Каталог статей

К.э.н. Полякова А.А.
К.э.н. Богачев А.И.
Орловский государственный аграрный университет, Россия

Программно-целевое управление региональным АПК: состояние, проблемы и перспективы развития

В современных условиях хозяйствования успешное развитие АПК региона невозможно без реализации конкретных программ, направленных на улучшение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, относящихся к агропромышленному сектору экономики. Мировой опыт функционирования АПК свидетельствует, что программно-целевое планирование – один из наиболее эффективных методов осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее отдельных регионов.

Особая роль целевых программ в рыночной экономике определяется тем, что рынок не всегда позволяет в полной мере мобилизовать дополнительные финансовые и материальные ресурсы для развития регионов. Успешно решая задачи использования ресурсов, он довольно плохо справляется с задачами их воспроизводства, требующими большей продолжительности инвестиционного цикла. Поэтому все, что связано с приданием экономике поступательной целевой динамики в условиях дискретности крупных народнохозяйственных проблем, естественным образом «ложится» на программы. Целевые программы стали одним из основных рычагов государственного регулирования процессов, связанных со структурной перестройкой отраслей экономики. Следует отметить, что они охватывают все отрасли экономики, а также социальную сферу. [1]

В Орловской области реализуется несколько программ федерального и регионального значения, направленных на развитие АПК.

Новой вехой в развитии аграрной политики, создающей финансово-экономическую основу для сельского хозяйства как одной из самых перспективных сфер экономики стали принятие закона «О развитии сельского хозяйства», реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК», Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012гг.

Так, в ходе реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Орловской области заложена серьезная инвестиционная основа для динамичного и эффективного развития отрасли. Область пошла по пути создания крупных высокотехнологичных производств, обеспечивающих получение конкурентоспособной качественной продукции. В частности были реализованы крупные проекты по строительству свинокомплексов в ООО «Знаменский селекционно-гибридный центр» и ЗАО «Орелсельпром» (дочернее общество ЗАО «Моссельпром»); молочного комплекса в СП «Сабурово» ОАО «АПК «Орловская Нива» и в ООО «Юпитер».

В рамках реализации областной целевой программы «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области на 2007-2010гг.» в области созданы более 90 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в т.ч. в 2008г. – 28 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в 2009г. – 19 кооперативов, в том числе 1 кооператив третьего уровня, 3 кооператива второго уровня, 1 «демонстрационный» кооператив, 2 кооператива по несельскохозяйственной деятельности (бытовое, культурное обслуживание населения). С февраля 2008г. функционирует Ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов Орловской области «Консалтинг и Аудит».

В рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010г.» за 2003-2009гг. в области проложено 1143,6 км газовых распределительных сетей, газифицировано 360 сельских населенных пунктов, проложено 86,15 км сетей водоснабжения в 35 населенных пунктах. С помощью Программы смогли улучшить жилищные условия 1169 семей, в т.ч. 450 молодых специалистов, которыми построено и приобретено 104,4 тыс. кв. м жилья. В рамках Программы построено несколько школа и объектов здравоохранения в сельской местности.

Общий объем финансирования программных мероприятий составил 1316,3 млн. руб., в т.ч. за счет средств федерального бюджета 437,2 млн. руб., областного бюджета – 369,8 млн. руб., внебюджетных источников – 509,3 млн. руб. [2]

Немалый вклад в дело развития аграрного сектора области внесла реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия, параметры финансирования которой в разрезе источников представлены в таблице.

Таблица - Финансирование областной целевой программы, млн руб.[3]

Федеральный бюджет

Областной бюджет

2008г

2009г

2010г

2008г

2009г

2010г

план

факт

план

факт на 1.07

план

факт

план

факт на 1.07

Устойчивое развитие сельских территорий

80,8

93,2

93,6

79,5

4,2

110,9

157,9

124,5

80,6

1,3

Создание общих условий функциониро-вания с/х

241,5

274,1

274,1

165,4

0

10,5

52,0

52,0

52,0

0

Развитие приоритетных подотраслей с/х

56,7

124,1

112,4

96,3

75,7

781,3

26,3

26,4

31,4

4,0

Достижение фин. устойчи-вости с/х

794,9

1216,8

1211,5

1292,7

636,2

64,7

90,6

83,9

118,8

45,5

В то же время анализ целевых установок, финансового обеспечения реализуемых на территории Орловской области программ позволяет выделить следующие «узкие» места программно-целевого обеспечения (планирования):

  • стимулируются, в большей степени, экстенсивные факторы развития;
  • действие программ не носит унифицированный характер, т.е. один товаропроизводитель может получать какие-либо дополнительные стимулы, а второй, с такими же параметрами, - нет;
  • совокупность программ не носит системного характера, в результате чего невозможно достичь синергизма в развитии АПК области;
  • по всей совокупности программ из поля зрения выпала социальная сфера села, отсутствуют программы развития альтернативной занятости в сельских социумах.

Разрешить сложившиеся противоречия и проблемы, на наш взгляд, можно используя следующий алгоритм:

  1. аппарат Администрации региона, Управление сельского хозяйства и продовольствия Орловской области на основе проведения мониторинга состояния АПК выделяются проблемные участки, сдерживающие развитие социально-экономической системы отрасли, а также позиции, которые способны дать импульс для ее устойчивого роста;
  2. определение стратегических и тактических приоритетов региона в сфере экономики, финансов, социального развития (так называемые «точки роста»);
  3. анализ существующих федеральных программ и выявление перечня тех, в которых область может участвовать при соблюдении тех или иных условий;
  4. разработка региональных программ, способствующих комплексному развитию агропромышленного производства и социальной сферы села. В идеале каждая программа должна содержать положения по улучшению социального обслуживания сельского населения;
  5. обоснование подходов к финансовому обеспечению целевых программ развития АПК и улучшения жизни сельских социумов;
  6. включение в действующие программы роли КФХ и ЛПХ.

На наш взгляд, комплексной программой, способной дать импульс развитию аграрного сектора региона, могла бы стать Программа развития АПК Орловской области. Документ должен стать одним из звеньев в цепи государственного стратегического планирования наряду с другими программными документами средне- и долгосрочного характера.

Программа развития АПК Орловской области – это стратегический документ научно-индикативного характера, обосновывающий региональную стратегию развития отраслей АПК, продуктовых подкомплексов, территории и устанавливающий оптимальные темпы и пропорции рационального развития и размещения производительных сил агропромышленного сектора в экономическом пространстве Орловской области с учетом финансового состояния экономики.

Комплексная программа развития АПК должна обеспечивать системное достижение эффектов в нескольких сферах:

  1. экономических:
    • диверсификация производства, особенно в удаленных от городских зон районах, что снижает риски товаропроизводителей;
    • сокращение вывода земель из производства за счет возделывания новых культур, подбор которых определяется биологическими свойствами почв и агроклиматическими условиями;
    • снижение сезонности производства за счет внедрения технологий переработки сырья, производства биологически активных добавок;
    • развитие промышленности посредством производства оборудования для малых предприятий в сельской местности, холодильного оборудования для быстрой заморозки фруктов, овощей и трав, производство упаковочных материалов для новых продуктов;
    • формирование новой ниши на рынке продовольствия и ее заполнение, выход на мировые рынки;
    • повышение уровня использования инновационного потенциала области (ВУЗы, НИИ, КБ и т.д.), усиление роли внебюджетного финансирования научно-прикладных разработок.
  2. социальных:
    • снижение сельской безработицы за счет расширения производства и альтернативной занятости населения, развития частного бизнеса и малых форм хозяйствования;
    • повышение доходов сельских домохозяйств;
    • рост уровня жизни и улучшение условий труда и отдыха сельского населения;
    • улучшение здоровья населения за счет обеспечения потребления основных продуктов питания в соответствии с медицинскими нормами, а также биологически обогащенной продукции.
  3. финансовых:
    • увеличение доходов регионального и местного бюджетов за счет роста налоговых поступлений от предприятий и населения;
    • рост доходов в предпринимательском секторе.

На наш взгляд комплексная реализация указанных направлений предлагаемой программы позволит обеспечить инновационное развитие агропромышленного комплекса области, а также получить социальный эффект от ее реализации.

Литература:

  1. Серов В.М., Руденко Н.Р. Программно-целевое управление региональным АПК. Монография. М.: Изд-во ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2005. - 244 с.
  2. Инвестиционный портрет Орловской области: агропромышленный комплекс [Электронный ресурс] / Режим доступа: [сылка более недоступна}
  3. Сведения о параметрах реализации приоритетного нац. проекта «Развитие АПК» в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы [Электронный ресурс] / Режим доступа: [сылка более недоступна}
  4. Ломидзе Ю. Основы программно-целевых методов управления в АПК // АПК: экономика, управление. – 2009. - № 2
  5. Митерев М.А. Программно-целевые методы планирования как инструмент государственного управления развитием социально-экономических систем // Труды МЭЛИ: электронный журнал, 2009