонн профиля и 50 тыс. тонн сплавов. Кроме того, будет увеличен выпуск катодного золота на 15 тонн, а также освоено производство по аффинажу золота мощностью 25 тонн в год с обогатительной и золотоизвлекательной фабриками. В сфере производства металлургической продукции высоких переделов будут созданы 25 малых и средних предприятий в Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Актюбинской и Павлодарской областях. Большинство указанных проектов реализуются частным сектором и роль государства будет заключаться в поддержке развития отрасли. Химическая и атомная промышленностьМировой опыт свидетельствует: химическая промышленность определяет уровень научно-технического прогресса и поэтому степень химизации является критерием развития экономики государства. Валовой объём производства химической промышленности в мире составляет около 2 трлн. долл. США. Доля казахстанского производства в мировом производстве – 0,04%, в объеме промышленного производства страны – 1,61%, в объеме обрабатывающей промышленности страны – 4,84%. Химическая промышленность оказывает огромное влияние на развитие сельского хозяйства. Сегодня у аграрного сектора очень большая потребность в минеральных удобрениях. В настоящее время 600 млн. тонн минеральных удобрений потребляют только Индия и Китай. А Казахстан при потребности 2,6 млн. тонн потребляет всего лишь 200 тыс. тонн [5]. К проблемам развития отрасли относятся: низкая степень переработки сырья; несоответствие продукции требованиям международных стандартов; технологическое и техническое отставание отрасли; износ основных фондов (более 80%); низкий коэффициент обновления основных фондов (1-1,5% в год); отсутствие ряда базовых производств для производства продукции дальнейших переделов; дефицит квалифицированных кадров В связи с этим планируется организовать комплексную переработку сырья (нефть, газ, полезные ископаемые) с целью производства химической продукции высоких переделов по следующим направлениям:
Также будет организовано производство полимерных конструкционных материалов, средств агрохимии, антипиренов, флотореагентов, бытовой химии, присадок к топливу и других мало- и среднетоннажных высокотехнологических продуктов для строительной, химической, текстильной промышленности, сельского хозяйства, машиностроения и других отраслей экономики. Энергетика сегодня является важнейшей движущей силой мирового прогресса. Наибольший вклад в удовлетворение энергетических потребностей и обеспечение устойчивого социально-экономического развития человечества в XXI веке должна внести ядерная энергетика. Мировой опыт показывает, что без использования ядерной энергетики в Казахстане вряд ли удастся решить энергетические проблемы как в ближайшем, так и отдаленном будущем [6]. В целях эффективного использования минерально-сырьевой базы урана РК и развития последующих стадий ядерно-топливного цикла предусматривается:
Заключение Таким образом, в современных условиях, характеризующихся становлением «новой» информационной экономики происходит постоянное возрастание веса и влияния инновационной деятельности. Интенсификация научно-технического прогресса и тенденции, присущие современному этапу экономического развития, прежде всего, в индустриально развитых странах свидетельствуют о том, что инновационный тип развития является для них определяющим, а экономика, соответственно, становится по своей сущности все более инновационной. Создание национальной инновационной системы выдвигается в число высших приоритетов социально-экономической политики Казахстана. По сути, речь идет о форсированном переходе к экономике развития. А для достижения этой цели нужно решить ряд крупнейших задач, одна из которых сводится к резкому увеличению индустриально-инновационной емкости экономики и стимулированию инноваций. В целом, на период до 2015 года основным приоритетом политики форсированной индустриализации РК станет реализация крупных инвестиционных проектов в традиционных экспортоориентированных секторах экономики, с мультипликацией новых бизнес возможностей для малого и среднего бизнеса через целенаправленное развитие казахстанского содержания, последующих переделов и переработки. Параллельно будет осуществляться формирование и усиление отраслей экономики, не связанных с сырьевым сектором и ориентированных на внутренний, а в последующем на региональный рынки (страны Таможенного Союза, Центральной Азии). По итогам реализации ГПФИИР к 2014 году Казахстан должен добиться роста ВВП на 50 процентов по сравнению с 2008 годом, доля несырьевого экспорта должна возрасти до 40 процентов. При этом энергоемкость ВВП необходимо снизить на 10 процентов. Для выполнения поставленных целей Правительством утвержден план мероприятий по реализации ГПФИИР, разработаны программа развития территорий, схема рационального размещения производственных мощностей, Карта индустриализации и «Дорожная карта бизнеса-2020». Только в текущем году запускаются 144 проекта, предусматривающих модернизацию существующих предприятий, создание новых высокорентабельных производств. Литература:
|