Каталог статей

Т.А. Дементьева
Аспирант ИЭП НАН Украины
г. Донецк

Сущность и классификация инноваций

Вопросы инновационного развития Украины всё чаще поднимаются на государственном уровне как приоритетные, перспективные и не имеющие альтернативы. Тем не менее, ещё рано говорить о высоком уровне инновационного развития Украины [1], поскольку инновационная деятельность в Украине характеризуется значительным научно-техническим потенциалом и низким результирующим показателем инновационной активности.

Как справедливо отмечено [3, с.77-78] «Научная новизна, внедренная в практику, становиться инновацией», и далее «…однако необходимо это понятие освободить от избыточного ложного пафоса, неоправданных надежд, содействовать пресечению самоуверенности во внедрении инноваций». Наиболее часто термин «инновация» (от англ. innovation – нововведение, новаторство) связывают с термином «новация» (от лат. novation – изменение, обновление). Ряд ученых [4, с.23] «новацию» трактуют как конечный метод, принцип, новый порядок, новый продукт, процесс, качественно отличный от предшествующего аналога, который является результатом интеллектуальной деятельности, оконченных научных исследований и разработок. Г.Губерная [3, с.78] «новацию» рассматривает как внутрисистемные нововведения.

Соглашаясь с вышеизложенными подходами о сущности понятия «новация», следует отметить, что применительно к предприятию данное понятие можно рассматривать как изменение или обновление процессов, продуктов внутри самого предприятия. Учитывая всю многогранность и разнообразие использования понятия инноваций в различных сферах деятельности в научной литературе [1-5] целесообразно представить их классификацию табл. 1.

Таблица 1

Классификация основных видов инноваций [5;6]

Критерий

Основные типы инноваций

Определение

По значимости в экономическом развитии

Базисные

(радикальные)

В основе разработки лежат новые фундаментальные достижения, направлены на освоение принципиально новых продуктов и услуг, формируют новые направления в развитии техники

Улучшающие

(приростные)

Направлены на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продукции и технологических процессов

По направленности результатов

Производственные

Воплощаются в новых продуктах, услугах или технологиях производственного процесса, т.е. представляют собой реализацию нового знания в новых продуктах, услугах или введение новых элементов в производственный процесс

Маркетинговые

Реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынке сбыта, формирование новых ценовых стратегий

Процессные

Новые методы организации производства (новые технологии)

Экономические

Направлены на изменение методов и способов планирования всех видов производственно- хозяйственной деятельности, снижение производственных затрат и улучшение конечных результатов, рост экономического стимулирования и материальной заинтересованности трудящихся

По функциональному назначению

Организационные

Реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей. Данные инновации направлены на повышение эффективности деятельности организации путем снижения административных издержек, путем повышения удовлетворенности работников организацией рабочих мест (рабочего времени).

Социальные

Улучшение условий и характера труда, социального обеспечения, предоставляемых услуг, психологического климата и характера взаимоотношений на предприятии

По причине возникновения

Стратегические

Внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе

Реактивные

Обеспечивают выживание предприятия, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом

На основе теоретического обобщения существующих подходов к определению «инновация» следует заключить, что «инновация» представляет собой результат кооперации авторского коллектива, имеющего в своем активе нематериальный продукт, группы менеджеров, обладающих способностями и опытом коммерциализации новшеств и промышленного сектора, имеющего потенциальные возможности реализации таких новшеств в товары и услуги.

Список использованных источников

  1. Сичкарь И.А. Сущность формирования инновационной модели развития экономики Украины: опыт зарубежных стран / И.А.Сичкарь // Прометей. – 2007. – №1. – С.86-89;
  2. Об инновационной деятельности: Закон Украины ст.266. № 40 – IV от 04.07.2002 г. / Ведомости Верховной Рады Украины. – Офиц. изд. – К.: Парлам. из-во, 2003. – 46с.;
  3. Губерная Г.К. Блеск и нищета инноваций / Г.К. Губерная // Економіка промисловості. – 2007. – №4 (39). – С.77-84;
  4. Терещенко Э.Ю. Инновационный менеджмент: Учебно – методическое пособие / [Э. Ю. Терещенко, А.А. Лактионова, Е.В. Егорова]; под общей ред. П.В. Егорова. – Донецк: ООО «Юго-Восток, ЛТД», 2006. – 163с.;
  5. Санто Б. Инновация как средство экономического развития: Пер. с венг. общ. ред. и вступ. ст. Б.В. Сазонова. – М.: Прогресс, 1990. – 296с.;
  6. Макарова П.А. Статистическая оценка инновационного развития / П.А. Макарова, Н.А. Флуд // Вопросы статистики. – 2008. – №2. – С.15-29.