|                                                                                                           
Т.А. Дементьева
Аспирант ИЭП НАН Украины
 г. Донецк
 Сущность и классификация инновацийВопросы инновационного
развития Украины всё чаще поднимаются на государственном уровне как
приоритетные, перспективные и не имеющие альтернативы. Тем не менее, ещё рано
говорить о высоком уровне инновационного развития Украины [1], поскольку
инновационная деятельность в Украине характеризуется значительным научно-техническим  потенциалом и низким результирующим
показателем инновационной активности. 
 Как справедливо отмечено [3, с.77-78]
«Научная новизна, внедренная в практику, становиться инновацией», и далее
«…однако необходимо это понятие освободить от 
избыточного ложного пафоса, неоправданных  надежд, содействовать пресечению самоуверенности  во внедрении инноваций». Наиболее часто термин «инновация» (от англ. innovation – нововведение, новаторство) связывают с термином
«новация» (от лат. novation – изменение, обновление).
Ряд ученых [4, с.23] «новацию» трактуют как конечный метод, принцип, новый
порядок, новый продукт, процесс, качественно отличный от предшествующего
аналога, который является результатом интеллектуальной деятельности, оконченных
научных исследований и разработок. Г.Губерная [3, с.78] «новацию» рассматривает
как внутрисистемные нововведения.
 Соглашаясь с вышеизложенными подходами о
сущности понятия «новация», следует отметить, что применительно к предприятию
данное понятие можно рассматривать как изменение или обновление процессов,
продуктов внутри самого предприятия. Учитывая всю многогранность и разнообразие
использования понятия инноваций в различных сферах деятельности в научной
литературе [1-5] целесообразно представить их классификацию табл. 1.
 Таблица 1
 Классификация основных видов
инноваций  [5;6]
 
 
  | Критерий 
   | Основные типы
  инноваций
   | Определение
   |  
  | По значимости в
  экономическом развитии
   | Базисные
   (радикальные)
   | В основе разработки лежат новые фундаментальные
  достижения, направлены на освоение принципиально новых продуктов и услуг,
  формируют новые направления в развитии техники
   |  
  | Улучшающие
   (приростные)
   | Направлены на улучшение параметров производимых продуктов
  и используемых технологий, совершенствование продукции и технологических
  процессов
   |  
  | По направленности
  результатов
   | Производственные
   | Воплощаются в новых продуктах, услугах или технологиях
  производственного процесса, т.е. представляют собой реализацию нового знания
  в новых продуктах, услугах или введение новых элементов в производственный
  процесс
   |  
  | Маркетинговые
    
   | Реализация новых или значительно улучшенных  маркетинговых методов, охватывающих
  существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых
  методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и
  продвижения  на рынке сбыта,
  формирование новых ценовых стратегий
   |  
  | Процессные
   | Новые методы организации производства (новые технологии)
   |  
  | Экономические
   | Направлены
  на изменение методов и способов планирования 
  всех видов производственно- хозяйственной деятельности, снижение
  производственных затрат и улучшение конечных результатов, рост экономического
  стимулирования и материальной заинтересованности трудящихся
   |  
  | По функциональному
  назначению
    
   | Организационные 
   | Реализация нового метода в ведении бизнеса, организации
  рабочих мест или организации внешних связей. Данные инновации направлены на
  повышение эффективности деятельности организации путем снижения
  административных издержек, путем повышения удовлетворенности работников
  организацией рабочих мест (рабочего времени).
   |  
  | Социальные
   | Улучшение условий и характера труда, социального
  обеспечения, предоставляемых услуг, психологического климата и характера
  взаимоотношений на предприятии 
   |  
  | По причине
  возникновения
   | Стратегические
   | Внедрение их носит упреждающий характер с целью получения
  решающих конкурентных преимуществ в перспективе 
   |  
  | Реактивные
   | Обеспечивают выживание предприятия, как реакция на новые
  преобразования, осуществляемые конкурентом
   |  На основе теоретического обобщения
существующих подходов к определению «инновация» следует заключить, что
«инновация» представляет собой результат кооперации авторского коллектива,
имеющего в своем активе нематериальный продукт, группы менеджеров, обладающих
способностями и опытом коммерциализации новшеств и промышленного сектора,
имеющего потенциальные возможности реализации таких новшеств в товары и услуги.
 Список использованных источников 
     
Сичкарь И.А.
Сущность формирования инновационной модели развития экономики Украины: опыт
зарубежных стран / И.А.Сичкарь // Прометей.
– 2007. – №1. – С.86-89;
    
Об инновационной деятельности: Закон Украины  ст.266. № 40 – IV от 04.07.2002 г. / Ведомости Верховной Рады
Украины. – Офиц. изд. – К.: Парлам.
из-во, 2003. – 46с.;
    
Губерная Г.К. Блеск и
нищета инноваций / Г.К. Губерная // Економіка промисловості. – 2007. – №4 (39). – С.77-84;
    
Терещенко Э.Ю.
Инновационный менеджмент: Учебно – методическое пособие / [Э. Ю. Терещенко,
А.А. Лактионова, Е.В. Егорова]; под общей ред. П.В. Егорова. – Донецк: ООО
«Юго-Восток, ЛТД», 2006. – 163с.;
    
Санто Б. Инновация как
средство экономического развития: Пер. с венг. общ. ред. и вступ. ст. Б.В.
Сазонова. – М.: Прогресс, 1990. – 296с.;
    
Макарова П.А. Статистическая оценка
инновационного развития / П.А. Макарова, Н.А. Флуд // Вопросы статистики. –
2008. – №2. – С.15-29.
 |