Каталог статей

Д.э.н. Герасимчук З.В., Полищук В.Г.
Луцкий национальный технический университет, Украина

Финансовые методы стимулирования устойчивого развития региона

Механизм стимулирования устойчивого развития региона предусматривает применение финансовых методов стимулирования устойчивого развития региона. Финансовые методы стимулирования являются способом стимулирующего влияния финансовых отношений на устойчивое развитие региона. Главными финансовыми методами стимулирования устойчивого развития региона можно считать следующие: финансовое планирование, финансовый контроль и финансовое обеспечение.

Финансовое планирование стимулирования устойчивого развития региона является процессом решения определенных социальных, экологических и экономических задач планового характера, результаты которых направлены на заблаговременное принятие и оценку взаимозависимой совокупности решений стимулирующего характера для достижения устойчивого развития региона в будущем. В процессе финансового планирования стимулирования устойчивого развития региона необходимо четко обнаруживать существующее состояние относительно финансирования мероприятий стимулирующего характера, направленных на достижение устойчивого развития региона. Именно благодаря финансовому планированию должно осуществляться экономическое обоснование финансовых решений и выбор оптимальных вариантов финансирования.

Основными заданиями финансового планирования стимулирования устойчивого развития региона должны быть: разработка стратегии финансирования стимулирующих мероприятий, направленных на достижение устойчивого развития конкретного региона; содействие привлечению внешних источников финансирования мероприятий, которые будут способствовать достижению устойчивого развития региона; эффективное использование существующих внутренних источников финансирования стимулирования устойчивого развития региона; содействие самофинансирования за счет расширения базы привлечения местных финансовых ресурсов.

Финансовые показатели, которые используются при составлении финансовых планов, должны отображать показатели инвестиционного, налогового и трансфертного стимулирования устойчивого развития региона.

Конечным результатом финансового планирования стимулирования постоянного региона должен стать расчет оптимальных финансовых показателей, которые характеризуют формирование, распределение и использование финансовых ресурсов для достижения устойчивого развития региона. Система плановых финансовых показателей должна быть основой финансового плана – документу, который будет отображать финансирование стимулирующих мероприятий устойчивого развития региона на определенный срок.

Финансовое планирование стимулирования устойчивого развития региона должно осуществляться в таких формах: долгосрочное планирование (исследование и формирование на долгосрочный период времени вероятных путей привлечения и расходования средств для стимулирования устойчивого развития региона, который позволит формировать стратегическую перспективу финансирования стимулирования, – предлагается составлять долгострочные планы на период, больший трех лет); среднесрочное планирование (определение доходов и направлений расходования средств при стимулировании устойчивого развития региона, который позволит формировать финансовую стратегию стимулирования на более краткий период, – среднесрочные планы будут формироваться на период от одного до трех лет); текущее планирование (планирование финансирования стимулирующих мероприятий устойчивого развития региона в пределах проходящего года, – текущие планы будут формироваться сроком на один год).

Осуществление системы распределительных и перераспределительных процессов в процессе финансирования стимулирования устойчивого развития региона происходит с использованием метода финансового обеспечения стимулирования. Финансовое обеспечение стимулирования устойчивого развития региона – это целеустремленный процесс, который заключается в привлечении средств для финансирования стимулирующих мероприятий с целью достижения социальных, экономических и экологических целей региона, причем главной цель заключается в достижении устойчивого развития региона с соблюдением всех признаков постоянства.

Следует отметить, что в современной экономической литературе и в практической деятельности органов местной власти вопрос финансирования развития регионов чаще всего связывают с политикой распределения и перераспределения бюджетных ресурсов, которое предусматривает финансирование экономических процессов на региональном уровне. Однако многолетний опыт свидетельствует, что бюджетная поддержка не стала значительным фактором уменьшения диспропорций в социальном, экономическом и экологическом развитии регионов. Более того, в отдельных случаях имеет место неэффективное использование инвестиционного бюджетного ресурса. В такой ситуации появляется потребность совершенствования механизмов финансирования социального, экономического и экологического развития региона, в основе которого – рациональное использование местных финансовых ресурсов, укрепления финансовой базы реализации приоритетных социально-экономических программ региона.

Финансовое обеспечение стимулирования устойчивого развития региона должно включать финансирование таких основных составляющих процесса стимулирования устойчивого развития как налоговое, инвестиционно-инновационное, трансфертное и институционное стимулирование устойчивого развития региона.

По окончании определенных периодов финансового обеспечения стимулирования устойчивого развития региона необходимо проводить финансовый контроль стимулирования. Он состоит в осуществлении проверки правильности распределения привлеченных средств на финансирование стимулирующих мероприятий для достижения устойчивого развития региона, а также сравнении плановых финансовых показателей с запланированными и выявления источников для расширения базы финансирования стимулирования устойчивого развития региона. То есть, финансовый контроль стимулирования устойчивого развития региона – это целеустремленный процесс, с помощью которого государственные и региональные органы власти выясняют законность и целесообразность реализации действий относительно привлечения средств для финансирования стимулирования устойчивого развития региональной СЕЕ системы, а также установления отклонения фактических результатов финансирования стимулирования от плановых для достижения устойчивого развития региона в целом и социальных, экологических и экономических целей региона в частности.

Финансовые методы стимулирования устойчивого развития региона являются лишь составной частью механизма стимулирования устойчивого развития региональной социо-эколого-экономической системы. Для того, чтобы выяснить все аспекты механизма стимулирования устойчивого развития, необходимо рассматривать систему инструментов стимулирования устойчивого развития и определить источники привлечения средств для проведения эффективной политики стимулирования устойчивого развития региона.

Литература:

  1. Герасимчук З. В. Регіональна політика сталого розвитку: теорія, методологія, практика: Монографія / З. В. Герасимчук – Луцьк: Надстир’я, 2008. – 528 с.
  2. Вахович І. М. Фінансова політика сталого розвитку регіону: методологія формування та механізми реалізації: Монографія / І. М. Вахович – Луцьк: Надстир’я, 2007. – 496 с.
  3. Герасимчук З.В. Фінансова політика сталого розвитку регіону: Монографія / З.В.Герасимчук, І.М. Вахович, І.М. Камінська – Луцьк: Надстир’я, 2006. – 220 с.