Каталог статей |
Радченко А.М.
Развитие методических подходов к оценке конкурентоспособности регионаКонкурентоспособность можно рассматривать с разных позиций. Как свойство товара, она является отражением соотношения цены и качества: готов ли потребитель заплатить назначенную цену за продукт определенного качества. Как свойство предприятия, её можно оценивать как способность последнего конкурировать на рынке, быть успешнее остальных, быть в числе лидеров. Как свойство отрасли, конкурентоспособность отражает способность предприятий, входящих в отрасль, продавать свои товары (работы, услуги) на рынке, где за деньги покупателя борются товары различных отраслей. Кроме этого, конкурентоспособность оценивается разными субъектами, у каждого из которых есть свои цели такой оценки. Велик интерес научного общества и к оценке конкурентоспособности региона. К исследованию вопросов конкурентоспособности территорий обращались многие ученые. Так, среди российских исследователей следует особо отметить новосибирскую школу региональной экономики (Р.И. Шнипер, А.С. Новоселов, А.В. Евсеенко, Н.И. Ларина, Г.А. Унтура, А.И. Макаев и др.) [4,7,8,9,10]. Проблемы формирования и существования региональных кластеров в России рассмотрены в трудах Н.Я. Калюжновой [6], И.В. Пилипенко [15], М. Афанасьева, Л. Мясниковой и др. Классификация и формирование конкурентных преимуществ региона, воздействие их на экономическое развитие территории исследованы А.И. Татаркиным [9]. По мнению А.З. Селезнева, конкурентоспособность региона - это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику [14]. При этом следует различать факторы и источники конкурентоспособности региона. К источникам необходимо относить ресурсы региона, а к факторам - всё то, что может обеспечить наилучшее использование имеющихся и создание новых ресурсов, обеспечивая их приращение в конкретные преимущества. Факторы можно разделить на три группы:
В соответствии с кластерной концепцией конкурентоспособность определённого региона зависит от наличия кластера взаимосвязанных отраслей. Кластеры - сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных предприятий, специализированных поставщиков услуг, а также связанные с их деятельностью некоммерческие организации и учреждения в определенных областях, конкурирующие, но вместе с тем и взаимодополняющие друг друга [15]. Именно кластеры создают критическую массу, необходимую для конкурентного успеха в определенных отраслях. Поэтому одна из задач в системе повышения конкурентоспособности региона - выявить потенциал кластеризации региона. Вторую группу взглядов на факторы связывают с наличием инновационной системы. Они отражают факт накопления знания и роль исторического пути развития в обеспечении жизнеспособности регионов, накопление знаний и институтов, способствующих нововведениям. Суть подхода в том, что взаимодействие институтов, связей поставщиков-потребителей и других агентов вызывает критическую массу знаний. Подход содержит интегральную роль институтов в накоплении технологических возможностей и в экономических изменениях, а также роль нововведений в создании и сохранении конкурентоспобности. Ставка на инновации в конкурентной борьбе представляется сегодня более перспективным подходом [8]. К отдельной группе можно отнести следующие группы факторов:
Ряд исследователей попытались количественно оценить конкурентоспособность региона. Были разработаны разные методики. Но среди индикаторов всегда присутствовали показатели уровня жизни населения, инвестиционной привлекательности. На сегодняшний день нет однозначного подхода к количественному измерению конкурентоспособности региона. Нахождение интегрированного показателя конкурентоспособности региона проблематично, поскольку, как правило, сравниваемые характеристики неоднородны и несопоставимы по физическим характеристикам, возникает необходимость сведения к однородной основе разных показателей. Поэтому в сопоставительных исследованиях широкое распространение получил рейтинговый метод. В свою очередь выбор показателей для измерения характеристик в рейтинге вариативен и зависит от заложенной в рейтинге методологии измерения. Выбор факторов должен базироваться на основе обоснованных критериев. Сопоставлять регионы по всем характеристикам, которые отличают их друг от друга (территория, численность и т.д.), видимо, имеет смысл для характеристики и сравнения регионов. Но для создания индекса конкурентоспособности гораздо важнее выделить факторы, которые характеризуют конкурентный успех и накопленный потенциал конкурентных преимуществ с точки зрения основных источников этих преимуществ - факторных, инвестиционных, инфраструктурных, инновационных, информационных, институциональных. Другим важным условием расчета является выбор адекватных конкретных показателей. Комарова М.А., анализируя подходы к оценке конкурентоспособности региона, приводит мнения Ф.Н. Клоцвог и И.А. Кушникова, которые считают, что конкурентоспособность региона можно оценивать по величине егоресурсного потенциала, под которой понимается такая величина конечного продукта или национального дохода, которую можно получить при фактически имеющихся ресурсах региона при максимально достигнутом уровне (в среднем по России) эффективности использования соответствующих ресурсов [7]. М.И. Муратова предлагает ранжировать конкурентоспособность регионов исходя не из одного показателя, а применяя совокупную оценку с использованием многомерных группировок. Подсчитав среднее значение факторных признаков по кластерам, таких как уровень безработицы, соотношение денежного дохода и прожиточного минимума, индекс потребительских цен, индекс физического объёма промышленного производства, ВРП на душу населения, фактическое конечное потребление на душу населения М.И. Муратова разделяет регионы России на шесть однородных групп (кластеров). Комарова М.А. подчеркивает, что важнейшими факторами повышения конкурентоспособности и экономического роста в постиндустриальной экономике являются информационные и управленческие технологии, квалификация людей, рыночная инфраструктура. Н.И. Лариной и А.И. Макаевой для оценки конкурентоспособности регионов предложено рассчитывать индексы текущей и стратегической конкурентоспособности. Индекс стратегической конкурентоспособности агрегирует индексы инновационности, внешнеэкономической деятельности и развитости инфраструктуры и коммуникационных систем. Именно в индексах инновационности, развитости инфраструктуры и коммуникационных систем заложена попытка учесть влияние постиндустриальных факторов конкурентоспособности. Индекс развитости инфраструктуры и коммуникационных систем, предложенный в методике, описанной в работе [5], раскрывает возможности быстрой передачи информации и выхода региональных предприятий и организаций на внешние рынки. Проанализировав методики оценки конкурентоспособности региона, необходимо отметить следующее: Проанализировав методики оценки конкурентоспособности региона, изложенные в работах, необходимо отметить следующее:
В связи с тем, что в настоящее время отсутствует единый методологический подход к количественной оценки конкурентоспособности региона, нами ставится задача разработать алгоритм оценки конкурентоспособности региона. По нашему мнению, оценку конкурентоспособности следует проводить с помощью приведенного ниже алгоритма, представленного на рисунке 1. Для оценки конкурентоспособности региона нами предлагаются следующие единичные показатели:
Предложенный алгоритм позволяет исследователю на основе статистических данных, опубликованных в открытой печати, самостоятельно решить задачу оценки уровня конкурентоспособности региона, что является несомненным достоинством, поскольку позволяет объективно оценить социально-экономическое положение региона. Решение проблемы конкурентоспособности России позволит решить реализация следующих мероприятий:
Рисунок 1 – Алгоритм оценки конкурентоспособности региона Список использованных источников
|