Каталог статей

Чернышева С.В., Паламарчук А.А.
Автомобильно-дорожный институт Государственного высшего учебного заведения «Донецкий национальный технический университет»

Особенности сущности понятия «инновация» в туризме

В своем названии сущность понятия «инновация» прошла разносторонний путь развития: от «новой научно-организационной комбинации производственных факторов, мотивированной предпринимательским духом» по Й.А. Шумпетеру в 1911 г. [1] и «технической инновации» по Н.Д.Кондратьеву в 1989 г. [2] до «инновационной системы», «инновационной конкуренции» и «инновационных моделей развития национального хозяйства страны» [3]. Особенность понятия «инновация» характеризуется не только техническим подходом к его определению, но и экономическим и социальным, что особенно прослеживается в такой отрасли, как туризм.

Исходя из этого, целью данного исследования является выявление особенностей сущности понятия «инновация» в туризме и использование их в практической деятельности туристических предприятий.

Особенности понятия «инновация» в туризме исследуют такие ученые, как Шумпетер Н.А., Кондратьев Н.Д., Гейер Г.В., Иванова Е.В., Дорофиенко В.В., Колосюк В.П. и др.

Современные направления использования сущности термина «инновация» различаются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. В научной литературе накоплен значительный объем материалов, представляющих инновацию как экономическую, социальную и научно-техническую категорию, проявляющуюся в различных подходах, формах, видах. Результаты исследования работ авторов [3, 4, 5, 6] показывают, что анализ и использование этого понятия целесообразно осуществлять с учетом таких основных аспектов:

  • глобального (объединяет результаты мировых достижений в области туризма и обеспечивает формирование синергетического эффекта всех участвующих в туристическом процессе стран и их предприятий);
  • экономического (определяет место и роль инноваций в туризме в национальном и международном экономическом процессе);
  • организационного (определяет уровень взаимодействия техники, технологии и трудовых ресурсов при реализации инноваций на предприятиях);
  • правового (характеризует вопросы правового регулирования использования инновации в туризме с учетом национального и международного законодательства);
  • социального (определяет роль инновации в туризме для развития и богатства общества);
  • экологического (создает предпосылки для сохранения и восстановления окружающей природной);
  • трудовой занятости (обеспечивает стойкую тенденцию роста работников сферы туризма и предприятий, создающих товары и услуги для этой отрасли);
  • качественного (посредством использования современных инноваций создает предпосылки для повышения качества товаров и услуг туризма до уровня требований международной практики);
  • информационного (обеспечивает получение сведений не только о состоянии рынков сбыта и производства туристических товаров и услуг, но и о современных достижениях в этой отрасли, касающихся новых видов туризма, цен, условий производства и уровня возможного получения прибыли).

Таким образом, каждый из данных аспектов позволяет представить соответствующее понятие «инновация», применительно к сфере туризма: инновация как часть международного процесса интеграции общественного производства представляет собой важнейшее звено развития транснациональной экономики; инновация как важная часть экономического процесса означает нововведение, созданное для получения максимальной прибыли от хозяйственной деятельности туристических предприятий; инновация как субъект хозяйствования представляет собой часть организационной системы производства, подсистемы которой определяют уровень его техники и технологии; инновация как субъект правовых отношений, т.е. юридически является частью хозяйственной деятельности туристического предприятия; инновация как элемент социального развития общества представляет собой результат реализации достижений научно-технического прогресса, созданных путем конкуренции усилий науки, техники с целью обеспечения выживания и развития в современных условиях, как туристического предприятия, так и общества в целом; инновация как способ сохранения природной среды представляет собой такое достижение научно-технического прогресса, реализация которого обеспечивает ее восстановление и целостность; инновации как источник роста трудовой занятости создает предпосылки для снижения уровня безработицы путем создания новых рабочих мест в сфере туризма; инновация как способ удовлетворения потребностей туристов представляет собой создание услуги такого уровня качества, которого ожидает потребитель; инновация как источник поиска направлений применения всего нового в сфере туризма и его сопутствующих отраслях систематизирует информацию о достижениях научно технического прогресса в туризме.

Литература

  1. Шумпетер Н.А. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) / Н.А. Шумпетер. – М.: Прогресс, 1982. – 456 с.
  2. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики / Н.Д. Кондратьев. – М.: Экономика, 1989. – 384 с.
  3. Дорофиенко В.В., Колосюк В.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2002. – 175 с.
  4. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учеб. пособие / под ред. П.Н. Завлина. – М.: ОАО «НПО» Изд-во «Экономика», 2000. – 475 с.
  5. Гриньов А.В. Інноваційний розвиток промислових підприємств: конкуренція, методологія, стратегія управління / А.В. Гриньов. – Х.: ІНЖЕК, 2003. – 308 с.
  6. Ландик В.И. Инновационная политика предприятия: проблемы и опыт их решения / В.И. Ландик. – К.: Наук. думка, 2003. – 364 с.