Каталог статей

К.э.н. Н.В. ФИРСОВА
Полтавский университет экономики и торговли

Пути совершенствования внутриведомственного контроля предприятий торговли потребительской кооперации Украины

Для эффективного управления предприятием, необходима система контроля, которая обеспечивала бы функционирование предприятия по определенным параметрам. Потребность в эффективной системе контроля обусловлена требованиями рационального использования имеющихся ресурсов и предупреждение нецелесообразных расходов.

Обоснованию методов и приемов контроля посвящены работы Н.Т. Белухи, Э.А. Вознесенского, В.С. Рудницкого, Б.Ф. Усача и др. [1,2,4,5].

В большинстве источников специальной литературы подчеркивается, что внутриведомственный контроль осуществляют министерства, концерны, ассоциации и другие органы управления относительно деятельности подведомственных им предприятий и организаций согласно законодательным и другим нормативным актам в форме проверок законности и целесообразности принятых решений.

Тем не менее, проведенный анализ показывает, что теоретические основы именно внутриведомственного контроля в предприятиях и организациях системы потребительской кооперации недостаточно исследованы.

Внутриведомственный контроль, который осуществляют в системе потребительской кооперации, является последующим видом контроля и предусматривает проверку выполнения плановых заданий по производственной и финансово-хозяйственной деятельности, целесообразности использования материальных и финансовых ресурсов; обеспечения сохранности кооперативной собственности, правильности постановки бухгалтерского учета и действенности внутрихозяйственного контроля; соблюдения действующего законодательства и выполнения решений вышестоящих органов управления.

Внутриведомственный контроль в системе потребительской кооперации Украины (Укоопсоюз) является одной из функций системы управления, поэтому система внутриведомственного контроля не может быть отделенной от организационной структуры системы управления в целом. Организационную структуру внутриведомственного контроля и ее место в системе потребительской кооперации Украины приведено на рис. 1.

Рис. 1. Организационная структура внутриведомственного контроля в потребительской кооперации Украины

Главная цель внутриведомственного контроля системы Укоопсоюза и потребсоюзов заключается в обеспечении достижения целей организационной системы и ее жизнедеятельности на основе содействия развития и усовершенствования системы управления через принятие и соблюдение правильной для данного субъекта политики внутреннего экономического контроля, собственной эффективности и четкого взаимодействия в отношениях с другими управленческими функциями.

Внутриведомственный контроль в системе потребительской кооперации осуществляют уполномоченные на его проведение управления и отделы Укоопсоюза и облпотребсоюзов в форме тематических проверок и ревизий.

Однако, следует отметить, что внутриведомственный контроль в системе потребительской кооперации на сегодня является малоэффективным средством влияния для улучшения хозяйственно-финансовой деятельности, обеспечения сохранности кооперативной собственности, поскольку является последующим видом контроля и только констатирует факты бесхозяйственности, расточительства, растрат и краж, допущенного ущерба, потери имущества. Такой контроль, в основном, служит “карательной” мерой для недобросовестных руководителей предприятий и организаций.

На сегодняшний день насущной необходимостью есть внедрение в системе потребительской кооперации внутреннего аудита, поскольку большинство предприятий и организаций системы не имеют возможности оплатить услуги внешних аудиторов.

Потребность во внедрении внутреннего аудита заключается в том, что в отличие от контрольно-ревизионной службы внутренний аудит не просто констатирует запоздалые факты, а и предусматривает и предостерегает от нежелательных последствий, дает рекомендации по рациональному использованию ресурсов; предоставляет консультации и рекомендации руководителям предприятий, работникам учета относительно улучшения системы внутрихозяйственного контроля, по соблюдению законодательных и нормативных требований в процессе осуществления финансово-хозяйственных операций для предотвращения бесхозяйственных расходов, уплаты штрафов и пени.

Итак, важными принципами организации внутреннего аудита можно считать осведомленность руководства о следствиях проверки и отчетность перед руководителем. Принцип осведомленности требует от внутреннего аудитора информирования руководителя о ходе проверки и выявленные при аудите недостатки в работе предприятия (бесхозяйственные потери, неэффективная деятельность, потеря имущества, кражи, недостачи и т.п.).

Обобщение наработок отечественных ученых, которые сделали значительный вклад в отечественную аудиторскую теорию и практику (в частности, Н.Т. Белуха, Н.И. Дорош, О.А. Петрик, В.С. Рудницкий, В.Я. Савченко и др.), дало возможность прийти к выводу, что предметом внутреннего аудита есть все аспекты финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. Итак, можно указать, что основные методические приемы внутреннего аудита торговых предприятий аналогичные методике проведения документальной ревизии.

В своих роботах В.С. Рудницкий отмечает, что “основной задачей внутрисистемного аудита в потребительской кооперации есть контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий и организаций, эффективным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выполнением плановых заданий, сохранностью имущества, состоянием учета и контроля и другие” [4].

Составным элементом организации процесса внутреннего и внешнего аудита является ведения рабочих документов аудитором, формы и содержание которых, подробно осветила О.А. Петрик [3].

Основной целью внутреннего аудита торгового предприятия есть проведение независимой проверки действующей системы учета, направленной на определение оптимизации расходов и их влияние на финансовый результат деятельности предприятия. По нашему мнению, рациональная организация внутреннего аудита - это система практического осуществления аудиторского контроля за эффективной деятельностью предприятия, которая предусматривает проверку понесенных расходов предприятием за определенный период и формирование достоверной и своевременной контрольной информации для эффективного управления.

Следует подчеркнуть, что организация служб внутреннего аудита на предприятиях должна отвечать трем основным требованиям: полноте, минимизации расходов и максимизации эффекта. В этой связи штат и структуру таких служб следует формировать в зависимости от особенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, объемов, сложности и условий контрольных процедур, которые осуществляются. Считаем, что службы и должности внутренних аудиторов целесообразно внедрять в больших и средних предприятиях потребительской кооперации.

Учитывая то, что до настоящего времени внутренний аудит в системе потребительской кооперации не был организован в основном из-за низкого уровня заработной платы и отсутствие необходимых специалистов, обязанности внутренних аудиторов могут выполнять специалисты контрольно-ревизионного и финансово-экономического управлений облпотребсоюзов, или по договору независимые аудиторы и аудиторские фирмы.

Разнообразие задач, которые могут выполнять службы внутреннего аудита при осуществлении проверок, нуждается в соответствующей квалификационной подготовке их работников. Это должны быть высококвалифицированные специалисты с высшим экономическим образованием, опытом бухгалтерской и экономической работы, а также квалифицированные специалисты других профилей.

Специалисты внутренних аудиторских служб должны быть независимыми при сборе информации и иметь полномочия подавать отчеты непосредственно правлению потребсоюза или Укоопсоюза.

Несмотря на то, что выдача квалификационных сертификатов внутренним аудиторам не предусмотрено, они должны уметь профессионально применять методические приемы и способы аудита для собирания необходимых аудиторских доказательств, правильно документировать полученные ведомости, анализировать информацию и подавать рекомендации в форме надлежащим образом составленного отчета внутреннего аудитора. Кроме того, специалисты внутреннего аудита при выполнении своих профессиональных обязанностей должны соблюдать этические принципы аудиторской деятельности (честность, объективность, конфиденциальность, профессиональные нормы поведения), определенных в Кодексе профессиональной этики аудиторов Украины. Деятельность службы внутреннего аудита может осуществляться согласно плану и должностным инструкциям внутренних аудиторов, утвержденных правлением потребсоюза (собранием Совета Укоопсоюза). Должностные инструкции для внутренних аудиторов должны предусматривать общие положения, конкретные должностные обязанности, права и персональную ответственность аудитора.

Выводы. Считаем, что внедрение на предприятиях потребительской кооперации приведенных предложений относительно усовершенствования организации внутриведомственного контроля торговых расходов будет оказывать содействие более эффективному ведению финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций системы потребительской кооперации.

Литература:

  1. Белуха Н.Т. Ревизия и контроль в торговле. – М.: Экономика, 1988.– 255с.
  2. Вознесенский Э.А. Внутрихозяйственный контроль на предприятии. – Л.: Знание, 1967. – 40с
  3. Петрик О.А. Аудит: методология и организация: Монография. – К.: КНЭУ, 2003. – 260с.
  4. Рудницкий В.С. Внутренний аудит: методология, организация: Монография. – Тернополь: Экономическая мысль, 2000. – 104с.
  5. Усач Б.Ф. Контроль и ревизия: Учебник. – 4-е изд., стер. – К.:Знание-пресс, 2002. – 253с.