Каталог статей |
Скорин М.Г.
Перспективы программно-целевого бюджетирования в контексте Программы экономических реформГосударственные целевые программы являются эффективным инструментом реализации государственной политики на приоритетных направлениях социально-экономического развития. В условиях ограниченности бюджетных средств вопрос формирования приоритетных направлений реализации государственных целевых программ приобретает первостепенное значение. Предпринятые в последние годы попытки перехода от традиционного (постатейного) к программно-целевому бюджетированию показали, что отсутствие законодательно установленных приоритетов разработки новых целевых программ и неразвитое методическое обеспечение распределения бюджетных ассигнований между действующими программами относятся к основным проблемам, препятствующим результативной реализации программно-целевого метода в бюджетном процессе. Отсутствие системы отбора приоритетов сопровождалось распылением, низкой эффективностью использования бюджетных средств и систематическим недофинансированием программ. Проблема обоснования приоритетов для внедрения системы жесткого отбора программ остается нерешенной. Отсутствие такой системы способствует бесконтрольному увеличению количества целевых программ. С точки зрения разработки и утверждения новых целевых программ обоснование приоритетных направлений следует основывать на стратегических задачах построения в Украине социально ориентированной рыночной экономики и обеспечения ее инновационно-инвестиционного развития [6]. При этом действует принцип взаимного влияния государственных целевых программ и структурного реформирования экономики: с одной стороны, государственные целевые программы направляются на осуществление структурных реформ в приоритетных отраслях экономики на основе частно-государственного партнерства, с другой – эффективное выполнение целевых программ в ряде отраслей невозможно без их предварительного реформирования [4]. К базовым критериям отбора приоритетных государственных целевых программ следует отнести:
Программой экономических реформ «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», разработанной профильным комитетом при Президенте Украины на 2010-2014 годы, предусмотрены стратегические преобразования по четырем базовым направлениям: «Устойчивое экономическое развитие», «Повышение стандартов жизни», «Улучшение бизнес-климата и привлечение инвестиций», «Модернизация инфраструктуры и базовых секторов». При этом на основе конкретных показателей развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы разработчиками обосновано формирование приоритетов по каждому направлению. Основными направлениями обеспечения устойчивого экономического развития предполагаются стабилизация государственного бюджета, реформа налоговой системы, развитие финансового сектора и реформа межбюджетных отношений; повышения стандартов жизни – реформы медицинского обслуживания, системы пенсионного страхования, систем образования и социальной поддержки; улучшения бизнес-климата и привлечения инвестиций – дерегуляция и развитие предпринимательства, приватизация и управление государственной собственностью, развитие научно-технической и инновационной сферы, международная интеграция и сотрудничество; модернизации инфраструктуры и базовых секторов – реформы электроэнергетики, угольной отрасли, нефтегазовой промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, развитие транспортной инфраструктуры, сельского хозяйства и земельная реформа [3]. Таким образом, Комитетом по экономическим реформам при Президенте Украины осуществлено стратегическое планирование, на стадии которого отбираются долго- и среднесрочные цели, направления и задачи, на выполнение которых следует направить деятельность органов государственной власти с учетом финансовых возможностей бюджета. Следующий этап программно-целевого бюджетирования, предшествующий составлению бюджета, предполагает анализ и отбор программ, которые необходимо реализовать главным распорядителям бюджетных средств для достижения целей, определенных на стадии стратегического планирования. Одним из основных критериев определения объемов расходов на конкретные программы на данном этапе являются результаты работы главных распорядителей бюджетных средств в предыдущих периодах [2, с.65-66]. Другими словами, рассматриваются вопросы комплексной оценки реализации программ, принимаются решения по их дальнейшему финансированию и перераспределению ассигнований между бюджетными программами с учетом их выполнения и социально-экономического эффекта. Для принятия обоснованных решений о целесообразности дальнейшего финансирования государственных целевых программ необходимо провести расчеты уровней софинансирования (оценить работу государственных заказчиков в части привлечения внебюджетных ресурсов), фактического бюджетного финансирования (оценить выполнение плановых показателей финансирования программы за счет бюджетных средств), интегрированного показателя финансирования за период реализации программы за счет всех источников [5]. Данные показатели характеризуют финансовое обеспечение государственных целевых программ и могут служить для выработки обоснованных заключений по выявлению наименее перспективных программ с точки зрения их дальнейшего выполнения. Ввиду вышеизложенного, в настоящее время созданы предпосылки для повышения роли и дальнейшего совершенствования нормативно-правового и организационно-методического обеспечения института целевых программ бюджетом процессе Украины на основе приоритетов, определенных Программой экономических реформ на 2010-2014 годы. Источники и литература:
|