Каталог статей |
Р.Х. Мантель, магистр
менеджмента, докторант
Приоритеты развития регионального туризма в Республике КазахстанРеспублика Казахстан представляет собой страну, обладающую огромными вохможностями для развития всех видов туристической деятельности. В условиях растущей глобализации мировая туристская индустрия представляет приоритетный интерес и большие перспективы для Республики Казахстан. Используя уникальный потенциал природы и культурного наследия Республики Казахстан, необходимо гармонично интегрироваться в туристическую отрасль мировой экономики и достичь интенсивного развития туризма в республике, обеспечив устойчивый рост занятости и доходов населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличения притока иностранных инвестиций в экономику [1]. Историческими предпосылками туризма в Казахстане являются становление и развитие Великого Шелкового пути, начало формирования которого относится к третьему тысячелетию до н.э [2]. Всю территорию страны можно разделить на несколько привлекательных для туристов регионов. В этом отношении следует выделить регионы, имеющие ресурсы для эко-приключенческого туризма, через которые пролегает маршрут Шелкового пути: Алматинская, Жамбылская, Южно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Акмолинская области. В соответствии с указанными приоритетами определены следующие районы и опорные центры первоочередного освоения [3]:
До обретения Казахстаном независимости туризм, как и все другие отрасли экономики, был жестко регламентирован центром, и историческая значимость целого ряда архитектурных, археологических, культурных памятников и природных достопримечательностей Казахстана фактически оставалась невостребованной. Туризм в Казахстане в советский период представлял собой один из элементов системы культурно-просветительной работы, выполнявшей идеологическую функцию и, несмотря на ее доминирующую роль, финансировался по остаточному принципу и не имел существенной экономической значимости [4]. На сегодня развитие туризма в Республике Казахстан обеспечивается Законом Республики Казахстан "О туризме" от 3 июля 1992 года N 1508-ХII, Указами Президента Республики Казахстан "О реализации Ташкентской декларации глав тюрко-язычных государств, проекта ЮНЕСКО и Всемирной Туристской Организации по развитию инфраструктуры туризма на Великом Шелковом пути в Республике Казахстан" от 30 апреля 1997 года N 3476 и "О Государственной программе Республики Казахстан "Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюрко-язычных государств, создание инфраструктуры туризма" от 27 февраля 1998 года N 3859. Принятие этих документов положительно сказалось на развитии казахстанского рынка туризма. Одним из шагов к развитию международных отношении в сфере туризма также стало вступление Казахстана в 1993 году в качестве действительного члена в Всемирную Туристскую Организацию, заключение международных соглашений о сотрудничестве в области туризма [5]. Наиболее развитой является сеть туристских фирм в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областях, а также в городах Алматы и Астане. По состоянию на 1 января 2003г. в Республике Казахстан было зарегистрировано около 24 тыс. хозяйствующих субъектов, как юридических лиц, их филиалов и представительств, так и физических лиц, деятельность которых связана со сферой туризма. Среди них 230 гостиниц, 1690 предприятий отдыха и туризма, 83 санаторно-курортных учреждений, а также физкультурно-оздоровительные учреждения, специализированные торговые предприятия, природные парки и заповедники, автотранспортные предприятия, рестораны, рекламные агентства и др [6]. Основными туристическими услугами являются резервирование и продажа авиабилетов; резервирование гостиниц и транспорта; размещение и встреча туристов; оказание услуг по оформлению загранпаспортов, виз, страховых полисов и т.д. Республика Казахстан расположена в центре Евразии, на стыке перспективных авиационных, транспортных и экономических артерий между Европой и Азией, Севером и Югом. Главная задача в этой области - сделать республику доступной для зарубежных туристов. В 2009 году, по данным Агентства по туризму и спорту РК, общий объем оказанных туристических услуг в Казахстане достиг 73 млрд тенге по сравнению с 63 млрд тенге 2008 года. Въездной туризм уменьшился на 11% и составил 4,7 млн человек, выездной – увеличился на 15%, составив 5,2 млн человек, внутренний туризм увеличился на 8,2% и составил 4,2 млн человек [7]. По оценкам ВТО и Всемирного совета туризма и путешествий, на каждое рабочее место, создаваемое в индустрии туризма, приходится от пяти до девяти рабочих мест, появляющихся в других отраслях. Туризм прямо или косвенно влияет на развитие 32 отраслей экономики и способствует развитию инфраструктуры страны. Согласно статистическим данным, до конца 2008 года в Казахстане рост объема обслуживания туристов составлял в среднем 28% в год [8] (см. диаграмму 1). Диаграмма 1. Динамика количества туристов, обслуженных в РК
В настоящее время доля выездного туризма значительно превышает доли въездного и внутреннего туризма, что не способствует развитию этой отрасли казахстанской экономики. Сегодня в стране функционируют более 1000 туристских компаний, которые сотрудничают с 80 странами мира, но только около 20% из них работают на привлечение туристов в страну и оказывают услуги по внутреннему туризму. Ожидается, что развитие въездного туризма за весь период 2007-2011 гг. может принести казне свыше 600 млрд тенге, а также благотворно скажется на занятости местного населения в туристской сфере, которая, согласно прогнозам, в 2011 году должна составить 550 тыс. человек. В целом, туризм может занять третье по доходности место в экономике Казахстана. Литература
|