Каталог статей

Р.Х. Мантель, магистр менеджмента, докторант
Казахстанско-Американский Свободный Университет,
г. Усть-Каменогорск, Казахстан

Международный туризм и его роль в развитии национальной экономики

Под термином «национальная экономика» традиционно видят совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями и охарактеризованных следующими признаками. Это общее экономическое пространство, законодательство, единая валюта и кредитная, денежная и финансовая система, а также территориальная определенность с общим экономическим центром. Главными целями национальной экономики являются стабильность, эффективность и справедливость путем обеспечения роста национального объема производства, высокого уровня занятости и стабильной ценовой политики.

Все эти намеченные положения можно достичь путем применения инструментов макроэкономического регулирования, таких как фискальная, денежно-кредитная и внешнеэкономическая политика. Международный туризм является одной из наиболее динамично развивающихся областей внешнеэкономической деятельности, играя важную роль в современной мировой экономике.

По данным Всемирной туристской организации (World Tourism Organisation), в 2008 г. было совершено около 702,6 млн. международных путешествий, что принесло общий доход в размере 474,2 млрд. долл.

Международный туризм как вид внешнеэкономической деятельности также оказывает значительное влияние на состояние мирового ВВП. Так, согласно оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), к 2014 году доля туризма возрастет до 10,9% мирового ВВП.

Рассмотрим ближе историю развития международного туризма в Западной Европе в соответствии с периодизацией, разработанной В.Б. Сапруновой. При составлении данной иерархии были задействованы следующие критерии: технико-экономические и социальные предпосылки, а также целевые функции туризма на разных этапах развития.

В. Б. Сапрунова выделяет 4 этапа в истории развития мирового туризма [1]:

  1. Предыстория туризма;
  2. Появление специализированных туристических организаций (XIX-начало XX вв.);
  3. Становление социального туризма (начало - 40е годы XX вв.);
  4. Массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма (50е гг. XX в. – современный этап).

Туристской индустрия - это совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристские услуги и товары туристского спроса, такие как гостиницы и другие средства размещения, средства транспорта, предприятия общественного питания, предприятия, выпускающие сувениры и другие товары туристского спроса [2]. В туристской индустрии во всем мире занято более 214 млн. человек. Для многих стран международный туризм является одним из основных источников роста ВВП и национальной экономики.

Удельный вес доходов в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг составляет: в Испании - 18,3%, Австрии - 11,8%, Греции - 33,6%, Португалии - 14,9%, на Кипре - 53%. В большинстве развивающихся стран на долю иностранного туризма приходится 10-15% доходов от экспорта товаров и услуг (Индия, Египет, Перу, Парагвай, Коста-Рика) [3].

Согласно статистическим данным мировых экспертов, в 2009 г. поступления от международного туризма во всем мире составили 852 млрд. долл. США (т.е. около 611 млрд. евро), - что является снижением по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года в размере 942 млрд. дол. США (641 млрд. евро) [4].

С 60-x годов ХХ века начался этап активного развития международного туризма. В это время увеличилось число международных туристических путешествий с различными целями, а в 60-70-х гг. международные поездки приобрели массовый характер. Рост международного туризма приобретает захватывающие темпы [5]. Туризм как форма международной торговли услугами и его роль в социально-экономическом развитии страны подробно исследовалась такими учеными, как Е.Ф. Авдокушин, Е.С. Акопова, А.Ю. Александрова, А.П. Дурович, К. Кац, А.П. Киреев, Е.П. Пузакова, В.Е. Рыбалкин, B.C. Сенин, И.П. Фаминский, Г. Харрис и др.

Рост числа прибытий туристов в период с 1960 по 2000 гг. отражен на диаграмме 1.

Диаграмма 1 Число прибытий, млн. человек

Доходы стран от продажи услуг туризма выросли в этот период более чем в 69 раз, с 6,8 млрд. долл. до 473,4 млрд. долл. (Диаграмма 2).

Диаграмма 2 Поступления, млрд. долл.

По мнению Всемирного совета по туризму и путешествиям(WTTC), в 2014 году число людей, занятых в системе туризма, составит 8,6% всего занятого населения в мире [6].

Развитие международного туризма оказывает положительное влияние воздействие на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики [7].

В настоящее время в Казахстане туристский бизнес развивается с преимущественной ориентацией на выездной туризм. Это обусловлено тем, что казахстанцы предпочитают отдых за пределами страны, что обеспечивает мощный канал вывоза капитала из Казахстана и создает множество новых рабочих мест за рубежом.

Казахстан обладает всеми необходимыми предпосылками и природными и трудовыми ресурсами для развития международного туризма в стране. Туризм представляет собой комплексную многоуровневую социально-экономическую систему, находящуюся в постоянном развитии. Если рассматривать туризм как внешнеэкономическую деятельность, то можно назвать его объектом, отвечающим за производство, реализация туристических услуг и товаров посредством различных организаций, располагающими такими ресурсами.

Согласно оценкам ВТО, потенциальные возможности Казахстана велики, но страна нуждается в соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры, что позволит ей занять достойное место на мировом рынке туристических услуг.

Литература

  1. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. – М.: «Ось-89», 1997. – 160с.: ил.
  2. The 2004 Travel & Tourism Economic Research, 2004 Edition, WTTC.
  3. Ердавлетов, С. Р. География туризма: история, теория, методы, практика / С.Р. Ердавлетов. – Алматы - 2000 г. – 336 с.
  4. Международный туризм: первые результаты 2010 г. подтверждают тенденцию к росту. Новости отрасли. Business Travel Agencies Association. [сылка более недоступна}
  5. Всемирная Туристская Организация (ВТО). Сентябрь 2003г.
  6. Travel and tourism is the second largest US services export “Travel Business Roundtable” ">www.tbr.org.
  7. Ибраев, К. Казахстан практически неизвестен в мире как туристское направление // Панорама – 2004 №18.