Каталог статей

К.э.н. Ажиметова Г.Н.
Казахский Национальный Педагогический Университет им. Абая, Республика Казахстан

Роль высшей школы в создании бренда «Текстиль Казахстана»

На сегодняшний день важным направлением развития Казахстана является инвестирование в образование, навыки и способности населения. Образование необходимо понимать как экономические инвестиции, а не просто как затраты на социальные нужды.

Образование – это фундаментальная сфера, играющая ключевую роль в развитии государства. Еще в XI веке среднеазиатский писатель Юсуф Баласагуни в своей книге «Благодатное знание» писал: «Владыка, чье могущество в законах, не может править без людей ученых».

Существует множество доказательств, связывающих образование и экономический рост:

  • обзор международных исследований в макро- и микроэкономике свидетельствует о том, что существует тесная связь между образованием, доходом и производительностью. Связь не является линейной, отражая большую отдачу при инвестициях на более раннем этапе обучения;
  • исследования подтверждают важное значение инвестиций в развитие образования, будь это фокус на уровне грамотности или улучшении средней продолжительности обучения: более образованные экономики являются более устойчивыми. В странах, инвестирующих в образование, лучше показатели роста экономики. Исследования Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) свидетельствует о том, что при увеличении среднего уровня образования населения трудоспособного возраста на 1 год, экономика увеличивается на 3-6 %, и темп роста экономики выше на 1%.

Помимо экономических выгод, образование создает другие социальные выгоды. Способствует формированию социального капитала - общества с большой долей гражданского участия, высокой социальной сплоченностью и интеграцией, низким уровнем преступности.

Без адекватного высшего образования и научной подготовки, создающих ядро квалифицированных и образованных людей, интеллектуальную элиту страны, ни одно государство не способно к развитию. Только высококачественное образование может подготовить человека к сложной и эффективной работе, динамичному восприятию новых ценностей и идей [1]. В связи с этим, развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое процветание страны.

Выдвинутая президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым Программа форсированного индустриально-инновационного развития страны предполагает ее кадровое обеспечение квалифицированными специалистами мирового уровня. При этом роль и значение высшей школы немаловажна.

Появление в Казахстане высшей школы принято отсчитывать с приходом советской власти. До нее система образования состояла, в основном, из гимназий, медресе и училищ [2].

С позиций социально-экономического развития именно высшая школа является центром науки, культуры и образования. Для системы вузовского профессионального образования характерна широкопрофильная, фундаментальная подготовка студентов, что позволяет продолжать обучение в стенах данного университета на всех уровнях, включая аспирантуру и докторантуру. В объёме учебной нагрузки высших учебных заведений значительная доля принадлежит различным формам самостоятельной работы и индивидуальным формам обучения. Смещение акцента от образовательной деятельности к научному аспекту позволяет решить многие проблемы подготовки и переподготовки специалистов с учетом современных требований.

На сегодняшний момент рыночные законы определяют потребности товаров предлагаемых производителями, именно спрос является основным фактором, регулирующим объемы предложений производителя. Высшее образование – это наука, обучение посредством науки и наука как результат и цель инновационного развития.

Деятельность высшей школы в настоящих экономических условиях достаточно серьезно ориентирована на особенности сложившиеся в существующем научно-образовательном пространстве, при этом вузы осваивают механизмы выживания и устойчивого развития, пути развития этих вузов различны, но идея и стратегические ориентиры во многом похожи, так как ориентированы на инновационное развитие.

Создание высоких, наукоемких технологий возможно только путем аккумуляции и мобилизации интеллектуального капитала учреждений науки и образования, при этом достаточно весомое положение в этом процессе отводится высшей школе. При ставке на наукоемкие и высокие технологии, имеющие особое значение для инновационного прогресса, задачи интеграции науки и высшего профессионального образования становятся приоритетными для процесса инновационного развития Казахстана.

Следует также отметить, что согласно Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015годы, производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным ее, основной целью которой является минимизация сырьевой ориентации страны, путем обеспечения опережающего развития обрабатывающей отрасли экономики.

По результатам анализа конкурентных преимуществ страны текстильная промышленность определена как один из семи наиболее перспективных кластеров. По каждому из них разработаны планы соответствующих мероприятий, которые уже начали реализовываться. Первым пилотным кластером стал хлопково-текстильный кластер в Южно-Казахстанской области (ЮКО) РК.

Для планомерной реализации создания и развития хлопково-текстильного кластера в южном регионе Казахстана уже проведены мероприятия на государственном уровне. В частности, принят Закон РК «О развитии хлопковой отрасли» 23.07.2007г., создаются современные лаборатории по покипной оценке качества хлопка-волокна, открыт научно-исследовательский институт хлопководства, ведется работа по организации транспортно-логистических центров. Указом Президента РК в июле 2005г. создана Специальная экономическая зона «Онтустик».

СЭЗ «Онтустік» создана сроком до 01.07.2030г. для привлечения инвесторов в текстильный сектор, перспективный для региона и в целом для Казахстана. Основными целями создания СЭЗ являются комплексное развитие хлопкоперерабатывающих высокотехнологичных производств, текстильной (прядильно-ткацкой) и швейной отраслей промышленности, а также активизация вхождения экономики Казахстана в систему мировых хозяйственных связей.

Создание и функционирование СЭЗ позволит сформировать благоприятные условия для дальнейшего развития текстильной промышленности, в частности производства готовых изделий, привлечения производителей мировых торговых марок для производства готовой текстильной продукции и расширения ее ассортимента. Ожидается, что СЭЗ не только окажет позитивное влияние на развитие Южно-Казахстанского региона, но и будет способствовать развитию текстильной промышленности и смежных производств по республике. В целом, конечной целью развития СЭЗ «Онтустик» является интегрирование текстильной промышленности Казахстана в мировой рынок; создание и продвижение торговой марки (бренда)"Текстиль Казахстана".

06 мая 2010 года государственным учреждением "Дирекция специальной экономической зоны "Онтустік" при поддержке Акимата Южно-Казахстанской области был проведен семинар-конференция на тему: "Перспективы развития текстильной промышленности и проблемы подготовки кадров".

Главная цель семинара-конференции - обсуждение перспектив текстильной промышленности и возможностей усовершенствования вопроса подготовки кадров для текстильных предприятий.

Основными задачами проведения данного семинара, являлись определение текущего состояния системы образования по текстильным специальностям, выявить проблемы и трудности, обсудить перспективы и возможности усовершенствования системы подготовки кадров текстильной промышленности, создать платформу для диалога всех участников текстильного кластера.

Среди участников семинара были представители Управления предпринимательства и промышленности ЮКО, Управления образования ЮКО, трех казахстанских ВУЗов, готовящих специалистов текстильной промышленности (Южно-Казахстанский Государственный Университет (ЮКГУ) им. М.Ауезова, Таразский Государственный Университет им. М.Х. Дулати, Алматинский Технологический Университет), Университета Манчестер Метрополитен (Великобритания), лицей №5 города Шымкент, представители АО НК "СПК "Онтустік", представители компаний, реализующих инвестиционные проекты на территории СЭЗ "Онтустік", а также представители компании по производству текстильного оборудования Textima.

Как известно, реализация индустриально-инновационной стратегии ориентирована на создание новых производств с преобладающей долей высокотехнологичной и наукоемкой продукции. Ключевыми направлениями, обеспечивающими ее успешное выполнение, являются наука и подготовка кадров. Огромная ответственность за выпуск специалистов высочайшей квалификации ложится на вузы. «Задача казахстанских вузов – предоставлять образование на уровне мировых стандартов... Считаю, что надо в первую очередь развивать технические специальности, в которых мы испытываем большой дефицит и вынуждены привлекать кадры из-за рубежа... «Приоритетное развитие точных и инженерных наук в сфере высшего образования – это обязательное условие нового этапа развития», – подчеркивает президент РК Н. Назарбаев [3].

Основная цель развития системы высшего профессионального образования - удовлетворение долгосрочных стратегических интересов общества, государства и личности, повышение качества подготовки специалистов путем системного и целенаправленного реформирования вузовской системы. Поэтому наука и образование становятся важнейшими приоритетами национальной стратегии развития.

Как известно, сегодня на юге Казахстана быстрыми темпами развиваются аграрный, хлопковый, пищевой, строительный и металлургический сектора. Это существенным образом повлияло на образовательную траекторию подготовки кадров. Еще несколько лет назад ЮКГУ им. Ауезова (местонахождение – ЮКО РК), значительно расширив вузовскую номенклатуру, начал подготовку студентов по этим направлениям.

Еще одно «веление времени» – создание новых связей с работодателями и бизнес-средой. Главная задача – мотивировать промышленные предприятия к совместной подготовке кадров. Сегодня университетом совместно с ведущими предприятиями региона создано свыше 80 учебно-научно-производственных комплексов (УНПК). Наиболее эффективное партнерство развивается с компаниями «ПетроКазахстанОйл-Продактс», «КазФосфатом», промышленной корпорацией «Южполиметалл», Юго-Западным центром сельского хозяйства, «Онтустiк Мунай газ», АО «Меланж», АО «ЮТЕКС», АО «Шымкентцемент» [4]. Главные специалисты этих производств принимают активное участие в учебном процессе, читают лекции по актуальным проблемам производства, проводят мастер-классы, руководят производственной практикой и дипломными проектами.

При подготовке будущих специалистов главный упор необходимо делать на фундаментальность образования и спрос со стороны производства. Это обеспечивает быструю адаптацию выпускников к меняющимся производственным условиям, что позволяет достичь высокого уровня трудоустройства.

Таким образом, создание и функционирование учебно-научно-производственных комплексов на базе технических университетов позволит позиционировать их как базовообразующие элементы научно-инновационного развития национальной экономики, поскольку деятельность УНПК будет способствовать ускорению процессов инновационной модернизации высокотехнологичных разработок во всех отраслях промышленности национальной экономики, повышению устойчивости и обеспечению конкурентных преимуществ ее развития на долгосрочную перспективу за счет активного вовлечения в практику и продвижения на рынок перспективных результатов научно-технической и инновационной деятельности.

Процесс интеграции научно-образовательного пространства способен обеспечить инновационное развитие страны в части подготовки специалистов и вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-инновационной деятельности, что окажет соответствующие позитивные изменения в экономике Казахстана.

Литература:

  1. Жумагулов Б. «Два года кардинальных инноваций»// Известия –Казахстан 15.06.2010г.
  2. Асылбаев Д.С. Развитие высшего образования и этапы формирования управления высшей школой в РК //Вестник КАСУ №4 - 2006
  3. Кусаинов А. «В Казахстане за последние 10 лет государственное финансирование образования увеличилось в семь раз» // Казахстанская правда 29.06.2010г.
  4. Бишимбаев В. «Миссия ВУЗа – инновационная индустриализация» // Байтерек №3 июль 2010г.