Каталог статей |
к.э.н., доцент Нехайчук Д.В.
Совершенствование нормативно-правовой базы Украины: путь к повышению уровня привлечения иностранных инвестиций в регионыНа современном этапе развития экономики Украины потребность в привлечении инвестиций, в том числе иностранных, обусловлена рядом причин. Так, зарубежные инвестиции пополняют ограниченные внутренние сбережения и обеспечивают финансирование на различных уровнях. Привлечение иностранных инвестиций является необходимым условием выхода Украины из экономического кризиса. Они используются для финансирования дефицита текущего счета платежного баланса, характерного для экономики транзитивного характера развития. Во-первых, это обусловлено необходимостью импорта капитального оснащения для модернизации и реструктуризации экономики, которая будет оказывать содействие будущему экономическому росту и развитию. Во-вторых, иностранные инвестиции обеспечивают обмен производственным опытом, и, в-третьих, облегчают доступ к внешним рынкам. Автономная Республика Крым всегда была исторически регионом Украины, привлекательным для инвесторов. Однако из-за отсутствия государственных гарантий и нестабильной экономической и политической ситуации на протяжении последних лет наблюдается тенденция к снижению поступлений иностранных инвестиций. Как видно из рис. 1., "инвестиционный бум" в Автономной Республике Крым наблюдался в 2004-2005 гг., затем произошел спад и только к 2009 году ситуация начала выравниваться.
Считаем, что развитие такой специфической и привлекательной для инвестиций области Украины как Автономная Республика Крым, требует государственного регулирования. В данном случае будет существовать уверенность инвесторов в гарантиях, которые может дать только государство. Сегодня предпринимается попытка гармонизации украинского законодательства в части создания благоприятного инвестиционного климата путем разработки Законопроекта "Об основах развития Автономной Республики Крым и особенностях осуществления инвестиционной деятельности на ее территории". Мы видим такие действенные рычаги государственного регулирования, которые непременно должны быть отражены в Законопроекте:
При грамотной отработке указанного проекта нового Закона «Об основах развития Автономной Республики Крым и особенностях осуществления инвестиционной деятельности на ее территории», мы считаем, регион может получить значительные преимущества в развитии и выйти на качественно новый уровень, а именно:
Считаем, что также должно быть предусмотрено предоставление льгот по налогообложению для зарегистрированных инвестиционных проектов до 2020 года. Практика деятельности свободных экономических зон и территорий приоритетного развития показывает, что процесс привлечения и освоения инвестиций достаточно длительный. Если исходить из того, что инвестиции будут привлекаться и осваиваться равномерно с момента принятия предлагаемого Законопроекта, то можно предположить, что в различных отраслях этот процесс может занять от 2 до 5 лет. Льготы на закупку импортного оборудования имеют разовый характер и, в соответствии с предлагаемым Законопроектом ведут к снижению поступлений в бюджет по налогу на добавленную стоимость и таможенной пошлине. Следовательно, данные виды льгот не зависят от срока действия Законопроекта. Те проекты, которые реализуются в первые пять лет, не приведут к снижению поступлений в бюджет по данным видам налогов в последующие периоды. Льготами по налогу на прибыль предприятия, реализующие крупные инвестиционные проекты смогут воспользоваться при условии выхода на безубыточный уровень, который, как правило, наступает после 2-3 лет после выхода на полную производственную мощность оборудования, предусмотренную реализуемыми инвестиционными проектами. В связи с этим, возникают наиболее благоприятные инвестиционные условия для исполнителей проектов в более длительный период действия предлагаемого Законопроекта. Исходя из результатов, полученных в ходе реализации инвестиционных проектов в период действия Закона Украины "О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития и специальной экономической зоне "Порт Крым" в Автономной Республике Крым", можно сделать вывод, что в случае отработки и принятии нового Закона Украины "Об основах развития Автономной Республики Крым и особенностях осуществления инвестиционной деятельности на ее территории", это позволит значительно улучшить инвестиционный климат на территории республики, обеспечит приток инвестиций во все отрасли народного хозяйства автономии и будет стимулировать обновление оборудования и технологий. Однако при реализации указанных предложений необходимы определенные четкие механизмы и меры, обеспечивающие решение проблемы привлечения инвестиций. Считаем, что должны быть очень четко определены условия и принципы совершения инвестиционной деятельности на территории Автономной Республики Крым. Так, по нашему мнению, должны быть закреплены определенные ограничения по ряду преференций:
В то же время, считаем уместным, помимо упрощения процедур и предоставления гарантий инвесторам, предусмотрение и последующее внедрение таких преференций:
Выражаем уверенность, что разрабатываемый Законопроект «Об основах развития Автономной Республики Крым и особенности осуществления инвестиционной деятельности на ее территории» должен предусматривать основные принципы социального, экономического и экологически безопасного развития Автономной Республики Крым, одной из целей которого является стабильное повышение уровня жизни населения на территории региона. Для граждан, проживающих на территории Крыма, принятие этого Законопроекта не будет нести никакой финансовой нагрузки. Кроме того, должен учитываться ряд таких положительных моментов, как создание новых рабочих мест, увеличение занятости и доходов населения. В документе предлагается также предусмотреть выделения приоритетных направлений развития Автономной Республики Крым на основе конкурентоспособного, структурно сбалансированного и развитого инновационно-инвестиционного потенциала республики, использования транспортно-коммуникационных, рекреационных, биоклиматических, минерально-сырьевых, производственно-технических преимуществ. С этой целью в дальнейшем должны быть разработаны Государственные целевые программы, в том числе для решения отдельных проблем развития региона. Таким образом, считаем, что разработка комплексного документа по развитию республики будет способствовать значительному "потеплению" в сфере инвестиционной активности системных иностранных инвесторов на территории региона. Это позволит также оказать поддержку стратегически важным и бюджетообразующим отраслям Крыма и повысить уровень благосостояния населения. Литература:
|