Каталог статей |
Чернышева С.В., Паламарчук А.А.
Особенности сущности понятия «инновация» в туризмеВ своем названии сущность понятия «инновация» прошла разносторонний путь развития: от «новой научно-организационной комбинации производственных факторов, мотивированной предпринимательским духом» по Й.А. Шумпетеру в 1911 г. [1] и «технической инновации» по Н.Д.Кондратьеву в 1989 г. [2] до «инновационной системы», «инновационной конкуренции» и «инновационных моделей развития национального хозяйства страны» [3]. Особенность понятия «инновация» характеризуется не только техническим подходом к его определению, но и экономическим и социальным, что особенно прослеживается в такой отрасли, как туризм. Исходя из этого, целью данного исследования является выявление особенностей сущности понятия «инновация» в туризме и использование их в практической деятельности туристических предприятий. Особенности понятия «инновация» в туризме исследуют такие ученые, как Шумпетер Н.А., Кондратьев Н.Д., Гейер Г.В., Иванова Е.В., Дорофиенко В.В., Колосюк В.П. и др. Современные направления использования сущности термина «инновация» различаются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. В научной литературе накоплен значительный объем материалов, представляющих инновацию как экономическую, социальную и научно-техническую категорию, проявляющуюся в различных подходах, формах, видах. Результаты исследования работ авторов [3, 4, 5, 6] показывают, что анализ и использование этого понятия целесообразно осуществлять с учетом таких основных аспектов:
Таким образом, каждый из данных аспектов позволяет представить соответствующее понятие «инновация», применительно к сфере туризма: инновация как часть международного процесса интеграции общественного производства представляет собой важнейшее звено развития транснациональной экономики; инновация как важная часть экономического процесса означает нововведение, созданное для получения максимальной прибыли от хозяйственной деятельности туристических предприятий; инновация как субъект хозяйствования представляет собой часть организационной системы производства, подсистемы которой определяют уровень его техники и технологии; инновация как субъект правовых отношений, т.е. юридически является частью хозяйственной деятельности туристического предприятия; инновация как элемент социального развития общества представляет собой результат реализации достижений научно-технического прогресса, созданных путем конкуренции усилий науки, техники с целью обеспечения выживания и развития в современных условиях, как туристического предприятия, так и общества в целом; инновация как способ сохранения природной среды представляет собой такое достижение научно-технического прогресса, реализация которого обеспечивает ее восстановление и целостность; инновации как источник роста трудовой занятости создает предпосылки для снижения уровня безработицы путем создания новых рабочих мест в сфере туризма; инновация как способ удовлетворения потребностей туристов представляет собой создание услуги такого уровня качества, которого ожидает потребитель; инновация как источник поиска направлений применения всего нового в сфере туризма и его сопутствующих отраслях систематизирует информацию о достижениях научно технического прогресса в туризме. Литература
|