Каталог статей |
Р.Х.
Мантель, магистр менеджмента, докторант
Анализ современного состояния въездного туризма в КазахстанеСогласно постановлениям правительства Республики Казахстан, туризм признан приоритетной отраслью развития экономики страны. Особую роль в данном процессе играет институт въездного туризма, так как именно он обеспечивает приток капитала в страну. Рассмотрим состояние въездного туризма на данный момент. Согласно данным статистики Казахстана, в 2009 году в стране функционировали 1203 туристских организации, основным направлением деятельности которых является организация въездного и выездного туризма на территории республики. В основном деятельность туристических агентств направлена на организацию выездного туризма как наиболее выгодного и связанного с наименьшими хлопотами. Казахстанские турфирмы сотрудничают с турфирмами 80 государств, выступая в качестве посредников. Только около 20% агентств, представленных на туристическом рынке Казахстана, занимаются привлечением туристов в страну и организацией внутреннего туризма. 2009 год, который явился достаточно трудным испытанием для многих стран мира, имел также свои положительные стороны. Создавшаяся ситуация доказала фактор устойчивости экономики Казахстана к внешнеэкономическим потрясениям, а также показала способность сопротивления отрицательному воздействию внешних факторов. По оценкам специалистов, в 2009 году прирост ВВП составил 1,1 процента, что составило, по данным Агентства по статистике Республики Казахстан, более 16 триллионов тенге, из них более 3,5 триллионов тенге составили поступления государственного бюджета. Дефицит бюджета сложился в сумме 493 миллиарда тенге, при запланированном дефиците 667 миллиардов тенге. В Национальный фонд в 2009 году перечислено поступлений в сумме свыше 2,3 триллиона тенге. По состоянию на 1 января 2010 года активы Национального фонда составили 4 триллиона 542,8 миллиарда тенге [1]. Также был запущен проект расширения порта г. Актау в северном направлении, что будет способствовать не только дальнейшему развитию водного туризма, но и укреплению конкурентоспособности казахстанского торгового флота в Каспийском море. Сегодня казахстанскими танкерами задействованы в 50% перевозок нефтепродуктов через порт Актау. В сентябре 2009 года торговый флот пополнился одним танкером грузоподъемностью 13 тысяч тонн [2]. В сфере туризма, несмотря на финансовый кризис, объем туристского потока по въездному туризму увеличился на 0,3 процента, а количество объектов размещения выросло на 114 единиц и составило 1252 гостиничных предприятия. Этому содействовал рост объема инвестиций с 68 миллиарда тенге в 2007 году до 84 миллиарда в 2009 году [3]. 2009 год также был отмечен увеличением туристского потока в сфере въездного и выездного туризму. Так, количество посетителей в этих направлениях увеличилось на 0,3% и 10,7%, соответственно. По итогам периода января-сентября 2009 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по внутреннему туризму наблюдается уменьшение количества посетителей на 13,6% (в январе-сентябре 2008 года - 3 370,3 тыс. человек, в январе-сентябре 2009 года - 2 912,7 тыс. человек) [4]. За этот же период 1 162 туристскими фирмами и 66 индивидуальными предпринимателями, занимающимися туристской деятельностью, было обслужено 278,4 тысяч посетителей, или на 25,3% меньше, чем за январь-сентябрь 2008 года. Стоимость проданных путевок составила 12 505,7 млн. тенге (уменьшение на 4,9%) [4]. С точки зрения отечественных и зарубежных специалистов, наиболее перспективным и привлекательным для туристов направлением, является экологический туризм. Особым плюсом является разнообразие климатических зон, что нестандартно для большинства стран и может стать обектом интереса для зарубежных путешественников. Данные, полученные зарубежными маркетологами, доказывают, что экологический туризм может стать серьезным источником поступлений в государственный бюджет. Казахстан же, по оценке ВТО, имеет все предпосылки для развития данной отрасли. Как свидетельствует агентство РК по статистике, в 2009 году объем выездного туризма в Казахстане вырос на 22, 3%. По статистическим данным, число обслуженных посетителей по въездному и внутреннему туризму уменьшилось, соответственно на 8,3% и 5,3%. В большей степени посетители, обслуженные туристскими фирмами и объектами размещения, путешествовали с деловыми целями (59,6% от общего числа туристов) и с целью отдыха (33,9%) [5]. В 2009 году объем туристских услуг составил 65,8 миллиарда тенге, уменьшившись на 0,4% по сравнению с 2008 годом. В том числе оказанных средствами размещения туристов - 48,2 миллиарда тенге или на 4,6% меньше. Объем услуг, оказанный туристскими фирмами, увеличился на 13,1% и составил 17,5 миллиарда тенге [6]. При анализе современных экономических условий Казахстана необходимо определить приоритетные направления развития туристской отрасли экономики, принимая во внимание природные, культурные и климатические особенности Казахстана и степень их востребованности в мировом туристическом предложении. В связи с этим были определены регионы, располагающие ресурсами для развития экологического туризма, а также представляющие собой особый интерес как территории, по которым когда-то проходил Великий Шелковый путь: Алматинская, Жамбылская, Южно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская и Акмолинская области. По данным статистики страны, доход Казахстана от деятельности туристических фирм по организации внутреннего туризма растет с каждым годом, увеличиваясь в среднем на 2,5%. Большая часть доходов от экспорта туристских услуг на рынок ближнего и дальнего зарубежья поступает от продажи билетов на отечественный транспорт, бронирование гостиниц, предоставление услуг переводчиков и экскурсоводов, а также оказание других услуг. Большинство руководителей туристических фирм сходятся во мнении, что увеличение конкуренции на рынке является основным фактором, ограничивающим рост объема услуг, оказанных на территории Казахстана. Это подтверждают данные экспертного опроса о количестве туристических агентств в республике. Из других внешних факторов наибольшее число опрашиваемых (27%) указали на снижение покупательского спроса. Эта ситуация, скорее всего, связана с тем, что резко возросли цены на авиабилеты (см. Диаграмма 1). Диаграмма 1 Сдерживающие факторы
Согласно данным опроса, большинство руководителей туристических агентств оценивают уровень конкуренции на рынке как высокий. По мнению 68% руководителей туристических фирм, основным фактором, усиливающим конкуренцию, является проникновение на рынки услуг новых туристических организаций. 37% опрошенных полагают, что конкуренция в отрасли увеличивается в связи с агрессивной рекламной компанией ряда туристических агентств [7] (см. Диаграмма 2). Диаграмма 2 Факторы, усиливающие конкуренцию
50% предпринимателей полагают, что доходы от реализации туристических услуг увеличатся, и только 7%, что доходы от продажи услуг уменьшатся [8]. Большинство экспертов уверено, что Казахстан далеко не полностью использует свои возможности по развитию туризма, а между тем обширный международный опыт показывает, что индустрия туризма является одной из самых перспективных отраслей экономики страны. В заключение можно сказать, что туризм в целом оказывает три положительных эффекта на развитие национальной экономики Республики Казахстан: обеспечивает приток иностранной валюты, оказывает положительное влияние на такие экономические показатели, как платежный баланс и совокупный экспорт, и помогает увеличить занятость населения [9]. Рост туризма должен произойти преимущественно за счет появления новых посещаемых территорий, поскольку традиционные районы мирового туристического рынка уже достигли предела рекреационной емкости. В связи с этим Казахстан имеет уникальную возможность занять свою нишу на мировом туристском рынке [10]. Литература
|