Каталог статей

Чернышова С. В., Воронько А.И., Камышный Д. О.
Автомобильно-дорожный институт ГВУЗ ДонНТУ

Бенч-маркинг – трансформация смысла

Вступление Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО) в феврале 2008 г. ускорило интеграцию национальной экономики в мировую систему. Чтобы не остаться на обочине мировых взаимоотношений, отечественные производители вынуждены искать новые способы и методы повышения конкурентоспособности, производительности и эффективности производства.

Сегодня, в эпоху глобализации бизнеса, компании осознают необходимость всестороннего и детального изучения и последующего использования лучших достижений конкурентов в целях собственного выживания.

Мощным инструментом повышения конкурентоспособности продукции в условиях глобализации и гиперконкуренции по праву считается бенч-манкинг.

Бенч-маркинг возник в Японии в конце 50-х годов XX столетия и вывел разрушенную страну в лидеры индустриального развития (этот феномен записан в истории как «Японское экономическое чудо»). В основе бенч-маркинга лежит сравнение конкурентоспособности выпускаемой продукции с лучшими мировыми образцами и разработка программ доведения качества продукции до мирового уровня.

Возникнув в Японии в пятидесятые годы, бенч-маркинг охватил США. В 1979 году американская компания «Ксерокс» приступила к проекту «Бенч-маркинговая конкурентоспособность» для анализа затрат и качества выпускаемых продуктов в сравнении с японскими. Специалисты «Ксерокса» изучили опыт японских конкурентов и создали аппарат более совершенный, чем у японских фирм, снизив при этом издержки на 50% и время на разработку товара на 66%.

К 2000 году бенч-маркинг прошел ряд формационных изменений по содержанию.

  1. 50-е годы: японский этап — заимствование патентов и «ноу-хау» у лидеров мировой экономики;
  2. Начало 70-х годов: американский этап — реинжиниринг в бенч-маркинге (PIMS);
  3. Вторая половина 70-х годов: американский этап — бенч-маркинг конкурентоспособности («Ксерокс»);
  4. Восьмидесятые годы: этап бенч-маркинга бизнес-процессов — бенч-маркинг получает мировое распространение и рассматривается как систематический процесс, направленый на оценку альтернатив, реализацию стратегий, совершенствование характеристик производства, повышение его эффективности, конкурентоспособности продукции, качества труда.
  5. В настоящее время бенч-маркинг — это глобальная идеология «всеобщего качества», эффективности производства, конкурентоспособности продукции, инструмент организации международной торговли с использованием международных стандартов управления качеством и эффективностью производства и продуктов, симбиоз менеджмента и маркетинга, как с учетом национальных особенностей, так и на наднациональном (глобальном) уровне.

Использовать бенч-маркинг в современных условиях означает признать:

  1. Факт глобальной конкуренции, которая определяет экономическое развитие в любой форме хозяйственной деятельности.
  2. Факторы качества и конкурентоспособности продукта (товара) и производства – важнейшие условия обеспечения прибыльности, рентабельности, устойчивости и других показателей эффективной работы предприятия, его выживания и развития.
  3. Стратегию тотальной адаптации и использования мировых достижений в области производственных и бизнес-технологий.

Как видим, бенч-маркинг показывает руководителю, где на его фирме или на рынке возникли проблемы с затратами и качеством, конкретизирует их. Сфера применения бенч-маркинга включает разработку стратегии, операции и управленческие функции, однако основным источником сведений о рынке и о конкурентах остается покупатель. Бенч-маркинг служит для обеспечения конкурентоспособности и создания предпосылок проверки производительности фирмы в условиях интернационализации процесса закупки сырья и материалов. Бенч-маркинг относится к совокупности управленческих инструментов таких, как глобальное управление качеством, измерение удовлетворенности покупателей.

Таким образом, Бенч-маркинг является искусством обнаружения того, что другие делают лучше нас и изучением, усовершенствованием и применением их методов работы.

Литература:

  1. Питер Ф Друкер. Энциклопедия менеджмента. : Пер. с англ. — М. : Издательский дом "Вильямс", 2004. — 432 с.
  2. Б. Л. Кузнецов, М. М.Шарамко. Синергетический бенч-маркинг.—Набережные Челны: изд. КамПИ, 2006, 187 с.