Каталог статей |
Кальчук Т.С. Развитие предпринимательства в жилищно-коммунальной сфере территорииПереход к рынку обострил проблему эффектности функционирования отраслей жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Существующее положение усугубляет высокий уровень монополизации в системе ЖКХ, бесконтрольная тарифная политика на услуги, неэффективная система управления. ЖКХ сейчас - это устаревшие, а чаще и вовсе отсутствующие технологии и оборудование, большая затратность производства тепла и воды, неэффективные системы их транспортировки к потребителям. Отсутствие конкуренции в ЖКХ формирует затратную природу функционирования отрасли. Развитие рыночных отношений способствует возникновению малых предприятий: их быстрая адаптация к рынку, предприимчивость и инициативность в развитии инновационного процесса не требуют значительных материальных, кадровых и организационных затрат. Поэтому создание ее условий по развитию предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства – одна из важнейших задач. В настоящее же время участие субъектов малого предпринимательства в работе жилищно-коммунального хозяйства города является весьма ограниченным. Появление на рынке частного предпринимательства изменило методы и механизмы государственного регулирования в сфере ЖКХ, да и формы государственного предпринимательства существенно изменились. В современной украинской экономике предпринимательство стало неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников, именно они образуют средний класс общества, который консолидирует его и является гарантом социальной и политической стабильности. Объектом предпринимательской деятельности являются товары, продукты, услуги. Субъектом предпринимательской деятельности являются предприниматели всех форм собственности, потребители товаров, услуг, наемные работники, государственные и муниципальные предприятия и органы управления, государство в целом. Для перспективного развития предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства необходимо объединить субъекты предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ и профессиональных участников рынка жилищных и коммунальных услуг, ТСЖ, ЖСК и управляющих компаний в саморегулируемую организацию, чтобы с помощью общественной энергии, профессионализма и компетенции создать общественно значимый и саморегулируемый рынок жилищных и коммунальных услуг. Основными принципами, на которых основана предпринимательская деятельность, являются следующие: свобода предпринимательской деятельности, поддержание единого экономического пространства на территории, признание многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты, поддержание конкуренции и недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, законность, государственное регулирование предпринимательской деятельности, государственная защита и поддержка предпринимательской деятельности. Объекты, субъекты и принципы предпринимательской деятельности актуальны в ЖКХ. Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Каждый из участников предпринимательской деятельности преследует свои цели, и они не совпадают с целями других участников. Так, государство, поддерживая предпринимательскую деятельность, преследует следующие цели: повышение качества жизни населения; создание среднего класса, являющегося основой общества; создание новых рабочих мест; повышение эффективности производства товаров и услуг за счет частной инициативы и инновационной компоненты предпринимательства. Одинаковые цели преследуют предприниматель и предпринимательская структура: повышение экономической эффективности; удовлетворение своих материальных и социальных потребностей. Цели персонала предпринимательской структуры - достижение экономического благополучия и сохранения рабочих мест. У государственных и муниципальных предприятий целью являются: эффективное развитие предприятия за счет применения инновационных технологий, процессов, товаров и услуг, созданных предпринимательским структурами; получение дополнительного экономического эффекта за счет внедрения элементов предпринимательства. Руководство государственных и муниципальных предприятий ставит своей целью повышение конкурентоспособности предприятия и удовлетворение своих материальных и социальных проблем. А целью персонала этих предприятий является сохранение рабочих мест и удовлетворение своих материальных и социальных потребностей. Целями потребителей товаров и услуг являются: извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг; устойчивое удовлетворение потребностей в товарах и услугах высокого качества; повышение доступности товаров и услуг в соответствии с платежеспособным спросом потребностей. Сохранение баланса интересов всех участников предпринимательской деятельности является задачей государственного регулирования рыночной экономики, имеющей важное социальное значение. Все эти цели и выводы справедливы и для ЖКХ. Основными задачами предпринимательской деятельности являются: изучение рыночной ситуации; поддержка ликвидности организации (отрасли); обеспечение оптимального решения стратегических и тактических задач; выполнение экологических и этико-социальных требований, предусматривающих ответственность предпринимателей перед обществом, потребителями, партнерами по бизнесу и др. Все перечисленные задачи актуальны и для предпринимательских структур жилищно-коммунального хозяйства, для которого существуют и специфические задачи ЖКХ: повышение доступности и качества жилищно-коммунальных услуг, услуг транспорта и связи; расширение ассортимента жилищно-коммунальных услуг транспорта и связи; обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и предпринимательских структур. Проблемы развития предпринимательства в нашей стране независимо от сферы национальной экономики состоят в следующем: отсутствие стартового капитала и практически невозможность его получения, сложность регистрации, сложность получения помещений и приобретения оборудования, неэффективная налоговая политика государства, отсутствие реальной государственной поддержки, незащищенность от риска, отсутствие опыта и знаний. Все указанные проблемы актуальны для предпринимательской деятельности в ЖКХ, но специфика развития ЖКК определяет и свои, специфические проблемы развития предпринимательства в этой сфере. Одна из главных проблем - недостаточность бюджетного финансирования ЖКХ. Также ЖКХ при всей стабильности отталкивает предпринимателя по следующим причинам: большая «затратность» производства товаров и услуг, высокая стоимость капитального строительства, долгий срок окупаемости инвестиционных проектов, нестабильность тарифной политики, недостаточная прозрачность финансовых потоков, отсутствие льготной системы кредитования, коррупция, неэффективные конкурсы на получение подряда (выборы заранее выбранной организации), недостаточное количество заказчиков, налогообложение, нерентабельность бизнеса. Все эти проблемы возникают перед инвестором, решившим войти в коммунальный бизнес. Эта проблемы существуют в ЖКХ давно и решение их бизнесмен должен взять на себя. Одним из механизмов привлечения частного капитала в ЖКХ стал закон «O концессионных соглашениях». Этот закон позволяет привлекать в жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, дорожное строительство, социальную сферу ежегодно около 3 млрд. долларов. Как свидетельствуют статистические данные, ежегодно на основе концессионных механизмов при реализации договорных отношений между частным бизнесом и государством в мировую экономику инвестируется более 80 млрд. долларов. Следует отметить, что сегодня управлением и эксплуатацией жилищного фонда занимаются в основном государственные организации, а количество частных фирм в стране, занимающихся этой деятельностью, значительно меньше количества муниципальных предприятий и организаций. От лица собственников государственного жилищного фонда на рынке выступают специализированные подразделения или структуры органов государственной власти (жилищные комитеты, жилищные агентства, комитеты по управлению государственным имуществом и т.п.), а также ОАО «Жилкомсервис» (управляющие в организации), которым передается в управление жилищный фонд. В целях обеспечения условий для привлечено частного бизнеса в жилищную и коммунальную сферы необходимо: финансовое оздоровление предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса; законодательное установление единого порядка тарифного регулирования; перевод отдельных видов услуг на самоокупаемость; проведение детального анализа системы управления жилищным и коммунальным комплексами муниципальных образований; создание рыночных отношений в сфере управления жилищным фондом. Можно сделать вывод, что предпосылки развития предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, несмотря на всю сложность ситуации, существуют и состоят в следующем: оформляется нормативно-правовая база в сфере деятельности предпринимательских структур ЖКХ; активно происходит процесс приватизации государственной муниципальной собственности; в качестве субъектов рынка ЖКХ формируются предпринимательские структуры в формате государственно-частного партнерства; в качестве субъектов рынка ЖКХ появляются новые частные структуры: товарищества собственников жилья, управляющие, эксплуатирующие и обслуживающие организации и их объединения; в качестве субъектов рынка ЖКХ формируются и развиваются предприятия малого и среднего бизнеса; формируются и развиваются конкурентные отношения среди субъектов рынка ЖКХ; активизируется роль населения как собственника жилья и субъекта рынка ЖКХ. Выявление, формулирование и открытое обсуждение на всех уровнях указанных проблем и недостатков развития предпринимательства в сфере ЖКХ является залогом их успешного решения и создания эффективной предпринимательской среды. |