Каталог статей |
Бишимбаев К.В.,
к.э.н., вице-министр экономического развития и торговли
Механизм таможенного регулирования в обеспечении экономической безопасности страныОдним из основных элементов проводимой в стране экономической реформы, предусматривающей переход от организационно-административных методов управления к экономическим, является изменение роли государственного регулирования внешней торговли. При этом эффективно действующий механизм тарифного и нетарифного регулирования представляет неотъемлемое условие для проведения Казахстаном активной и целостной таможенной политики, а также для решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности страны, защите ее экономических интересов. К тарифным средствам и мерам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует отнести таможенный тариф, а также методы определения и контроля таможенной стоимости товаров, страны происхождения его, порядка уплаты таможенных платежей и предоставления тарифных льгот. Таможенный тариф – наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования. Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная функции. Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при реализации на внутреннем рынке и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Являясь одним из базовых институтов экономики, таможенная служба участвует в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляет фискальную функцию, регулярно пополняет государственный бюджет и таким образом способствует решению экономических проблем. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств в доходную часть бюджета. Следует отметить, что понятие экономической безопасности страны включает в себя не только поддержание на достаточном уровне социально-политической и военной стабильности государства, но и, прежде всего, развитие экономики с включением её в процессы глобализации, проходящие сегодня в мировом сообществе. В Казахстане в течение ряда лет имело место самовоспроизводство микроструктурного неравновесия между совокупным спросом и предложением. Именно это неравновесие породило все остальные проблемы экономики. Зная основные узлы напряженности в системе воспроизводства экономики, можно определить риски и обосновать факторы угроз экономической безопасности страны. Экономический суверенитет Казахстана и безопасность означают его свободу в выборе форм и путей сохранения, защиты своей национальной экономики от какого-либо вмешательства со стороны других государств и их экономической деятельности. Направленность экономической безопасности, на наш взгляд, связана с:
Нашим законодательством не допускается заключение международных договоров, способных нанести ущерб национальной безопасности или ведущих к утрате государственной независимости, а также сужающих сферу суверенных прав Республики Казахстан. В укреплении экономической безопасности Республики Казахстан принимают участие практически все органы государственной власти, это одна из их конституционных функций. Среди них важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе – одному из важнейших элементов рыночной инфраструктуры. Борьба с контрабандой, незаконными валютными операциями, нарушениями таможенных правил, осуществление мер государственного регулирования по защите экономических интересов государства и казахстанских участников внешнеэкономической деятельности входят в компетенцию таможенных органов. Главная функция таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства состоит в таком воздействии на всех участников общественных отношений, которое побуждает их соблюдать установленные таможенно-правовые нормы. На таможенные службы возлагается ответственность по обеспечению экономического суверенитета, реализацию принципов таможенного дела, соблюдение международных норм. В рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития нашей стране необходимо улучшить ситуацию в сфере производства конкурентоспособных товаров. Отрасль по общепринятым меркам считается конкурентноспособной, если на неё приходится не менее 3,25 процента от мирового экспорта. Доля же Казахстана в мировом экспорте два года назад распределялась следующим образом: сельскохозяйственные продукты – 0,18%, переработанные продукты -0,02%, минералы - 0,49%. При таких показателях участие в мировой торговле будет недостаточным. Для того, чтобы с выгодой участвовать в международной торговле, необходимо дальнейшее развитие и укрепление экспортоориентированных производств. Об эффективности расширения рынка экспртоориентированных производств свидетельствует положительный опыт Сингапура, Таиланда, Малайзии и других стран, чьи стратегии вывели их товары на внешний рынок, обеспечив тем самым устойчивый экономический рост. Китай, несмотря на огромный внутренний рынок, также с самого начала отдал приоритет развитию отраслей и предприятий, производящих товары для экспорта. У Казахстана в этой сфере пока имеются некоторые проблемы, связанные с износом основных фондов предприятий промышленности, необходимостью больших инвестиций для переоборудования, налаживания производства высококачественной продукции. В настоящее время сформировалась правовая основа деятельности таможенной службы, выработан механизм реализации внешнеэкономической деятельности, осуществляется интегрирация Казахстана в мировое хозяйство, участие в развитии международной производственной кооперации. На таможенные органы возложено выполнение ряд задач, основные из которых направлены на защиту экономической безопасности государства:
Важнейшая роль принадлежит таможенной службе в деле возрождения всемирно известного Великого Шелкового пути, который пролегал по территории современного Казахстана. В период расцвета Сакского государства в степных и горных долинах Евразии началась транзитная международная торговля, которая связывала страны Запада и Востока, Среднеземноморья и Китай. Осенью 2000 года Всемирный банк выделил Казахстану 440 миллионов долларов на реализацию проектов восстановления исторических памятников, расположенных на Великом Шелковом пути. Парламент РК принял государственную программу «Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюрко-язычных государств, создание инфраструктуры туризма». В 2004 году правительством республики утверждена государственная программа «Культурное наследие», и выделены денежные средства из республиканского бюджета на исследование культурных пластов истории казахского народа. Великий Шелковый путь, помимо колоссального культурно-экономического наследия, даровал и завещал своим потомкам взаимопонимание и мирное сосуществование на вечные времена. Экономика Казахстана без учета временных нефтяных сверхдоходов за счет благоприятной конъюнктуры мирового рынка не может эффективно развиваться без интенсификации производства, налаживания производства конкурентоспособных товаров. Страны Центральной Азии имеют благоприятные возможности для развития международной транзитной торговли через свои территории на основе возрождения Великого Шелкового пути, в частности, путем осуществления программы Транспортного коридора «Западная Европа-Западный Китай». Шелковый путь позволяет сократить расстояние от Китая и стран Центральной Азии до Европы на 3000 км по сравнению с Транссибирской магистралью, и, тем самым, резко повысит значимость этой линии в развитии транснациональных экономических связей, туризма, возрождении городов и поселков, развитии инфраструктуры и др. Особая роль этого проекта состоит так же в том, что его реализация способствует технологическому обмену между странами разных частей света, (данном случае на всем протяжении Евразийского материка от Атлантики до Тихого океана). В данное время такой обмен осуществляется внутри достаточно узкой сферы отношений стран Северной Атлантики и Восточной Азии, не уменьшая пропасть между индустриальным Севером и развивающимися странами Юга. Среди международных экономических организаций, сотрудничество с которыми является важным для внешнеэкономических связей государств, видное место занимает Всемирная таможенная организация (ВТО), которая до октября 1994г. называлась Совет таможенного сотрудничества. Совет был создан в ноябре 1952 года в составе 17 стран-членов. Длительное время наша страна не являлась членом этой организации. В настоящее время Всемирная таможенная организация проводит большую методическую и консультативную работу по модернизации национальных таможенных служб. 24 сентября 1993г. страны СНГ подписали Договор о создании Экономического Союза, который провозгласил в качестве перспективной цели воссоздание добровольного и поэтапного, на новых рыночных основах, единого экономического пространства, свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществление согласованной политики в таких областях, как денежно-кредитные отношения, цены и налоги, валютный контроль и таможенные пошлины, поощрения свободного предпринимательства и инвестиций наряду с поддержкой производственной кооперации и созданием прямых связей между предпринимателями и отраслями. Подписание главами государств СНГ Договора о создании режима свободной торговли было воспринято в качестве важного шага на пути к таможенному Союзу. В нем предусматривалось поэтапное сокращение таможенных и других сборов, упрощение таможенных процедур, дальнейшее сближение и унификацию таможенных законодательств стран-членов Союза. Вхождение Казахстана в Таможенный союз с Россией и Беларусью, который вступил в силу с 1 июля 2010г. налагает на таможенные органы ряд новых функций, вместе с тем, облегчает их работу и делает ее прозрачной. Средства и методы, которыми таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность и защиту экономических интересов государства, можно разделить на две группы:
Таким образом, таможенное регулирование, применяемое таможенными органами с целью обеспечения экономической безопасности, включает в себя целый комплекс правовых, экономических, организационных и иных мероприятий и программ, применяемых с целью обеспечить защиту экономических интересов государства, оптимизировать процессы развития и обеспечения эффективности торгово-экономических отношений, стимулировать развитие отечественной экономики и оградить эту экономику от проникновения извне разрушающих ее деструктивных элементов. Таможенная политика является частью стратегии развития страны, цель которой заключается в защите отечественного рынка, импортозамещении, стимулировании структурной перестройки национальной экономики, организации эффективного таможенного администрирования, обеспечивающего максимальный сбор налогов. Необходимость дальнейшего совершенствования таможенной службы обусловлена высокими требованиями, предъявляемыми к качеству и эффективности деятельности этих органов, ее соответствию международной практике осуществления деловых и торговых операций. Необходимость улучшения работы этой важной для государства структуры также вызвана вхождением в Таможенный союз, согласно которому внедряются новые стандарты, выдвигаются новые требования к участникам внешнеэкономической деятельности. Приоритетными направлениями работы по выполнению фискальных функций являются:
Одним из условий интеграции в рамках ЕврАзЭС является унификация ставок таможенных пошлин государств-участников ЕврАзЭС. Принята общая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕврАзЭс, которая еще уточняется и пополняется, это направлено на формирование общего таможенного тарифа, упрощение таможенных процедур и ускорение оборота грузов на границах Казахстана. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) в Казахстане связана с производством и реализацией продукции и товаров, необходимых потребителю. Вместе с тем, участники ВЭД стремятся снизить сопутствующие расходы не только с целью скорой реализации, но и получением максимальной нормы прибыли, а иногда и сверхприбыли. В связи с этим для таможенных органов остро встает проблема правильности определения и контроля таможенной стоимости товара, которая неразрывно связана с вопросами ценообразования на новые и традиционные виды товаров. Этот вопрос требует комплексного изучения рынка, всех его сегментов и способов ценообразования на отдельных его сегментах. При ценообразовании необходимо учитывать информацию о рынке и спросе на товары и услуги со строны населения и бизнес-структур. Поэтому целесообразно установить пороговую цену на ввозимые товары в зависимости от сложности и дополнительных свойств на основе анализа импорта товаров. В настоящее время в целях обеспечения экономической безопасности остро стоит проблема о достоверной информации по внешнеторговым операциям между поставщиками и получателями определенных товаров. Имеются факты, когда товары в страну прибывают по фальсифицированным документам (накладным, инвойсам и т.д.). На сегодня таможенные органы республики физически и технически не могут провести определенную работу в части определения реальной таможенной стоимости грузов в странах отгрузки, при этом, не говоря о грузах, которые идут транзитом через страны с развитой экономикой в целях запутывания следов происхождения товара. При запросе таможенных органов иностранных государств выясняется, что подобные предприятия либо отсутствуют, либо отпускные цены предприятий намного выше, чем указанны в инвойсах. При этом в авианакладных не создает труда внести стоимость груза, удобную для коммерческих структур. Таким образом, наряду с имеющимися представителями таможенной службы Республики Казахстан в Королевстве Бельгии и Китае, на сегодня стоит проблема о направлении в страны Западной Европы и Азии соответствующих специалистов таможенной службы для осуществления контроля внешнеторговых операций. Следует отметить, вступление Казахстана в Таможенный союз СНГ даст ряд преимуществ и позволит повысить конкурентоспособность отечественных товров. Уже сегодня в результате проведенных таможенными органами мероприятий повысилась финансовая дисциплина со стороны участников внешнеэеономической деятельности, сократилось время денежного обращения при осуществлении валютных сделок. Сократились сроки оплаты по экспортным контрактам, наметились положительные тенденции в сроках поставки товаров против авансовых платежей. Все это указывает на то, что таможенное регулирование в Республике Казахстан планомерно улучшается и унифицируется в зависимости от уровня развития государства. Литература
|