Каталог статей

Рева Татьяна Михайловна, к.е.н., доцент,
Академия таможенной службы Украины,
Днепропетровск

Внешнеэкономическая деятельность в условиях ВТО: проблемы и перспективы тарифного регулирования

Внешнеэкономическая деятельность Украины на условиях равноправного торгового сотрудничества предусматривает развитие налогообложения экспортно-импортных операций в направлении обеспечения свободного перемещения товаров на международном рынке. В создании однородной налоговой среды внешней торговли первоочередная роль отводится непрямым налогам, прежде всего, таможенной пошлине. Система таможенного регулирования, ориентируясь на экономическую интеграцию, постоянно реформируется в поисках оптимальных тарифов.

Экономическая сущность таможенной пошлины связана в первую очередь с тем, что, влияя на цену товара и отделяя национальный рынок от мирового, она активно влияет на конкурентоспособность товара, что, в свою очередь, отражается на темпах развития отраслей экономики. В Украине таможенная пошлина включена в состав налоговой системы, и, по мнению большинства исследователей, выполняет те же функции, что и налоги: фискальную и регулирующую, но имеет определенные особенности.

Модели использования таможенного тарифа с целью наполнения бюджета могут быть самыми разнообразными. Одна из них базируется на обязательном применении пошлины относительно товаров широкого потребления, при этом ставки пошлины предусматриваются на низком уровне с целью максимизации таможенных поступлений в государственный бюджет. Низкие ставки пошлины стимулируют импортеров, и в известной мере исключают поиск контрабандных путей [1].

Известно, что лишь развивающиеся страны прибегают к установлению таможенной пошлины в значительных размерах в связи с ограничением внутренних источников наполнения бюджета. Развитые страны активно не используют пошлину в упомянутой функции.

Мировая практика применения таможенного тарифа показывает, что наиболее распространенной является ввозная пошлина, и в очень ограниченных пределах используется вывозная пошлина. В настоящее время в Украине поступления пошлины на 90% формируются за счет импорта и только на 10% - за счет экспорта товаров.

Более важную роль играет пошлина в регулирующей функции, которая направлена на:

  • защиту экономики страны от негативного влияния иностранной конкуренции;
  • обеспечение условий для эффективной интеграции в мировое экономическое пространство;
  • поддержание рационального соотношения экспорта и импорта товаров, валютных поступлений и расходов;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре вывоза и ввоза, производства и потребления товаров [2].

В экономиках современных развитых стран Европы пошлина рассматривается как влиятельный фактор экономической интеграции. ЕС является членом ВТО, потому демонстрирует соблюдение принципов свободной торговли и готовность придерживаться всех правил, договоренностей, рекомендаций и решений, принятых в рамках ВТО, постепенно уменьшает средний уровень таможенных тарифов, что способствует либерализации торговли. Однако уменьшение размера таможенных ставок не является целью проведения таможенной политики. Сегодняшняя система защиты внутреннего рынка ЕС является примером умеренного протекционизма относительно тех секторов экономики, которые в нем нуждаются. Снижение среднего уровня тарифов может происходить за счет ставок, которые потеряли свое торгово-политическое и экономическое значение, в то же время ставки на стратегические товары остаются высокими. Так, по данным годового отчета ВТО за 2007 г., при среднем уровне тарифа 4,1%, максимальные ставки пошлины установлены на молочную продукцию – 237%, фрукты и овощи – 231%, табачные изделия – 210%.

Удельный вес беспошлинного импорта в ЕС в 2007 г. составлял 51% от всех товарных позиций. Однако существует значительное количество пошлин с высокими ставками, так называемыми «тарифными пиками». То есть, в европейских странах пошлина остается средством решения проблем внешнеэкономической деятельности в сочетании со стратегией внутреннего развития.

Как известно, в последние годы в связи с вступлением Украины в ВТО таможенный тариф испытывает существенные изменения в сторону усиления его регулирующей функции. Первый опыт таможенного регулирования при вхождении Украины в ВТО свидетельствует, что внутренние экономические условия улучшаются для одних секторов экономики и ухудшаются для других. Вступление в ВТО обусловило снижение тарифных ограничений для ввоза импортных товаров на внутренний рынок, что усилило конкуренцию, которую не все отечественные предприятия в состоянии выдержать. Однако, членство в ВТО не лишает страну определенных инструментов защиты внутреннего рынка. Можно выделить следующие направления таможенного регулирования в контексте членства Украины в ВТО:

  • таможенно-тарифная политика государства должна направляться как на либерализацию внешней торговли и легализацию “теневых” потоков импорта, так и на защиту национального товаропроизводителя. Украине необходимо ввести селективные тарифные ограничения для тех отраслей, которые могут понести наибольшие потери в процессе либерализации рынка. Прежде всего, к таким отраслям принадлежат сельское хозяйство и машиностроение;
  • учитывая значительный потенциал экономики Украины, справедливой является модель тарифного регулирования, предусматривающая формирование оптимальных рыночных отношений на каждом отдельном сегменте внутреннего рынка с безусловным приоритетом присутствия на нем национального товара. При этом целесообразно определить критический уровень (например, 15 – 25%) присутствия импортных товаров в каждом сегменте внутреннего рынка;
  • главным государственным приоритетом сегодня должна стать поддержка отраслей, которые применяют конкурентоспособные технологии, имеют высокую добавленную стоимость и являются перспективными на мировом технологическом рынке.

Такая поддержка должна отвечать стратегии национального инновационного развития и ее долгосрочным целям. Для эффективной реализации этой политики целесообразно применять весь спектр средств защиты внутреннего рынка, активно используемых в пределах ЕС. Это, прежде всего, таможенный контроль, квотирование и сертификация для ограничения импорта некачественной продукции.

Литература.

  1. Петренко М.О. Роль оподаткування зовнішньої торгівлі у зростанні доходів бюджету // Фінанси України. – 2005. – № 3. – С. 43 – 47.
  2. Гребельник О.П. Митне регулювання зовнішньоекономічної діяльності. – К.: Центр навчальної літератури, 2005. – С. 105.
  3. Світовий митний тариф 2005 – 2007. – Режим доступу. – Офіційний сайт СОТ. – http: // www.wto.org.