Каталог статей |
Болтунова Е.М., Навасардян
А.А.
Традиционный российский учет или все же переход на МСФОПосле распада СССР в 1997 году правительство новой России впервые решило всерьез заняться отечественными стандартами учета и отчетности. В связи с этим был принят ненормативный документ «Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике», в котором впервые прозвучала идея перехода на МСФО и, соответственно, МСФО были взяты как та цель, на которую будут направлены все реформы бухгалтерского учета. В соответствии с указанной концепцией была принята Программа реформирования, где предусматривалось принятие новых ПБУ, нового Плана счетов, закона «О консолидированной отчетности» и изменений в закон «О бухгалтерском учете». Переход на МСФО планировался для всех компаний к 2000 году. В 2004 году Правительство подвело итог своей деятельности в области бухгалтерского учета в «Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу». В этом документе были проанализированы причины несостоявшегося перехода на МСФО, выявлены проблемы, предложены решения для них. Кроме того, произошел принципиальный отказ от полноценного перехода на МСФО всех российский компаний. Планировалось, что МСФО станет обязательным только для наиболее крупных и важных компаний, чьи деловые и долговые инструменты котируются на биржах. На сегодняшний день существует только два юридически значимых документа, устанавливающих обязанность определенных хозяйствующих субъектов формировать отчетность в соответствии с принципами МСФО:
Сегодня в обязательном порядке отчетность по МСФО составляют только банки. Кроме того, прошли две стадии проекта TASIS, целями которого были:
Проект осуществлялся совместно Министерством Финансов РФ, компаниями «PricewaterhouseCoopers» и «Росэкспертиза». Сегодня большинство ПБУ на 80% составлены в соответствии с требованиями международных стандартов. Итак, постараемся разобраться, почему же организации применяют МСФО? В последние годы все большее количество крупных и средних российских предприятий осуществляют перевод своей финансовой отчетности на международные стандарты. Это обусловлено следующими основными причинами, все из которых, тем или иным образом приводят либо к привлечению дополнительных, либо к экономии имеющихся денежных средств:
Основным «внешним» аргументом в пользу перехода к составлению отчетности на основании МСФО для российских компаний является тот факт, что такой переход должен стать важным шагом на пути обеспечения открытости и прозрачности российских компаний, повышении их конкурентоспособности (в том числе в борьбе за источники финансирования на отечественном и международном рынках капитала), снижения стоимости привлекаемых ими заемных средств, а также общего улучшения состояния финансового рынка России. Практика применения МСФО доказала, что они позволяют обеспечить максимальную полезность финансовой отчетности для широкого круга пользователей, поскольку изначально разрабатываются как стандарты, позволяющие раскрывать достаточный для всех участников рынка объем информации о компании, ее финансовом положении и финансовых результатах, вследствие чего МСФО-отчетность в большей степени, чем отчетность, составленная по национальным стандартам, может использоваться для оценки и прогнозирования развития компаний, для принятия инвестиционных решений, для оценки деятельности менеджмента, т.е. всех тех факторов, в информации о которых заинтересованы инвесторы. Очевидно, что наиболее актуален данный аргумент для крупных компаний, которые, как было отмечено выше, уже составляют отчетность, основанную на международных стандартах, а также для предприятий среднего бизнеса, имеющих планы развития с привлечением дополнительных источников финансирования. Что касается «внутренних стимулов» для перехода конкретного хозяйствующего субъекта к составлению отчетности по МСФО, то обычно называют два основных. Первый состоит в том, что отчетность, отвечающая международным стандартам, позволяет дать более объективную оценку не только финансовому состоянию компании, но и эффективности системы управления компанией в целом и отдельными сегментами бизнеса ее в частности, что необходимо не только внешним пользователям, но и менеджменту компании. Второй «положительный» момент, ожидаемый от российских компаний (точнее, от финансово-бухгалтерских служб российских компаний) при переходе на МСФО состоит в том, что применение международно признанных принципов составления отчетности «дисциплинирует» компанию, составляющую и представляющую отчетность, поскольку переход на МСФО предполагает при формировании отчетных форм применение всех стандартов по совокупности (из тех, которые могут быть применены к деятельности конкретной компании), в то время как отчетность, составленная по российским стандартам, зачастую содержит только перечень сведений, содержащихся в рекомендованных формах отчетности, не раскрывая ряд «бесполезных», на первый взгляд, показателей. Выше мы рассмотрели так называемые «микроэкономические» эффекты от введения МСФО в учетную практику российских компаний. Между тем, переход на составление финансовой отчетности российских компаний на основе стандартов, признанных в большинстве стран мира, способен оказать положительное влияние и на экономику России в целом (макроэкономический эффект), в частности, по следующим направлениям:
Однако при оценке необходимости перехода на составление российскими компаниями отчетности по МСФО нельзя не обращать внимания и на ряд трудностей, с которыми неизбежно столкнется каждая отдельно взятая компания, пользователи отчетности и профессиональное сообщество в целом. О сложностях, которыми неизбежно сопровождается процесс признания и адаптации международных стандартов, уже упомянуто выше. Ниже остановимся на менее глобальных, но не менее важных проблемах.
Подводя итог, можно отметить, что внедрение международных стандартов диктуется экономической необходимостью. Прозрачная и качественная финансовая отчетность является неотъемлемым условием развития, как финансового рынка, так и реального сектора экономики. Внедрение учета по международным стандартам финансовой отчетности требует значительных затрат. Но они с лихвой окупятся, открыв организации новые возможности по привлечению крупных иностранных инвесторов и респектабельных клиентов. Поэтому перспективы МСФО в России однозначны - международные стандарты рано или поздно будут в том или ином виде инкорпорированы в национальную систему бухгалтерского учета. Скорость этого процесса будет зависеть от эффективного взаимодействия между государством, бизнесом и профессиональным бухгалтерским и аудиторским сообществом. Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчётности», который принят Государственной Думой 7 июля 2010 года и одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года. Федеральный закон направлен на повышение качества и прозрачности финансовой информации российских организаций. Федеральным законом устанавливаются общие требования к обязательному составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчётности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности. Федеральным законом предусматривается применение МСФО и Разъяснений МСФО, принимаемых Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчётности и признанным в порядке, установленном с учётом требований законодательства Российской Федерации правительством Российской Федерации с учётом позиции Центрального банка Российской Федерации. Исходя из требований закона начиная с 2015 года всем организациям необходимо будет вести свою отчетность в соответствии с международными стандартами. |