Колпакова Н.С.
Аспирант кафедры финансов и кредита ЮФ НУБиП
Украины «КАТУ»
Основные модели организации предприятий и показатели оценки эффективности их деятельности
По нашему мнению
эффективность деятельности предприятия зависит от модели организации его
деятельности. Обычно выделяют четыре основных типа моделей [1, 2, 4]:
- базирующиеся на теоретических положениях школы научного управления;
- основанные на положениях теории
человеческих отношений и поведенческих наук;
- сформированные на положениях теории
систем;
- теоретическая концепция
заинтересованных групп. Систематизированные нами модели организаций с их
структурой и соответствующими системами управления, показателями оценки
эффективности представлены в таблице 1.1.
Практика
показывает, что в реальной действительности нет предприятий, которые строили бы
свою деятельность в полном соответствии с какой-нибудь одной моделью. Чаще
всего в них наблюдается процесс эволюционного перехода от одних приоритетов к
другим.
Главным
недостатком моделей закрытого типа является их замкнутость, ограниченность, не
учитывающая воздействие факторов внешней среды. Как отмечается в работе «Общее
управление организацией» [4, с.293], «теоретиков управления первой половины XX века не волновали проблемы
деловой среды, конкуренции и сбыта». Они придерживались «замкнутой системы».
В
современных же условиях жесткой конкуренции такой подход неприемлем. Внутренняя
среда организации во многом формируется под воздействием внешних факторов.
Поэтому возникает необходимость разработки новых моделей организаций, для которых
характерна «открытость».
Таблица 1.1
Основные модели организации
предприятий и показатели оценки эффективности их деятельности
Тип модели
|
Наименование модели
|
Элементы модели
|
Особенности системы управления
|
Показатели оценки эффективности
|
Модель
закрытого типа
|
Механистическая
модель (модель рациональной бюрократии)
(Ф.Тейлор, М.Вебер) (конец IХв.,
начало ХХв.)
|
Предприятие
рассматривается как замкнутая система и представляет собой комбинацию
основных производственных факторов: средств производства, рабочей силы, сырья
и материалов
|
Менеджмент ориентируется в первую очередь на
оперативное управление
|
При оценке
эффективности основное внимание уделяется выпуску продукции (то есть так называемым
«выходам» производственной системы). Основной индикатор оценки эффективности
— показатель внутренней экономичности, который характеризует выпуск на
единицу затрат. При этом должны обеспечиваться: высокое качество, удовлетворение
спроса, низкие затраты и цены, эффективное распределение продукции.
|
Модель
закрытого типа
|
Модель, основанная на теории
человеческих отношений и поведенческих науках (Э.Мэйо, Д.Макгрегор,
Ч.Барнард, Ф.Селзник, А.К.Гастев, Н.А.Витке и др.) Формируется в 30-х годах XX в.
|
Внимание в модели концентрируется
на одном внутреннем факторе — человеческом
ресурсе, которому подчинены все остальные факторы производства. Составляющие модели:
внимание к работникам, их мотивация, коммуникации, участие в принятии
решений, стиль управления и его влияние на производительность труда.
Предпочтение отдается демократическому стилю управления.
|
Главные задачи менеджеров заключаются в организации
и управлении персоналом
|
При оценке эффективности внимание акцентируется
на внутренних процессах, позволяющих достигать поставленных целей за счет
высокой производительности труда. Методология
оценки базируется на системе управления трудовыми ресурсами, включающей
показатели их формирования, развития и повышения качества трудовой жизни.
|
Модель
открытого типа
|
Модель построена
на основе теории систем (А.Чандлер,
Дж.Лорги, П.Лоуренсон, И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин и др.)
|
Предприятие
представляется в виде сложной иерархической системы, тесно взаимодействующей
с внешней средой
|
Стратегическое управление - в центре внимания
менеджеров организаций как открытых систем
|
Организация стремится получить максимальный эффект
от своих взаимоотношений с внешней средой, и это находит отражение в составе
показателей оценки системной эффективности. Например, в зарубежных компаниях
используются четыре группы показателей: -экономической эффективности;
-внутренней интеграции и координации;
адаптивности и реагирования на внешние воздействия;
-использования человеческого капитала. За рубежом уделяется большое внимание
разработке сбалансированной системы показателей (BSC).
|
Модель
открытого типа
|
Модель, основанная на концепции заинтересованных групп.
Формируется с
1980г.
|
Предприятие
стремится сбалансировать интересы связанных с ним различных групп, как внутри,
так и вне его границ (потребителей, поставщиков, конкурентов, инвесторов,
общества в целом)
|
В основе системы управления — стратегия
ограниченной
оптимизации, при которой достижение одной цели ограничено
требованием выполнять и другие цели организации на приемлемом уровне
|
Эффективность организации измеряется степенью
удовлетворения ожидании и потребностей всех заинтересованных групп, как
внутренних, так и внешних
|
Источник: составлено
автором
Механистическая
модель в целом критически оценивается современной наукой и практикой из-за ее
приоритетной ориентации на крупные организации; использования аналитических
методов, результаты которых нередко трудно и даже невозможно применить на
практике; выбора в качестве орудия завоевания рынка снижения издержек, а не
роста доходов. Кроме того, в механистических моделях не учитываются такие
факторы, как удовлетворенность работающих и долгосрочная готовность предприятия
адаптироваться к изменениям внешней среды.
Возможности
же модели, основанной на теории человеческих отношений, в поиске резервов
эффективности организации ограничены концентрацией только на одном внутреннем
факторе - человеческом ресурсе - и подчинении ему всех остальных факторов
производства.
Таким
образом, в современных условиях при оценке эффективности деятельности
предприятия представляется целесообразным использовать такие концепции, в
которых предприятие рассматривается как открытая система (теория систем и
концепция заинтересованных групп).
В современной аграрной экономике понятие производственных
возможностей конкретизовались с производственным потенциалом. Исследования
проблем сущности, измерения, применения производственного потенциала относятся
к девяностым годам.
Проведя
анализ различных подходов к оценке эффективности деятельности предприятий, мы
соглашаемся с мнением профессора Новиковым Ю.Н., который считает, что наиболее правильно отражать эффективность с использованием
формулы производственного потенциала [3, с. 21]. Однако, опираясь на теорию стоимости денег во
времени, полагаем, что целесообразно при расчете показателя эффективности
деятельности использовать сумму приведенных затрат к настоящей стоимости с
учетом индекса инфляции. Таким образом, показатель экономической эффективности
производства будет выглядеть следующим образом:
(1.1)
где, Э - показатель экономической эффективности производства,
ЧП – прибыль; i - годовой индекс инфляции, Ос – среднегодовая стоимость основных
средств (подлежит индексанции при увеличении уровня инфляции более 10%); Обс –
среднегодовая стоимость оборотных средств; ЧК – человеческий каптал; Доз –
экспертная оценка земли.
Таким
образом, на основе изученных подходов к определению эффективности деятельности
агроформирований установлено, что эффективность – это комплексное понятие,
которое включает качественную характеристику полученных результатов
деятельности, представленных в относительном и абсолютном выражении. Основным
критерием эффективности деятельности агроформирований должен являться уровень
рентабельности, рассчитанный на основе приведенных затрат.
-
Грузинов
В.П. Экономика предприятия (предпринимательская) / В.П. Грузинов: учеб. для
вузов: [2-е изд., перераб. и доп.]. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. – 795
с.
-
Зайцев
Л.Г. Стратегический менеджмент / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова: учеб. – М.: Экономиста, 2004. – 416 с.
- Новиков Ю.Н. Методические
аспекты определения эффективности сельскохозяйственного производства при
переходе к рыночной экономике / Ю.Н. Новиков, В.В. Радченко, Н.И. Агафонов. –
Днепропетровск: Пороги, 1991. – 26 с.
-
Румянцева
З.П. Общее управление организацией. Теория и практика : учеб. / З.П. Румянцева.
— М.:ИНФРА - М,
2004. — 304 с.
|