Каталог статей |
Кальчук Т.С. Стратегическое развитие информационных технологий предприятияИнформационные технологии (ИТ) уже заняли видное место в ряду базовых, фундаментальных основ многих компаний. ИТ действительно могут помочь усовершенствовать и расширить деловую активность, изменить бизнес-модели и открыть новые возможности для роста и развития бизнеса. Информационные технологии все больше влияют на бизнес, выступая как средство не только для повышения производительности, но и для создания новых услуг, проникновения на новые рынки и включения в бизнес новых партнеров. Повышенное внимание к развитию ИТ объективно связано с необходимостью обеспечения постоянного соответствия уровня развития информационных систем предприятия требованиям бизнеса. Можно ожидать, что развитие бизнеса неминуемо должно сопровождаться соответствующими изменениями в информационных системах. Не менее важным является то обстоятельство, что аналогичные изменения, хотя и более медленные, являются неизбежными даже и в случае стабильных условий - прежде всего из-за морального и физического устаревания отдельных компонентов информационной системы. Все большая зависимость деятельности организаций и бизнес-процессов от использования информационных технологий привела к тому, что стратегию развития информационных технологий (ИТ-стратегию) сегодня необходимо рассматривать в контексте долгосрочных планов и стратегии деятельности организации в целом. При этом ИТ-стратегию, так же как и другие элементы стратегического менеджмента компании, следует представлять в форме документа, содержащего программу развития информационных технологий, вытекающую из стратегии развития бизнеса компании. Проведя анализ существующей литературы и услышав отзывы действующих ИТ-директоров, можно сделать вывод, что далеко не все солидарны в вопросе необходимости и значимости оформления ИТ-стратегии в виде документа. Многие ИТ-директора утверждают, что такого понятия, как ИТ-стратегия, вообще не существует. Некоторые директора так считают, потому что в их компаниях есть общая стратегия бизнеса, высокая зрелость информационных технологий, поэтому роль ИТ определена и понятна. У таких ИТ-директоров стратегическое развитие ИТ является разделом общей стратегии компании. Другие ИТ-директора не понимают роли стратегического развития ИТ. Необходимо рассматривать ИТ-стратегию как и маркетинговую или коммерческую стратегии, но только в направлении использования и развития ИТ. При этом необходимо, чтобы в документе в явном виде были прописаны бизнес-цели компании и четко указано, каким образом с помощью ИТ они могут быть достижимы. Возможны случаи, когда высшее руководство не имеет четкой долгосрочной стратегия развития бизнеса. По сути это означает, что компания в определенной степени имеет реактивное, а не опережающее управление и каждый раз подстраивается под ситуацию на рынке. В этом случае для формирования ИТ-стратегии необходимо опираться на стандартные и понятные бизнес-цели. Такими целями могут быть: увеличение валовой прибыли, клиентской базы, сокращение расходов, совершенствование системы управления и т.д. Эти цели возникают перед любой компанией. ИТ-стратегия, основанная на таких целях компании, возможно, не всегда будет связана с изменениями на рынке, не вполне будет учитывать методы управления, принятые в компании, но она позволит проводить опережающее управление. При документальном оформлении ИТ-стратегии следует учитывать один важный нюанс, о котором часто забывают: в ИТ-стратегии необходимо проводить описание не только самой роли и набора инициатив в виде проектов, но и того, как эта роль будет исполняться. Таким образом, ИТ-стратегия должна содержать две составляющие: стратегические инициативы и то, как они будут реализованы. Первая составляющая подразумевает определение стратегических инициатив в области информационных технологий, помогающих бизнесу развиваться. Вторая составляющая - это принципы, которые определяют правила работы ИТ-департамента. Их можно сгруппировать в три раздела: руководящие принципы, технологические принципы, принципы работы сотрудников ИТ-департамента. Из руководящих принципов можно выделить:
К технологическим принципам, определяющим правила работы ИТ-департамента, относятся:
К принципам, определяющим правила работы ИТ-департамента, можно отнести принципы работы сотрудников:
Эти принципы работы необходимо прямо зафиксировать в документе, содержащем ИТ-стратегию. Это поможет успешно справиться в дальнейшем со многими возникающими проблемами. Разработка ИТ-стратегии позволит повысить значимость ИТ-департамента и улучшить организацию его работы. Можно выделить следующие положительные моменты наличия ИТ-стратегии:
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
|