Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ракутько Светлана
Юрьевна
К проблеме оценки предпринимательского потенциала в контексте управления конкурентоспособностью ВУЗаОсобая роль в постиндустриальной экономике принадлежит сфере образования, характер и значение которой изменяются в наибольшей степени. Начиная с 60-х годов ХХ века затраты на образование во всех странах начинают расти гораздо быстрее, чем в других отраслях национального хозяйства. Затраты на образование становятся государственной задачей и занимают центральное место, наравне с затратами на оборону, здравоохранением социальной сферой. При переходе к постиндустриальному обществу знания становятся ключевыми во всех процессах развития. Система образования имеет двойную временную направленность. С одной стороны в образовании осуществляется воспроизводство накопленных знаний и опыта, а с другой стороны закладывается определенный облик будущей жизнедеятельности общества в целом. В связи с этим образованию отводится стратегически важная роль в экономическом развитии страны посредством ее возрастающего влияния на приращение стоимости человеческого капитала. Весь опыт развития подтверждает, что на роль лидеров в социально-экономическом развитии всегда претендовали страны, имеющие наиболее высокий уровень образования, науки, здравоохранения и культуры. Более высокий уровень образования имеет существенное значение для объяснения роста экономики страны. Если в экономики страны были бы ресурсы текущего периода, а уровень образования населения 1940-х гг., то валовой национальный продукт страны был бы намного меньше настоящего. Высшее образование служит одним из источников экономического роста страны. Во-первых, оно делает более продуктивным труд каждого человека. Во-вторых, высококвалифицированные кадры обладают повышенной способностью к восприятию новых научных идей, методов управления производства и управления, т.е. они не только работают производительнее, но и лучше распоряжаются имеющимися ресурсами. В-третьих, развитие науки и техники невозможно без высококвалифицированных кадров, которые генерируют идеи и воплощают их на практике. Следовательно, высшее образование выступает как необходимый элемент, как один из факторов ускорения научно-технического прогресса и повышения производительности труда в любой общественно-экономической формации, что обуславливает выделение обществом необходимых и достаточных средств на содержание и развития высшего образования. Известно высказывание Аристотеля о том, что «образование есть функция государства, осуществляемая им для вполне определенных целей». В результате недостаточного внимания государства научно-образовательной сфере, несмотря на то, что в российской науке занято 12% всех ученых мира, Россия держит лишь около 0,3% мирового рынка наукоемкой продукции. Для сравнения: США – 36%, Япония – 30%. Согласно статистике, в странах с развитой рыночной экономикой на долю человеческого капитала в формировании ВВП приходится 80%, при этом образованию принадлежит ведущая роль. Высшее образование в Канаде имеют 47% трудоспособного населения, в США – 33%, Швеции – 28%, Германии – 23%, Великобритании – 20%, в России – 13,5%. На 10 тысяч жителей Канады приходится 354 студента вузов, в США – 341, Нидерландах – 310, в России – 219. Что касается финансирования образования, то в США оно составляет 6% от ВНП, Германии – 4%, Великобритании – 4,9%, в России – 3%. По основным показателям, затрагивающим образование, Россия находится за пределами второй десятки стран мира (10 лет назад мы были в первой пятерке). 20 лет назад СССР по численности кадрового потенциала уступал только США, причем более половины его приходилось на РСФСР. Российский рынок образования, как и большинство других рынков, повторяет тенденции развития образовательного рынка развитых стран с определенным отставанием. Важнейшей тенденцией развития современного российского рынка образовательных услуг в сфере высшего образования является тот факт, что он стал очень привлекательным с точки зрения предпринимательства. Образовательный бизнес приносит все больше и больше доходов, поскольку спрос на образовательные услуги в условиях экономики знаний постоянно растет. Этот факт привлекает на рынок множество новых участников, при этом наиболее быстро растет число частных ВУЗов. Все это приводит к усилению конкуренции между образовательными учреждениями и необходимости поиска конкурентных преимуществ. Так, Ю.Б. Рубин отмечает, что «в контексте вступления России в «Болонский процесс», в ВТО вопрос о конкурентоспособности российских вузов, их конкурентных преимуществах и успехах на международном рынке приобретает общегосударственное значение. А это значит, что общество вправе рассчитывать на высокий уровень профессиональной компетентности российских вузов в осуществлении конкурентных действий, создании и претворении в жизнь эффективных конкурентных стратегий и тактических моделей поведения». По данным Федерального агентства по образованию, число вузов с 1993 до 2009 гг. выросло практически в 2,3 раза – с 626 до 1429. Точкой перелома можно считать 1995 год, когда впервые появились частные вузы. С 1995 г. динамика роста негосударственных ВУЗ существенно превышала динамику роста государственных ВУЗ, в среднем в 1,8 раз. В целом структура вузов по форме собственности к концу 2009 г. более менее стабилизировалась: негосударственные вузы составили около 47% от общего числа вузов в России. Вместе с ростом числа негосударственных вузов растет и прием в них студентов (табл.1). Таблица 1 – Динамика роста численности учебных заведений и количества студентов
Демографический спад и экономический кризис значительно сократил количество поступающих в вузы в 2009-2010 годах. Данная тенденция будет продолжаться пять последующих лет. По прогнозам Министерства образования и науки, к 2012 году количество выпускников школ в России может сократиться до 700 000 (против 1,3 миллиона выпускников в 2006 году). Кроме этого одной из главных проблем российского образования является его хроническое недофинансирование, несмотря на то, что с 2000 г. удалось добиться опережающего по сравнению с общеэкономическими показателями роста расходов на данную сферу. В 2000 г. расходы бюджетной системы Российской Федерации на образование составляли 2,9% ВВП, в 2006 году 3,9 %, а к 2009 году они снизились до 3% . Между тем в развитых странах на образовательную сферу выделяется не менее 5,3-5,5%, а в Японии, Южной Корее и Китае – 15-25% ВВП. Существующие проблемы свидетельствует о необходимости принятия вузами конкурентных стратегий для сохранения и развития устойчивости. В этих условиях потенциал Вуза становиться инструментом для получения дополнительного дохода, а осуществление предпринимательской деятельности позволяет не только получить этот доход, но и, инвестировав его в развитие потенциала, обеспечить максимальный уровень конкурентоспособности. С одной стороны потенциал должен обеспечивать процесс функционирования в рамках выполнения стандарта (текущий потенциал), с другой, давать возможность развивать конкурентные преимущества в краткосрочной и долгосрочной перспективе (предпринимательский потенциал). В предпринимательском потенциале ВУЗа мы выделяем следующие структурные элементы: научный потенциал, информационный потенциал, учебно-методический потенциал, материально-технический потенциал, потенциал качества образования, которые по нашему мнению являются существенными с позиции влияния их на эффективность и конкурентоспособность. Предпринимательский потенциал характеризуется важными чертами. Во-первых, он определяется его реальными возможностями, причем не только реализованными, но и нереализованными по каким-либо причинам. Во- вторых, он характеризуется объемом ресурсов и резервов, как вовлеченных, так и не вовлеченных в деятельность ВУЗа. В-третьих, он определяется не только возможностями и ресурсами, но и способностью эффективного их использования. Для того чтобы предпринимательский потенциал имел возможность к росту необходимо инвестировать дополнительные средства. Причем чем удачнее сложилась структура предпринимательского потенциала, чем в большем соответствии находятся его структурные и функциональные элементы, тем выше его синергетический эффект. Таким образом, прослеживается взаимосвязь и взаимообусловленность показателей эффективности использования дохода от предпринимательской деятельности, уровня предпринимательского потенциала и конкурентоспособности. Предпринимательский потенциал является интегральной характеристикой, определяющей ее системные ресурсные возможности. Он включает в себя совокупность материальных, нематериальных, финансовых, интеллектуальных, информационных, технологических, инновационных и других ресурсов, которые обеспечивают рост конкурентоспособности. Кроме того потенциал имеет возможность к движению и росту при использовании резервов. В соответствии с этим можно сказать, что предпринимательский потенциал – система составляющих его элементов, обеспечивающих готовность и способность осуществлять функции в процессе реализации своей цели. Поэтому оценить потенциал можно оценив его составные части и неиспользованные возможности. В современной экономике наиболее распространенными является метод М.Портера, с помощью которого можно определить потенциальные опасности и проблемы функционирования и метод, основанный на проведении анализа хозяйственной деятельности. Оба метода достаточно трудоемки и не отвечают требованию оперативности в оценки потенциала. В связи с чем, можно предложить оценить потенциал с помощью расчета интегрального показателя. Потенциал Вуза, как было отмечено выше, это совокупность потенциалов, которые характеризуют его структуру. В соответствии с этим потенциал ВУЗа можно представить виде суммы образующих его элементов и неиспользованных резервов. |