Каталог статей

Д.э.н, ассоциированный профессор

Сигаев Е.Х.
Казахстанско-Британский технический университет
Алматы, Казахстан

Особенности исламского страхования и перспективы развития в Казахстане

Зарубежный рынок исламского страхования (такафул) развивается с 1979 года. Ежегодный прирост такафул - активов составляет более 25%. Наибольшее развитие такафул получил в Малайзии, Бахрейне, ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейте, США, Германии, Великобритании.

По оценкам экспертов в ближайшие три года сектор исламского страхования «такафул» ожидает двузначный рост, несмотря на некоторое замедление развития во время финансового кризиса.

Учитывая то, что четверть мирового населения исповедует ислам, индустрия «такафула» имеет огромный потенциал.

В этой связи в данной статье рассматриваются характерные особенности исламского страхования и перспективы развития в Республике Казахстан.

Особенности исламского страхования

В главных источниках шариата - Коране и сунне - нет четких указаний о допустимости или недозволенности страхования. Однако большинство мусульманских правоведов придерживается мнения, что традиционное страхование является запрещенным (харам). Как и в случае с исламским банковским делом, мусульманские правоведы выделяют в договоре страхования такие элементы, как гарар (неопределенность), майсир (азарт) и риба (ростовщичество).

Гарар. По мнению мусульманских правоведов, гарар в договоре страхования может быть по меньшей мере трех видов:

  1. Неопределенность в последствиях заключения договора. Когда заключен договор, ни страховщик, ни страхователь не знают точно обо всех обстоятельствах, которые последуют за этим. Страхователю неизвестно, получит ли он компенсацию вместо тех денег, которые он уплатил в качестве страховых взносов. Равно как и страховщик не имеет точного представления о размере своей будущей прибыли. Иногда он успевает получить взносы только один раз, иногда - несколько, но бывают случаи, когда ему приходится выплачивать сумму, которая может во много раз превышать всю премию.
  2. Неопределенность в том, что на момент наступления страхового случая страховщик будет обладать требуемой для выплаты компенсации суммой. Часто страхователь не знает о наличии в реальности у страховщика денег, необходимых для предоставления возмещения, так как выплата производится лишь при наступлении страхового случая, который может наступить, а может и не наступить.

    Данный недостаток справедлив по отношению к коммерческому страхованию на ранних этапах его развития. В современных условиях интересы страхователей обеспечиваются за счет законодательно установленных требований к формированию обязательных страховых резервов.

  3. Неопределенность в сроке договора. В соответствии с принципами гражданско-правовых сделок в мусульманском праве срок исполнения договора должен быть известен. При наличии в нем любого из вышеприведенных видов гарара договор страхования может считаться ничтожным. Не вполне ясна в договоре страхования и ситуация с предметом договора. Так, в мусульманском праве:
    • предмет договора должен четко указываться,
    • количественные характеристики предмета договора должны быть определены,
    • место передачи предмета договора должно быть обозначено,
    • предмет договора не должен включать ни один из элементов, запрещенных шариатом (исключенных из торгового оборота).

Но возможно ли заключить договор, абсолютно свободный от гарара?

С определенными оговорками, многие ученые признают, что полностью избежать неопределенности в договоре невозможно. Большинство мусульманских правоведов согласны, что гарар лишает договор законной силы, если он (гарар) носит существенный характер, т. е. является присущим самой природе договора.

Многие ученые полагают, что гарар в договоре коммерческого страхования превышает разрешенный шариатом уровень, поскольку неясность в отношении условий договора (срока, предмета и др.) сохраняется если не для страховщика, то для страхователя (страховщик может, по крайней мере, благодаря финансовому анализу на основе статистических данных вычислить размер прибыли).

В договоре страхования страхователь получает гарантию своей финансовой безопасности, основанную на обязательстве страховщика выплатить компенсацию. Однако если страховой случай не наступил, страхователь теряет уплаченные им деньги. Страхователю неизвестно, когда он получит возмещение. Владельцы полисов также остаются в неведении относительно того, куда страховщик вложит уплаченные ими взносы.

С точки зрения ислама недопустимо, чтобы средства мусульман использовались в запрещенных шариатом операциях. Более того, представители некоторых школ говорят, что сам источник выплачиваемого страховщиком возмещения не определен.

Майсир. В деятельности западных (традиционных) страховых компаний, считают некоторые правоведы, прибыль во многом определяется случаем. Если общая сумма собранных со страхователей взносов и прибыль от их инвестирования превышает расходы по страховым выплатам и другие издержки, то прибыль получает страховщик. Если же сумма взносов меньше суммы страховых выплат, страховщик терпит убыток. Можно также посмотреть на страховые отношения как на игру, зависящую от наступления страхового случая. Так, если страховой случай наступил, «пари» проигрывает страховщик и выплачивает страхователю или третьему лицу (выгодоприобретателю) определенную сумму. Если же страховой случай не наступил, - проигрывает страхователь. Очевидно, что в азартных играх присутствует неопределенность (гарар), связанная с тем, выиграет игрок или проиграет.

Вопрос в другом: является ли сходство страхования и азартных игр поверхностным или элемент азарта изначально присущ страховому бизнесу? Или, иными словами, превращает ли присутствие гарара в договоре страхования отношения между страхователем и страховщиком в подобие азартных игр?

Есть правоведы, считающие, что азартные игры и страхование - не одно и то же. Они могут быть в чем-то похожи, но только при поверхностном взгляде, в то время как различия между ними существенны:

  • страхователь стремится минимизировать последствия возможных рисков, тогда как игрок своими действиями создает данные риски. Когда игрок ставит на кон, он тем самым способствует возникновению риска, которого до этого не существовало. Риска можно было бы избежать, если бы игрок этого захотел и отказался от игры;
  • игроком движет желание получить легкий доход, а страхователь рассчитывает получить финансовую защиту в случае убытка;
  • деньги, выигранные игроком, увеличивают его благосостояние, в то же время сумма, полученная страхователем, не увеличивает его богатство, а лишь покрывает убытки;
  • выигрыш достается лишь небольшому числу удачливых игроков, а компенсация выплачивается страхователям, которые понесли ущерб;
  • при заключении договора страхования страхователь должен иметь имущественный интерес в объекте страхования. Данное обстоятельство совершенно необязательно для азартных игр.

Все эти аргументы, однако, не направлены на отрицание того факта, что гарар и майсир близки между собой. Наличие избыточного гарара может привести к появлению в договоре страхования элемента майсира. В то же время майсира не может быть, если нет хоть какой-то доли гарара. Получается, что вопрос о связи страхования с азартными играми может подниматься, если в данном договоре присутствует ал-гарар ал-касир (избыточный гарар), ибо, как уже было выяснено, в конечном счете все зависит от степени гарара.

Риба. Очевидно, что в договоре страхования наблюдается разница в количестве выплачиваемых и получаемых страхователем денег, а также в сроках их внесения и получения. К тому же в накопительных видах страхования страховщик выплачивает страхователям или их бенефициариям проценты по уплаченным взносам, что позволяет говорить о наличии признаков рибы в отношениях между страхователями и страховщиком.

Как известно, страховые компании в своей повседневной деятельности осуществляют: инвестиционные операции, связанные с выплатой процент и выплату процента по некоторым их услугам. Таким образом, мотив - важная часть субъективной стороны в азартных играх и страховании разный.

Некоторые ученые полагают, что элемент рибы в вышеуказанных операциях побочный, не основной. Отсюда делается вывод: весь страховой бизнес не рассматривается как запрещенный (харам). Например, использование процентного метода при расчете страховой премии - это не то же самое, что извлечение процента. Это лишь единица измерения, используемая для того, чтобы держать ставку взносов настолько низкой, насколько это возможно, принимая во внимание оценку будущих выгод.

Что касается инвестирования, связанного с выплатой процента, то, по мнению ряда исследователей, нет оснований считать сделки по таким контрактам запрещенными, поскольку процентные отношения не составляют их сущности, как в работе коммерческих банков.

Вопрос о наличии элемента рибы в договоре страхования зависит от того, можно ли расценивать выплачиваемые страхователем взносы в качестве займа с выплатой по нему процентов, поскольку проценты по займу запрещены шариатом.

Ряд ученых придерживается точки зрения, которая сводится к тому, что сущность договора страхования состоит в обмене денег на деньги (с разницей во времени и в количестве).

Это утверждение в определенной мере справедливо в отношении накопительных видов страхования (договора личного страхования), однако не применимо к договору имущественного страхования. Основная цель договора имущественного страхования - получение компенсации страхователем от страховщика при наступлении страхового случая. Уплаченные страхователем взносы по данному виду страхования нельзя считать займом хотя бы еще и с той точки зрения, что даже основная сумма такого «займа» не всегда возвращается (при не наступлении страхового случая).

Другое дело, накопительные виды страхования. Предоставляя свои средства страховщику, страхователь рассчитывает на получение им или его бенефициариями суммы, в которую будут включены накопленные в течение определенного в договоре срока проценты.

Как при имущественном страховании, так и при накопительном страховании, если уплаченные страхователями взносы будут использоваться в финансовой деятельности, связанной с взиманием или выплатой процента, договор страхования может быть признан недействительным с точки зрения шариата.

Существенным аргументом в глазах сторонников легализации коммерческого страхования в мусульманском праве является потребность общества в этом институте. При всех претензиях к страхованию со стороны факихов в полезности страховых отношений в деле увеличения (или сохранения) собственности сомневаться не приходится.

С необходимостью для общества и допустимостью социального страхования при соблюдении требований шариата согласны все правоведы. Подобная страховая деятельность рассматривается ими как обязанность государства по защите своих граждан

Таким образом, договор страхования позволяет считать его действительным, если будут устранены соответствующие недостатки - преодолены неясности для страхователя в отношении предмета договора и оговорены условия, что уплаченные взносы не будут использоваться страховщиком в деятельности, связанной с взиманием или выплатой процента, производством и торговлей свининой, порнографической продукцией, алкоголем, оружием и др. Именно с целью преодоления этих недостатков и стала разрабатываться альтернативная система страхования, получившая впоследствии название «такафул».

Само слово «такафул» в переводе с арабского означает «взаимное предоставление гарантии». Согласно концепции взаимопомощи, верующие должны помогать друг другу, в том числе, если кого-нибудь из них постигнет несчастье. В основе исламской модели страхования лежит концепция табарру'. «Табарру'» в переводе с арабского означает «дар, пожертвование». Каждый страхователь должен иметь искреннее намерение оказать помощь другим участникам договора такафула, если они столкнутся с определенными рисками.

В работах некоторых мусульманских ученых, пишущих об исламском страховании, среди сторон договора такафула отдельно выделяются участник и страхователь. Те, кто уплачивает премии в специальный фонд, откуда затем получает прибыль, известны как участники, а те из участников, для которых наступил страховой случай, именуются страхователями. Это объясняется тем, что в отличие от традиционного страхования в такафуле страхователь имеет право не только на получение компенсации, но также и на определенную прибыль от части вложенных им средств, вне зависимости от наступления страхового случая.

Кроме того, можно участвовать в прибылях и убытках компании в качестве пайщика (акционера), не будучи страхователем, т. е. не претендуя на возмещение или обеспечение. По мнению некоторых ученых исламское страхование создает условия для оказания помощи пострадавшей стороне, поскольку сама суть договора такафула заключается во взаимной поддержке участниками друг друга.

Согласно концепции табарру', страхователь предоставляет часть выплачиваемых им по полису взносов в качестве условного «дара». При этом страхователь (застрахованный) и оператор договариваются, что компания не будет вкладывать собранные ею взносы в операции, запрещенные мусульманским правом.

По сложившейся традиции, а также в соответствии с действующим законодательством (например, малайзийским Законом о такафуле 1984 г.) страховщик в исламском страховании именуется оператором.

У табарру' есть общие черты с такими институтами, как садака, хиба и хайрат. Их объединяет безвозмездная основа предоставляемой в распоряжение другой стороны вещи или предмета. Благодаря табарру', по мнению мусульманских правоведов, такафул свободен от гарара (неопределенности) и рибы (ростовщичества).

Однако правильность определения всех выплачиваемых страхователями взносов как дара вызывает некоторые сомнения, поскольку в качестве эквивалента за предоставленные взносы страхователь получает право на компенсацию, в то время как табарру' формально должен предоставляться безвозмездно.

В свою очередь ряд исламских экспертов, считает, что более приемлемым определением для взносов или, по крайней мере, той их части, по которой участник получает доход, является термин «мусахама» (в переводе с арабского - «взнос, доля»). Это позволит преодолеть двусмысленность в терминологии и однозначно трактовать право участника или его наследников (в соответствии с принципами наследования в шариате) на получение как прибыли, не зависящей от наступления страхового случая, так и компенсации при наступлении страхового случая - за счет вложения собственных средств.

В такафуле, в отличие от коммерческого страхования, не нарушаются условия наследования в шариате (в соответствии с принципами мирас и васийа). Согласно последним наследодатель в своем завещании имеет право распоряжаться не более чем 1/3 собственных средств. Назначенный наследодателем (страхователем) выгодоприобретатель, выступающий, по мнению мусульманских правоведов, в роли доверительного собственника, должен распределить завещанное имущество между наследниками в соответствии с принципами наследования в мусульманском праве. Страхователь может завещать назначенному выгодоприобретателю до 1/3 всей имеющейся у него собственности (куда входят уплаченные страховые взносы и прибыль по ним). Если же выгодоприобретатель входит в установленный шариатом круг наследников владельца полиса, он может получить все то, что останется после уплаты долгов покойного, похоронных и других расходов, а также выплат по завещанию, - наряду с другими законными наследниками.

Разницу между табарру' и мусахамой можно свести к следующим существенным моментам:

  1. табарру', по сути, вид договора дарения, а мусахама подразумевает право участника на получение прибыли по уплаченным взносам;
  2. после выплаты средств на основе табарру' владелец теряет на них право, а в случае с мусахамой право собственности на уплаченные взносы не прекращается;
  3. табарру' предоставляется в интересах других лиц, а мусахама направлена на достижение личных целей, в данном случае, на получение дохода.

Таким образом, табарру' представляет собой не аналог страховой премии, а концепцию, лежащую в основе механизма распределения прибыли и выплаты возмещения в исламском страховании (в частности, в семейном такафуле).

Другие исследователи считают, что вполне допустимо проводить параллели между табарру' в исламском страховании и известным мусульманскому праву договором дарения. По их мнению, табарру' объединяет в себе свойства безвозмездного и возмездного договоров. Это своего рода договор дарения с отлагательным условием.

Что касается самой кооперации, то она, по мнению ряда ученых, должна, безусловно, иметь место в отношениях между участниками, а не между участниками и оператором. В основе отношений между участниками и оператором лежит материальный интерес: оператор заинтересован в получении прибыли (во всех трех моделях исламского страхования), а участники рассчитывают на возмещение убытков и также получение прибыли, если они имеют на это право в соответствии с условиями договора.

Модели исламского страхования. Рассмотрим ниже три указанные модели:

1) Кооперативная модель. Изначально исламское страхование мыслилось мусульманскими экономистами как кооперативная модель, основанная на братстве и взаимопомощи - в противовес западному страхованию, коммерческому по своей сути. Первые исламские страховые компании в мире, учрежденные в Судане и ОАЭ в 1979 г., старались следовать этому принципу.

В постановлении «О страховании и перестраховании» Совета Исламской академии правоведения (фикха) в Джидде, в частности, утверждалось, что практика традиционных коммерческих страховых компаний не соответствует шариату, и потому все мусульманские страны должны создавать организации кооперативного страхования и перестрахования. Постановление Совета академии было вынесено в 1985г. С тех пор в мире появилось немало исламских страховых компаний, однако в тех странах, где пока нет возможности для учреждения такафул-компании, используются возможности кооперативного страхования. Так, например, шведский страховщик Folksam в 2004г. предложил мусульманам Швеции специальную кооперативную программу, не противоречащую шариату.

В основе отношений оператора и участников в кооперативной модели исламского страхования лежит классический договор мудараба - т. н. чистая мудараба.

Чистая мудараба в большей степени подходит для семейного такафула (личного страхования), чем для общего страхования (имущественного страхования). Такафул-оператор управляет средствами участников, при этом участники имеют право на 100% излишка. Прибыль от инвестирования излишка делится в оговоренных долях между оператором и участниками. До распределения оговоренной доли прибыли между участниками компания не может производить какие-либо вычеты. Все издержки компании погашаются из ее доли прибыли.

Кооперативная модель была изначально взята за основу в Судане и Саудовской Аравии, однако далеко не все страховщики даже в этих странах готовы довольствоваться ролью обществ взаимного страхования.

В качестве разновидности кооперативной модели рассматривается т. н. бесприбыльное страхование, где такафул-оператор выступает в роли казначея фонда уплаченных участниками взносов. Данные средства не инвестируются и используются для выплат участникам при наступлении страхового случая.

Поэтому очень скоро в мусульманском мире стала развиваться другая модель - коммерческая.

2) Коммерческая модель получила распространение прежде всего в Малайзии. В работах некоторых авторов коммерческая модель известна как мудараба. Данное название не вполне подходит для указанной модели, поскольку механизм мудараба может использоваться не только в коммерческой, но и в агентской модели при инвестировании уплаченных участниками взносов.

В коммерческой модели нашла применение другая разновидность мударабы: модифицированная мудараба - по крайней мере, в общем такафуле.

В семейном такафуле может применяться чистая мудараба.

В отличие от кооперативной модели в коммерческой между оператором и участниками в оговоренных пропорциях делится не только прибыль, но и излишек.

Следует различать прибыль и излишек. Последний представляет собой «превышение общего количества собранных в течение финансового периода взносов над общим количеством страховых выплат, произведённых в течение указанного периода, а также выплат по перестрахованию и после вычета издержек и изменения технических резервов». Соответственно, убытки также распределяются между сторонами. При этом прежде, чем разделить излишек с участниками, оператор вычитает из него понесенные им издержки. Некоторые мусульманские правоведы считают, что вычет издержек до разделения прибыли и излишка между участниками и оператором противоречит духу договора мудараба.

По мнению ряда исследователей, коммерческая модель более конкурентоспособна по сравнению с другими моделями. Вместе с тем не следует думать, что коммерческая модель основана исключительно на мударабе. В коммерческой модели могут также использоваться элементы агентской модели, а в агентской - коммерческой.

3) Агентская модель названа так потому, что в ее основе лежит одноименный договор. Страховая компания выступает по отношению к участникам как агент.

В агентской модели оператор получает от участников фиксированную сумму (комиссию), которая покрывает понесенные им операционные расходы и взимается с взносов участников. В отличие от коммерческой модели в агентской участники несут все риски. К примеру, если сумма страховых выплат превысит сумму страховых взносов, уплаченных участниками, то последние обязаны компенсировать разницу путем дополнительных платежей. Вместе с тем оператор не претендует на излишек, который принадлежит участникам.

Полученная прибыль распределяется между компанией (ее акционерами) и теми участниками, которые в течение действия договора не предъявляли требований по возмещению ущерба.

В большинстве такафул - компаний действует именно такое правило. Однако возможны и другие варианты: а) когда все участники имеют право на излишек, независимо от требований по возмещению, или б) когда каждый участник может претендовать на излишек, если возмещение не превысило суммы уплаченных им взносов.

Таким образом, по общему правилу в агентской модели в отношениях между оператором и участниками используется договор вакала (агентский договор), а при инвестировании взносов участников оператор может воспользоваться механизмом мудараба. Оператор может также прибегнуть к любому другому разрешенному шариатом способу инвестирования.

Что касается страховых агентов, то к их услугам прибегают и в коммерческой, и в агентской моделях. Вместе с тем в отношениях между страховой компанией и агентами в традиционном и исламском страховании наблюдаются некоторые различия. В традиционном страховании агент получает вознаграждение в виде процента от уплаченных страхователем взносов. По мнению шариатских наблюдательных советов исламских страховых компаний, такая схема вознаграждения агента несправедлива. Поскольку агент является преедставителем компании, то он должен получать фиксированную зарплату.

Все три модели исламского страхования имеют модификации. Так, например, некоторые исследователи предлагают использовать в агентской модели возможности такого института, как вакф. Вакф - имущество, право собственности на которое по волеизъявлению учредителя вакфа - вакифа - ограничено пользованием всем или частью дохода или продукта. Имущество, предоставляемое в вакф (маукуф), перестаёт быть собственностью дарителя, но не становится собственностью того, кому подарено, действие права собственности здесь фактически приостанавливается.

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ № 9 (9/2) О страховании и перестраховании.

Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации

Исламская Конференция (22-28 декабря 1985г.) постановил:

  1. Поскольку коммерческие страховые компании используют типовой договор страхования, предусматривающий регулярную выплату фиксированных взносов, что предполагает наличие значительной неопределенности условий как для страхователя, так и для страховщика, это делает такого рода договор недействительным и запретным с точки зрения шариата.
  2. В качестве альтернативы подобной практике предложить контракт с совместной ответственностью сторон, основанный на принципах благотворительности и взаимопомощи в соответствии с положениями шариата об исламском партнерстве. Это же относится и к перестрахованию, которое должно опираться на принципы взаимопомощи.

Исламское страхование в Казахстане

Таким образом, исламское страхование имеет ряд своих довольно специфических особенностей, которые не позволяют широко внедрить его во многих регионах. Вместе с тем в странах СНГ данный вид страхования в последние время начинает активно внедряться и приобретать своих клиентов. Такие успешные примеры есть в России, Кыргызстане и Казахстане.

Если рассматривать развитие исламского финансирования в Казахстане, то можно отметить следующее. В настоящее время в Казахстане создана правовая основа для организации деятельности исламских банков и организации исламского финансирования. Так, 12 февраля 2009 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования». Приняты соответствующие нормативные правовые акты Национального банка РК и Агентства финансового надзора РК.

Между Правительствами Республики Казахстан и ОАЭ 11 июня 2009 подписано соглашение об открытии исламского банка «Аль-Хиляль» в Казахстане. 17 марта 2010 года банк получил лицензию АФН на осуществление банковской деятельности.

В настоящее время рассматривается вопрос об открытии в Казахстане второго исламского банка.

В Казахстане функционируют организации, деятельность которых соответствует принципам исламского финансирования. В частности, зарегистрирована брокерская компания - участник Регионального финансового центра Алматы (РФЦА), управляющая исламским инвестиционным фондом, действуют консалтинговые компании, предоставляющие услуги по исламским финансам. Зарегистрирована первая исламская страховая компания «Общество взаимного халального страхования «Такафул».

Зарегистрировано Объединение юридических лиц «Ассоциация развития исламских финансов» (АРИФ), призванное способствовать системному и всестороннему развитию рынка исламских финансов в Казахстане посредством активного сотрудничества с казахстанскими и международными организациями.

Для повышения финансовой грамотности по вопросам исламского финансирования в АО «Академия РФЦА» ежемесячно проводятся семинары, раскрывающие специфику и принципы исламских финансов.

В 2011 году Казахстан будет председательствовать в Организации Исламская Конференция, что позволит стране не только укрепить отношения с ведущими государствами региона, но и предоставит уникальную возможность выполнения Казахстаном роли политико-культурного моста между Западом и Востоком. В целом председательство в ОИК станет возможностью для продвижения Алматы как регионального центра по исламскому финансированию среди стран ОИК.

В заключении, хотелось бы сказать, что в Казахстане есть реальный интерес к исламскому финансированию в целом и такафул - страхованию в частности. Со стороны государства решены все правовые и административные вопросы, созданы благоприятные условия для количественного и качественного роста такафул - операций.

Литература:

  1. Веб-ресурсы международной сети Интернет
  2. Журнал «Мой бизнес Казахстан» № 6-7 (8-9) июль-август 2010