Каталог статей

И.Н. Кияница
Кременчугский государственный университет им. М. Остроградского

Экономическая информация в сфере электронной коммерции

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что человечество перешло в новую эпоху своего общественного развития, которую можно охарактеризовать как информационную цивилизацию.

К настоящему времени уже сформированы определенные нормативные правовые, организационно-технические и экономические основы электронного бизнеса, закреплены такие термины, как «информация», «электронная цифровая подпись», «информационная система» и многие другие. Особенно развита электронная коммерция в сфере торговли, кредитно-финансовой, биржевой сферах. Существенные объемы проводимых электронных расчетных операций, да и всего сектора электронной коммерции, дают полное основание утверждать, что без должного экономико-правового, организационно-технического регулирования данной сферы общественных отношений невозможно стабильное и динамичное развитие экономики в целом.

В то же время интенсивное развитие экономических и правовых отношений в рассматриваемой сфере дало почву для распространения злоупотреблений, выражающихся в причинении различного ущерба участникам электронного бизнеса. В последние годы неуклонно нарастает их количество, увеличивается размер ущерба, совершенствуются технологии преступлений с целью их большего маскирования. Преступность сегодня активно использует каналы Интернет, высоких технологий и здесь нужна консолидация совместных усилий в подготовке кадров и применении этих технологий.

Вышесказанное предопределило выбор темы и ее актуальность.

В экономической науке к настоящему времени уже накоплен определенный опыт внедрения правовых норм, ведутся работы по исследованию теневых процессов, в том числе в кредитно-финансовой сфере.

Отдельные аспекты экономической информации в сфере торговли, кредитно-банковской, биржевой деятельности освещены в работах таких ученых-экономистов, управленцев, юристов, социологов, как: С.С. Алексеев, В.Ф. Гапоненко, В.Е. Дементьев, А.А. Крылов, Ю.Г. Наумов Е.А. Суханов, А.В. Шестаков и др.

Нуждается в дальнейшем исследовании - особенности развития электронной коммерции в Украине, проблемы правового регулирования, а также рекомендации по внедрению налогового администрирования в сфере электронной коммерции.

Электронная коммерция - это ускорение большинства бизнес-процессов за счет их проведения электронным образом. В этом случае информация передается напрямую к получателю, минуя стадию создания бумажной копии на каждом этапе.

Электронная коммерция - это способ осуществления предпринимательской деятельности с использованием электронного документооборота и других информационных технологий как основной механизм взаимодействия участников, сопровождения сделок и упорядочения функций управления, характеризующийся особыми методами осуществления деятельности [1].

А вот вопрос о том, насколько электронная коммерция требует особого правового регулирования действительно имеет значительный вес. Регулирование электронной коммерции осуществляется на основе общих правовых норм, и только в ряде случаев требуется специальное правовое регулирование.

Электронная коммерции имеет ряд существенных преимуществ, как для продавца, так и для покупателя. Однако зачастую преимущества, связанные с большим информационным обменом, определяют и недостатки, в частности, возможное мошенничество со стороны участников. Поэтому требуется дополнительная защита интересов. Суды защищают права потребителя вне зависимости от использования технических средств. Однако возникают моменты, требующие уточнения.

Для организаций, осуществляющих деятельность в Интернете, возникает обязанность по уплате налога на прибыль. Такая обязанность возникает в том числе и у иностранных организаций.

Но система налогового администрирования сделок в Интернете до сих пор не создана. К тому же значительная часть компаний, действующих в сфере электронной коммерции, располагает свои сайты на серверах, физически находящихся за пределами страны. Для реализации в сети предпринимательской деятельности нет необходимости регистрироваться или создавать постоянные представительства на территории Украины, а для оплаты услуг в сфере электронной торговли и зачисления дохода (от выигрышей в электронном казино, сетевых играх) используются банковские карты или денежные инструменты электронной коммерции, то есть выявить получателей дохода фактически невозможно.

Все существующие ныне формы и методы контроля не рассчитаны на налогообложение результатов подобных сделок (затруднена идентификация сторон сделки, определение места реализации услуг, место получения дохода). Тем не менее, на основе информации из комбинированных источников налоговыми органами уже проводится работа по привлечению к налогообложению физических лиц, получающих доходы от сдачи имущества в аренду, продажи товаров и услуг. Впрочем, учитывая низкую эффективность контроля за доходами, получаемыми физическими лицами, гораздо больший интерес представляют компании, специализирующиеся на электронной торговле. [2].

Налоговыми органами все активнее используются поисковые системы и иные ресурсы, позволяющие выявлять информацию о сайтах и их владельцах или отслеживать путь до конечного компьютера. В итоге при обнаружении фактов получения доходов от электронной торговли налоговые органы могут истребовать от банка подтверждение получения конкретным лицом доходов (например, от предоставления трафика).

В то же время поиск владельцев сайта оказывается успешным лишь в том случае, если заинтересованное лицо не предприняло специальных действий по защите своей информации, то есть не использовало вымышленные данные, адреса электронной почты на публичных ресурсах и т.п.

Решение всех этих вопросов требует времени и появления системы международных соглашений. Это не значит, что сегодня в России электронная коммерция существует вне правового поля. Но и предпринимаемые меры контроля в отношении данной коммерции, разумеется, должны быть направлены не только на администрирование, но и на развитие этого рынка, включая предоставление льгот и налоговых преференций добросовестным налогоплательщикам.

Литература

  1. Тедеев А.А. Электронная коммерция (электронная экономическая деятельность): правовое регулирование и налогообложение. Электронный учебник. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 224 с.
  2. [сылка более недоступна}