Каталог статей |
Чернышова С.В., Паламарчук А.А.
Массовые мероприятия как фактор повышения востребованности туристических услугАнализ развития всемирного туризма показывает, что его эффективность во многом зависит от формирования высокодоходной и престижной сферы развлечений. В последнее время все большее значение для развития этой сферы приобретает эффективное проведение массовых мероприятий, т.е. таких, в которых участвует большое число людей. Целенаправленно организуемые массовые мероприятия привлекают много международных и отечественных туристов. Такие мероприятия создают устойчивый спрос на все виды туристских услуг: на их рекламу, бронирование, транспортное обслуживание туристов, их размещение, питание, культурно-развлекательное, информационное, страховое, спортивное, оздоровительное и экскурсионное обеспечение и т.п. [1]. В настоящее время не существует общепринятой классификации массовых туристских мероприятий. Вопросам эффективности массовых мероприятий в туризме уделяют внимание такие отечественные ученые, как Байлик С.И., Ковалевский Г.В., Контарь Р.О., Сокирка О.М. и др. Целью исследования является установление основных проблем развития туризма в Украине на современном этапе и определение наиболее эффективных путей их решения, в частности развитие сферы развлечений. Обобщая международный опыт, можно рекомендовать следующую классификацию массовых туристических мероприятий: праздники (государственные, религиозные и местные); спортивные соревнования (включая Олимпийские игры); карнавалы (например, Бразильский карнавал в Рио-де-Жанейро, Кельнский карнавал в Германии, Венецианский карнавал в Италии); фестивали (современной музыки, фольклорные, кинематографические); театрализованные представления (исторических событий, известных опер, оперетт); парады и шествия (например, парады военных оркестров, ежегодный Лондонский городской парад и т.п.); местные традиционные народные игры (казацкие игры в Украине, метание бревна в Шотландии и т.п.); корпоративные и профессиональные массовые мероприятия (праздники и юбилеи фирм, профессий и т.п.); азартные игры (в казино, в центрах игровых автоматов и т.п.); анимационные игры и шоу (проводятся профессионалами-аниматорами); ярмарки, экспозиции и презентации товаров, продовольствия, цветов, техники, достижений науки и т.п.; выставки картин, скульптур и других произведений искусства, культуры; массовые дискотеки и танцы; фейерверки и салюты. Важными показателями эффективности развлечений в туристическом бизнесе должны стать объем получаемой полной чистой прибыли в международно-признанной валюте (в долларах США или евро), а также число дополнительно привлеченных туристов за счет развития данной сферы. Анализ развития сферы развлечений в туризме Украины показывает ее недостаточную эффективность [2]. Доходы от международного туризма и игорного бизнеса не являются значительными источниками дохода для государственного бюджета Украины, бюджетов областей и городов, а также для повышения качества жизни и роста доходов населения нашей страны. Между тем в ряде стран указанные доходы составляют существенную часть всех доходов государства, его регионов, городов и местных жителей (Швейцария, Болгария, Хорватия, Турция, Египет, Малайзия, Таиланд, Австралия, США и др.) [3]. По мнению авторов, существует три основные проблемы, от решения которых зависит эффективность развития сферы развлечений в туризме Украины. Во-первых, это отсутствие должной рекламы туристских возможностей Украины. Многие туристские фирмы «экономят деньги» на рекламе, не учитывая тот факт, что именно реклама обеспечивает дополнительные потоки туристов, а, следовательно, и дополнительные доходы. Во-вторых, в Украине не сформирована современная инфраструктура сферы развлечений. Медленно внедряются такие высокие технологии, как системное использование ресурсов Internet, онлайновое бронирование и продажа туристских услуг, использование в местах проживания электронных автоматов для экономии электроэнергии, воды и тепла, цифровых видеокамер наблюдения, проката автомобилей, новейшего туристского оборудования и т.п. Почти полное отсутствие современных автомобильных дорог и надлежащих условий для проживания международных туристов делает малодоступными и неэффективными многие массовые мероприятия в сфере развлечений. В-третьих, низкий уровень профессионализма в сфере туризма. Анализ показал, что все существующие проблемы в туризме могут быть эффективно решены лишь профессионалами, которые вооружены специальными знаниями и умениями. В сфере развлечений – это аниматоры, менеджеры игорного бизнеса, маркетологи международного туризма и др. Для правильного определения эффективности массовых мероприятий в туризме необходимо составлять прогнозируемые и фактические балансы расходов и доходов от этих мероприятий. Анализ показал, что таких балансов нет во многих программах и бизнес-планах развития туризма в регионах, городах и туристских фирмах нашей страны. Таким образом, к основным проблемам эффективного развития массовых мероприятий в туризме относятся: отсутствие эффективной рекламы туристического потенциала Украины; слабое развитие инфраструктуры туризма; несоответствие уровня обслуживания современным требованиям ввиду низкого профессионализма многих работников в сфере туризма, что требует реализации образовательных программ. Литература
|