Каталог статей

Есымханова З.К., к.э.н., профессор кафедры «Финансы»,
АО «Финансовая академия», г. Астана, Казахстан

Некоторые аспекты эффективности процесса финансирования на микро- и макроуровнях

Согласно Посланию Президента страны народу Казахстана «Казахстан - 2030», необходимо реализовать семь долгосрочных приоритетов, которые требуют мобилизации эффективного использования громадных финансовых ресурсов, что в свою очередь, предполагает дальнейшее реформирование финансовой системы. [1]. А корпоративные финансы, являясь главным звеном финансовой системы государства, а ее основная форма - финансовые ресурсы, при выполнении своих специфических функции, затрагивают все сферы общества.

Таким образом, в условиях рынка финансовые ресурсы играют важную роль в формировании денежных фондов предприятий, различных организационно-правовых форм хозяйствования, отраслей деятельности и форм собственности.

Следовательно, благодаря функционированию финансов предприятий, происходит рост финансовых ресурсов предприятий, что в свою очередь ведет к увеличению макроэкономических показателей (доля в ВВП, экономический рост и др.) отраслей деятельности и страны в целом.

Стабильные макроэкономические показатели любого государства вселяют уверенность предприятиям в обеспечении их функционирования и дают толчок в осуществлении активной финансовой стратегии в осуществлении различных видов финансово-хозяйственной деятельности. Если каждое предприятие будет вносить в экономику страны огромные финансовые результаты, то увеличение финансовых ресурсов на микроуровне приведет к их росту на макроуровне.

В связи с этим определены основные мероприятия по совершенствованию эффективности процесса финансирования предприятий (таблица 1):

Таблица 1

Комплекс основных разработанных мероприятий для эффективности процесса финансирования на микроуровне

Наименование мероприятий

Механизм реализации

1.

Проведение анализа и мониторинга финансовых ресурсов предприятий

использование предложенной модели мониторинга финансовых ресурсов предприятий

2.

Прогнозирование прибыли предприятий

составление модели прогнозирования прибыли предприятия

3.

Определение оптимальных подходов формирования финансовых ресурсов предприятий

традиционные и альтернативные подходы

4.

Выбор различных эффективных инструментов финансирования предприятий

лизинг, факторинг и др.

5.

Возможность и необходимость применения инструментов финансового рынка в современных условиях в процессе формирования финансовых ресурсов предприятий

выпуск корпоративных ценных бумаг - облигационных займов и др.

6.

Использование способов формирования финансовых ресурсов предприятий посредством проведения инвестиционной политики на разных уровнях

участие в региональных, государственных и прочих инвестиционных и других программах

7.

Повышение эффективности инструментов финансового планирования и стратегического прогнозирования основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий

составление индикативного плана и разработка долгосрочного стратегического прогноза основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий

8.

Увеличение ликвидных активов

проведение политики ускорения оборачиваемости активов, усиление эффективности расчетно-платежной дисциплины, наличный и безналичный расчет за реализованную продукцию (работ, услуг)

9.

Привлечение внешних источников финансирования

кредиты, займы банков на долгосрочных и краткосрочных основах

10.

Снижение неэффективных расходов предприятия

политика совершенствования затратного механизма

П р и м е ч а н и е: Составлено и разработано автором.

На таблице 1 приведен комплекс основных разработанных мероприятий для эффективности процесса финансирования на микроуровне. Определены следующие мероприятия которые разработаны для эффективности процесса финансирования на микроуровне. Из них можно выделить следующие мероприятия: мероприятия по проведению анализа и мониторинга финансовых ресурсов предприятий, мероприятия по прогнозированию прибыли предприятий, мероприятия по определению оптимальных подходов формирования финансовых ресурсов предприятий, мероприятия по выбору различных эффективных инструментов финансирования предприятий, возможность и необходимость применения инструментов финансового рынка в современных условиях в процессе формирования финансовых ресурсов предприятий, использование способов формирования финансовых ресурсов предприятий посредством проведения инвестиционной политики на разных уровнях, мероприятия для повышения эффективности инструментов финансового планирования и стратегического прогнозирования основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий, мероприятия для увеличения ликвидных активов, привлечение внешних источников финансирования, мероприятия по снижению неэффективных расходов предприятия и др. При проведении мероприятий применяются соответствующие механизмы их реализации.

При проведении анализа и мониторинга финансовых ресурсов предприятий используются предложенные модели мониторинга финансовых ресурсов предприятий. При прогнозировании прибыли предприятий составляются модели прогнозирования прибыли предприятия. При определении оптимальных подходов формирования финансовых ресурсов предприятий разрабатываются традиционные и альтернативные подходы. При проведении мероприятий по выбору различных эффективных инструментов финансирования предприятий разрабатываются лизинг, факторинг и др. Возможность и необходимость применения инструментов финансового рынка в современных условиях в процессе формирования финансовых ресурсов предприятий предполагают выпуск корпоративных ценных бумаг - облигационных займов и др.

При повышении эффективности инструментов финансового планирования и стратегического прогнозирования основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий осуществляется составление индикативного плана и разработка долгосрочного стратегического прогноза основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

При мероприятиях по увеличению ликвидных активов применяются проведение политики ускорения оборачиваемости активов, усиление эффективности расчетно-платежной дисциплины, наличный и безналичный расчет за реализованную продукцию (работ, услуг).

При проведении мероприятий по привлечению внешних источников финансирования предусматриваются кредиты, займы банков на долгосрочных и краткосрочных основах. Для снижения неэффективных расходов предприятия используется политика совершенствования затратного механизма.

Известно, что эффективное формирование финансовых ресурсов любого предприятия, на наш взгляд, зависит от четкого взаимосвязанного использования механизма реализации решений в комплексе принимаемых мероприятии на макроуровне.

В связи с этим определены основные мероприятия по совершенствованию эффективности процесса финансирования на макроуровне (таблица 2).

На таблице 2 приведен комплекс предлагаемых мероприятий для эффективности процесса финансирования на макроуровне.

В комплекс предлагаемых мероприятий для эффективности процесса финансирования на макроуровне включаются следующие мероприятия: мероприятия по проведению мониторинга финансовых ресурсов государства, мероприятия по прогнозированию ВВП страны, мероприятия по выбору различных эффективных инструментов финансирования экономики государства, использование способов формирования финансовых ресурсов государства посредством проведения инвестиционной политики на разных уровнях, мероприятия предусматривающие активное участие в реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 г. для повышения финансового потенциала экономики государства, мероприятия связанные с повышением эффективности инструментов финансового планирования и стратегического прогнозирования основных показателей экономики государства, мероприятия по снижению неэффективных расходов государства. Все перечисленные мероприятия разрабатываются по определенным механизмам реализации и др.

Таблица 2

Комплекс предлагаемых мероприятий для эффективности процесса финансирования на макроуровне

Наименование мероприятий

Механизм реализации

1.

Проведение мониторинга финансовых ресурсов государства

Разработка и использование модели мониторинга финансовых ресурсов государства

2.

Прогнозирование ВВП страны

Составление модели прогнозирования ВВП страны

3.

Выбор различных эффективных инструментов финансирования экономики государства

Финансовые инструменты (в.т.ч. ценные бумаги)

4.

Использование способов формирования финансовых ресурсов государства посредством проведения инвестиционной политики на разных уровнях

Разработка и реализация государственных межгосударственных и прочих инвестиционных и других программ

5.

Активное участие в реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 г. для повышения финансового потенциала экономики государства

Разработка стратегической программы развития экономики государства в рамках реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года

6.

Повышение эффективности инструментов финансового планирования и стратегического прогнозирования основных показателей экономики государства

Составление индикативного плана и проведение долгосрочного стратегического прогнозирования основных показателей экономики государства для включения в Концепцию развития экономики

7.

Снижение неэффективных расходов государства

Политика совершенствования затратного механизма

8.

План совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы. стабилизационных мер

Реализация антикризисной программы (смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста).

П р и м е ч а н и е: Составлено и разработано автором.

При проведении мониторинга финансовых ресурсов государства предусматривается использование предложенной модели мониторинга финансовых ресурсов государства. Мероприятия по прогнозированию ВВП страны осуществляются путем составления модели прогнозирования ВВП страны.

При выборе различных эффективных инструментов финансирования экономики государства применяются финансовые инструменты (в.т.ч. ценные бумаги). При использовании способов формирования финансовых ресурсов государства посредством проведения инвестиционной политики на разных уровнях осуществляется разработка и реализация государственных межгосударственных и прочих инвестиционных и других программ. Мероприятия предусматривающие активное участие в реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 г. для повышения финансового потенциала экономики государства осуществляют разработку стратегической программы развития экономики государства в рамках реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года.

Мероприятия по повышению эффективности инструментов финансового планирования и стратегического прогнозирования основных показателей экономики государства предусматривают составление индикативного плана и проведение долгосрочного стратегического прогнозирования основных показателей экономики государства для включения в Концепцию развития экономики. При проведении мероприятий по снижению неэффективных расходов государства используется политика совершенствования затратного механизма.

В целом от реализации стабилизационных мер, экономика Казахстана дополнительно получит государственную поддержку в объеме 2 172 млрд. тенге, из них за счет: средств Национального фонда – 1 200 млрд. тенге; мер Национального Банка – 350 млрд. тенге; снижения налоговой нагрузки в рамках действия нового Налогового кодекса – 500 млрд. тенге; создания Фонда стрессовых активов – 122 млрд. тенге.

В результате принятых в 2007 – 2008 годах мер и реализации Плана реальный прирост ВВП Казахстана в 2009 – 2010 годах ожидается на уровне 1-3 % в год. Уровень инфляции на конец 2009 и 2010 годов будет удержан в пределах 7-9 %. Уровень безработицы в предстоящие два года не превысит 8 %.

В рамках усиления эффективности процесса финансирования, обеспечения финансовой устойчивости и сохранения стабильности финансовой системы в Казахстане был разработан и принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам устойчивости финансовой системы», согласно которого ужесточены меры административной и уголовной ответственности за умышленное доведение финансовых организаций до неплатежеспособности. Такая мера необходима для сбалансированности управления финансовыми ресурсами на разных уровнях и сферах финансирования экономики.

Таком образом, в комплексе мероприятий, на наш взгляд, важным является механизм реализации по каждому мероприятию. При этом следует иметь в виду, что каждая позиция из приведенных в таблицах 1 и 2 наименований полностью охватывают финансовую деятельность и на уровне микрофинансов и на уровне макрофинансов в их взаимосвязи и с использованием составных финансового менеджмента. В конечном счете, основной целью на любом уровне финансирования выступает управление финансовыми ресурсами от стадии их формирования до конечного использования.

Литература:

  1. Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана. Алматы, Бiлiм, 1998, 96 с.
  2. Есымханова З.К. Формирование финансовых ресурсов предприятий в условиях рынка. Научное издание: Алматы. 2005. - с.172.
  3. План совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы.