Т.А. Дементьева
Аспирант ИЭП НАН Украины
г. Донецк
Сущность и классификация инноваций
Вопросы инновационного
развития Украины всё чаще поднимаются на государственном уровне как
приоритетные, перспективные и не имеющие альтернативы. Тем не менее, ещё рано
говорить о высоком уровне инновационного развития Украины [1], поскольку
инновационная деятельность в Украине характеризуется значительным научно-техническим потенциалом и низким результирующим
показателем инновационной активности.
Как справедливо отмечено [3, с.77-78]
«Научная новизна, внедренная в практику, становиться инновацией», и далее
«…однако необходимо это понятие освободить от
избыточного ложного пафоса, неоправданных надежд, содействовать пресечению самоуверенности во внедрении инноваций». Наиболее часто термин «инновация» (от англ. innovation – нововведение, новаторство) связывают с термином
«новация» (от лат. novation – изменение, обновление).
Ряд ученых [4, с.23] «новацию» трактуют как конечный метод, принцип, новый
порядок, новый продукт, процесс, качественно отличный от предшествующего
аналога, который является результатом интеллектуальной деятельности, оконченных
научных исследований и разработок. Г.Губерная [3, с.78] «новацию» рассматривает
как внутрисистемные нововведения.
Соглашаясь с вышеизложенными подходами о
сущности понятия «новация», следует отметить, что применительно к предприятию
данное понятие можно рассматривать как изменение или обновление процессов,
продуктов внутри самого предприятия. Учитывая всю многогранность и разнообразие
использования понятия инноваций в различных сферах деятельности в научной
литературе [1-5] целесообразно представить их классификацию табл. 1.
Таблица 1
Классификация основных видов
инноваций [5;6]
Критерий
|
Основные типы
инноваций
|
Определение
|
По значимости в
экономическом развитии
|
Базисные
(радикальные)
|
В основе разработки лежат новые фундаментальные
достижения, направлены на освоение принципиально новых продуктов и услуг,
формируют новые направления в развитии техники
|
Улучшающие
(приростные)
|
Направлены на улучшение параметров производимых продуктов
и используемых технологий, совершенствование продукции и технологических
процессов
|
По направленности
результатов
|
Производственные
|
Воплощаются в новых продуктах, услугах или технологиях
производственного процесса, т.е. представляют собой реализацию нового знания
в новых продуктах, услугах или введение новых элементов в производственный
процесс
|
Маркетинговые
|
Реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих
существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых
методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и
продвижения на рынке сбыта,
формирование новых ценовых стратегий
|
Процессные
|
Новые методы организации производства (новые технологии)
|
Экономические
|
Направлены
на изменение методов и способов планирования
всех видов производственно- хозяйственной деятельности, снижение
производственных затрат и улучшение конечных результатов, рост экономического
стимулирования и материальной заинтересованности трудящихся
|
По функциональному
назначению
|
Организационные
|
Реализация нового метода в ведении бизнеса, организации
рабочих мест или организации внешних связей. Данные инновации направлены на
повышение эффективности деятельности организации путем снижения
административных издержек, путем повышения удовлетворенности работников
организацией рабочих мест (рабочего времени).
|
Социальные
|
Улучшение условий и характера труда, социального
обеспечения, предоставляемых услуг, психологического климата и характера
взаимоотношений на предприятии
|
По причине
возникновения
|
Стратегические
|
Внедрение их носит упреждающий характер с целью получения
решающих конкурентных преимуществ в перспективе
|
Реактивные
|
Обеспечивают выживание предприятия, как реакция на новые
преобразования, осуществляемые конкурентом
|
На основе теоретического обобщения
существующих подходов к определению «инновация» следует заключить, что
«инновация» представляет собой результат кооперации авторского коллектива,
имеющего в своем активе нематериальный продукт, группы менеджеров, обладающих
способностями и опытом коммерциализации новшеств и промышленного сектора,
имеющего потенциальные возможности реализации таких новшеств в товары и услуги.
Список использованных источников
-
Сичкарь И.А.
Сущность формирования инновационной модели развития экономики Украины: опыт
зарубежных стран / И.А.Сичкарь // Прометей.
– 2007. – №1. – С.86-89;
-
Об инновационной деятельности: Закон Украины ст.266. № 40 – IV от 04.07.2002 г. / Ведомости Верховной Рады
Украины. – Офиц. изд. – К.: Парлам.
из-во, 2003. – 46с.;
-
Губерная Г.К. Блеск и
нищета инноваций / Г.К. Губерная // Економіка промисловості. – 2007. – №4 (39). – С.77-84;
-
Терещенко Э.Ю.
Инновационный менеджмент: Учебно – методическое пособие / [Э. Ю. Терещенко,
А.А. Лактионова, Е.В. Егорова]; под общей ред. П.В. Егорова. – Донецк: ООО
«Юго-Восток, ЛТД», 2006. – 163с.;
-
Санто Б. Инновация как
средство экономического развития: Пер. с венг. общ. ред. и вступ. ст. Б.В.
Сазонова. – М.: Прогресс, 1990. – 296с.;
-
Макарова П.А. Статистическая оценка
инновационного развития / П.А. Макарова, Н.А. Флуд // Вопросы статистики. –
2008. – №2. – С.15-29.
|