Каталог статей |
Бутук
Александр Ильич
Диалектика характера и способа производстваОдной из вечно актуальных проблем различных дисциплин гуманитарных наук выступает осмысление исторического процесса в его разнообразных аспектах. Мне представляется, что всемирно-исторический прогресс наиболее адекватно (в политэкономическом смысле) можно отразить, если подходить к его периодизации с двух главных и взаимосвязанных позиций: А) с точки зрения выделения крупных ступеней (эр) в совершенствовании производительных сил и образа жизни; Б) в разрезе выявления этапности поступательного движения характера (типа) и способа производства. Останавливаясь на втором ракурсе, надо сразу отметить, что, по моему мнению, тип производства - это синтез определённого образа жизни (способа труда и способа потребления) с отношениями распоряжения и системой экономических интересов субъектов хозяйствования. В его развитии я выделяю шесть уже состоявшихся вех и одну, ещё находящуюся в процессе формирования. Их можно категориально определить в следующих терминах:
Каждому из названных типов производства отвечает вполне конкретный экономический строй (хозяйственная система, уклад, способ производства), который на базе господства соответствующей формы отношений собственности (доминирования исторически определённого вида связей присвоения-отчуждения) во взаимодействии с социально-политической надстройкой образует известную общественно-хозяйственную формацию. Если учитывать только так или иначе состоявшиеся уже способы производства, то можно констатировать диалектическое взаимодействие (единство и борьбу на разных исторических промежутках) следующего: + Исключительно общинный характер производства необходимого продукта и спорадического создания прибавочного продукта объективно породил родовую форму собственности, адекватную матриархальному строю первобытного полигамного общества, неизбежно предполагающего функционально-уравнительное распределение. + Подспудно возникший моногамно-семейный тип производства необходимого продукта и эпизодической выработки прибавочного продукта начал деформировать отношения присвоения-отчуждения, в которых стала соединяться общинная собственность на совместно используемые угодья и всё более расширяющаяся частно-семейная собственность на остальные объекты, подрывавшая устои родового строя и ведшая к становлению патриархата, какой разлагал функционально-уравнительное распределение и усиливал роль частного интереса появившейся парной, а потом моногамной семьи во главе с мужчиной. + Спонтанное развитие постепенно сформировало сверхсемейный (принудительно групповой) характер уже регулярного производства необходимого и прибавочного продукта, ставшего почвой расширения частной собственности, в которой одним из объектов становился человек в статусе раба ("говорящего орудия" наряду с "мычащими" и "молчащими" орудиями), подвергавшийся коллективной производственной эксплуатации преимущественно в зоне субтропиков, где примитивные ручные средства труда (например, мотыга или кайло, какие трудно было испортить под надзором) давали возможность постоянно создавать прибавочный продукт, присваивавшийся рабовладельцами, господствавшими в таком обществе, в коем (тем не менее) в экономике продолжал доминировать не рабовладельческий, но патриархальный уклад с так называемым домашним рабством, имевшим место и в других зонах. + Дальнейший прогресс обусловил становление моногамно-семейного типа устойчивого создания необходимого и прибавочного продукта, который детерминировал такую систему отношений присвоения-отчуждения, в которой земельные (а в зонах оросительного земледелия - и водные) ресурсы оказались почти в исключительной собственности светских и духовных феодалов, экономически принуждавших крестьян идти к ним в поземельно-личную зависимость, поскольку у семей последних не было главного условия сельскохозяйственного труда - земли, хотя им принадлежала их рабочая сила и движимый инвентарь, на базе коих они посредством тягловой силы своих животных вырабатывали для дворян и духовенства прибавочный продукт, изымавшийся в виде отработочной, продуктовой либо денежной форм ренты. + Совершенствование производительных сил предопределило переход к новому, индивидуальному характеру производства необходимого и прибавочного продукта, в результате чего началось разложение феодальных и формирование буржуазных отношений, где человек освобождался от многих форм личной зависимости, в том числе от землевладельцев, от сельских общин, от ремесленных цехов и от кровно-родственных уз патриархальной семьи, долгие века воспроизводивших, но и угнетавших человека. + Промышленная революция, развернувшаяся впервые на Западе, образовала общественный тип капиталистического производства, находившийся в противоречии с господством частнокапиталистической формы присвоения-отчуждения, которая (однако) смогла обеспечить стремительный прогресс образа жизни на фундаменте углубления общественного разделения труда, утверждения товарно-денежных взаимосвязей в качестве почти всеобщих, становления национальных и мирового рынков, формирования хозяйственных товариществ (прежде всего, акционерных обществ с их ценными бумагами, породивших разветвлённые фондовые рынки), и развития двухуровневых кредитных систем, без коих нельзя представить себе не только государственно-монополистического капитализма (с его уродствами), но также само завершение индустриализации и перехода к постиндустриальному обществу с их бесчисленными благами и антагонизмами потребительства. Что касается казённого социализма, который в XX ст. в борьбе с государственно-монополистическим капитализмом возник в рамках СССР (после Первой мировой войны) и ряда стран Центральной Европы и Восточной Азии (после Второй мировой войны), а также Кубы, то адекватный первому строй, хотя и оппонировал себя в качестве прямого и жёсткого антипода последнего, на самом деле (с политэкономической точки зрения) явился командно-административным воплощением грубого отрицания частной собственности во имя казённо непосредственной реализации общественного характера производства, сложившегося в относительно слабо развитых аграрно-индустриальных государствах. Казённый социализм (особенно, в СССР) сумел за счёт полной мобилизации тотально огосударствлённых ресурсов добиться несомненно великих достижений в широкомасштабной и стремительной индустриализации, создавшей индустриально-аграрное общество, на базе культурной революции, позволившей ему стать пионером мирного освоения космоса и атома, не говоря уже о других (несколько менее эпохальных, но весомых) свершениях в области развития производительных сил и образа жизни. В то же время, казённому социализму оказалась непосильной задача перевода экономики на преимущественно интенсивный путь роста, ибо он отторгал частную инициативу и предприимчивость, без коих повсеместно нельзя было каждодневно ориентировать субъектов хозяйствования на повышение качества продукции и отдачи всех видов ресурсов, находившихся всецело в распоряжении государственных структур. Социализированному капитализму, сложившемуся на Западе к середине XX в., удалось решить проблему интенсификации экономики гораздо лучше, нежели казённому социализму, хотя первый сформировался не в последнюю очередь под влиянием второго. К тому же, индустриально развитые страны смешанной экономики за счёт кейнсианских методов регулирования смогли уменьшить циклические колебания своих народных хозяйств и, тем самым, смягчить остроту присущих им антагонизмов. Однако, произошедшая вместе с крахом казённого социализма либерализация хозяйственной жизни Запада, произраставшая на почве освобождения спекулятивно-олигархических тенденций глобализации конца XX - начала XXI ст., привела к мировому кризису 2008-2010 гг. Он недвусмысленно, наглядно и жёстко показал невозможность эффективного продвижения к творческому (инновационно-экологическому) обществу без преодоления того вопиющего потребительства (доходящего до хищничества), какое установилось на Западе и какое продемонстрировало насущную необходимость кардинального реформирования смешанной экономики в русле обуздания спекулятивно-олигархической стихии посредством регулирования, построенного на обновлённом кейнсианстве, - обновлённом с действенным учётом перезревших проблем охраны окружающей среды и повышения духовно-творческих мотивов поведения людей. |