Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дробышева Н.Ю.
Оценка стоимости товарного знакаПроизводство конкурентоспособного продукта закладывается задолго до поступления товара на рынок – на стадии исследовательских и опытно-конструкторских работ с последующей коммерциализацией результатов исследований. Все большее число производителей выбирает этот, более сложный путь продвижения своих товаров и услуг, связанный с вложением значительных средств в маркетинговые исследования, рекламу и разработку бизнес-планов, тем самым подтверждая свое намерение основательно и надолго закрепиться на рынке конкурентоспособной продукции. В этой связи хочется напомнить о важности своевременной защиты своей интеллектуальной собственности, во избежание регистрации прав на имя различного рода, порой «нечистоплотных», третьих лиц. И начинать этот процесс нужно уже с разработки фирменного знака, который будет сопровождать производимую продукцию и наноситься на документацию. Уже на этой начальной стадии можно заложить и предопределить будущее производства. Благозвучный, легко различимый и запоминающийся знак может стать союзником и надежным партнером, а в последующем и визитной карточкой компании, при условии достойного качества производимого товара. Ценность товарного знака заключается во взаимоотношении производителя продукции с его потребителем, так как товарный знак несет в себе функцию гарантии качества. Поэтому необходимо выделить основные функции товарного знака, знака обслуживания. Это индивидуализация знаков, которая позволяет потребителям выбрать товар, услугу именно у конкретного производителя из обилия подобных товаров и услуг. Следующие функции знаков – это символ качества и реклама. И основная, очень важная функция – это функция охранительная, так как только зарегистрированный в соответствии с законодательством товарный знак или знак обслуживания может получить охраняемую законом монополию на его использование. По типовой классификации объектов интеллектуальной собственности товарные знаки относятся к так называемым объектам промышленной собственности наряду с изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами и селекционными достижениями. Товарный знак – обозначение, способное отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Можно выделить две основные и четыре вспомогательные функции товарного знака (см рисунок 1)
Рисунок 1 – Функции товарного знака Теория оценки выделяет целую совокупность случаев, когда может иметь место оценка прав на товарные знаки:
Оценка товарных знаков, как и любого другого вида промышленной собственности, традиционно осуществляется тремя подходами: доходным, затратным и сравнительным. На наш взгляд, применительно к оценке товарных знаков наибольший вес имеют методы доходного подхода, так как именно доход, получаемый от использования товарного знака, преимущественно и определяет его стоимость. Использование сравнительного подхода в казахстанских условиях затруднено в связи со скудной базой сравнения, а также с закрытостью информации о результатах проведенных оценок. Затратный подход в большей степени применим для оценки вновь создаваемых товарных знаков, то есть знаков, еще не выпущенных на рынок. В рамках доходного подхода при оценке товарных знаков традиционно выделяются следующие основные методы:
В данной статье особый акцент сделаем на методе дисконтирования будущих доходов. Основываясь на методе дисконтирования будущих доходов, оценщик приводит прогнозируемые доходы, генерируемые товарным знаком, по соответствующей ставке дисконта, к чистой текущей стоимости. Оценка товарного знака включает в себя три элемента:
Компанией Brand Finance разработана особая методика расчета ставки дисконта через так называемую brendbetaTM. Для дисконтирования потока доходов используется ставка дисконта, рассчитанная по формуле: , (1) где: - безрисковая ставка; - среднерыночная ставка доходности. Первая часть формулы – это безрисковая ставка. Она корректируется с учетом коэффициента, исчисленного с помощью метода brendbetaTM и определенного для каждого товарного знака индивидуально. Вторая часть формулы – это расчет премии за риск. При расчете brendbetaTM оцнщик сначала определяет рейтинг товарного знака по специальной таблице экспертным путем (таблица 1). Таблица 1 – Шкала определения рейтинга товарного знака
Каждый знак получает рейтинг в интервале от нуля до ста баллов. Сам процесс ранжирования товарного знака можно сравнивать с обычными кредитными рейтингами, в соответствии с которыми банки определяют кредитоспособность клиента и ставку, под которую ему будут ссужены средства (таблица 2). Таблица 2 – Рейтинг товарного знака
Соответственно средний товарный знак, т.е. получивший рейтинг в 50 баллов, получит и среднюю составную ставку дисконта для данного сектора рынка на данном национальном рынке. В то время как знак, получивший 100 баллов, теоретически является безрисковым и должен дисконтироваться по безрисковой ставке. Однако в реальности существование такого товарного знака практически невозможно. Оценка 0 означает наивысшую ставку дисконта с удвоением той надбавки, что была сделана к безрисковой ставке заимствования. Чем сильнее товарный знак, тем выше индекс значимости товарного знака brendbetaTM, который определяется по следующей формуле: brendbetaTM=2-0,02 x балл индекса значимости товарного знака (2) Таким образом, к безрисковой ставке дисконтирования прибавляется премия за риск, рассчитанная путем умножения премии за риск на коэффициент brendbetaTM, соответствующий оценке (рейтингу) товарного знака. И в заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что для современного производителя должно быть очевидным, что превращение интеллектуальной собственности в товар дает возможность получения реального дохода от владения исключительными правами, которые могут быть объективно оценены. |