Каталог статей |
Безгинова Л.А.
Составляющие концептуального подхода к развитию государственного сектора экономикиОбобщение теоретических положений и опыта развития государственного сектора экономики [1, 2] обусловило формирование концептуального подхода к данному вопросу, решающего проблему определения доли и отраслевой структуры государственного сектора экономики в заданный период времени. Следует заметить, что концепция (от лат. conceptio — понимание, система, совокупность) представляет собой комплекс ключевых положений (идей, взглядов, принципов), дающих целостное представление о каком-либо явлении или событии, позволяющих более глубоко понять и проникнуть в существо проблемы, определяющих методологию и организацию практической деятельности [3]. В близкой к данному определению интерпретации, концепция определяется как система взглядов, выражающая определенный способ видения («точку зрения»), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентующая ведущую идею или (и) конструктивный принцип, реализующие определенный замысел в той или иной теоретической знаниевой практике [4]. Предлагаемый концептуальный подход к развитию государственного сектора экономики определяет методологию и организацию управления данным сектором и базируется на двух ведущих идеях:
Исходя из данных положений, предлагаемый концептуальный подход к развитию государственного сектора экономики Украины предполагает:
Рис. 1. Концептуальный подход к развитию государственного сектора экономики Применение указанного концептуального подхода предполагает последовательную реализацию этапов алгоритма стратегического целеполагания национальной экономики, и последующую интерпретацию полученных результатов в терминах теории систем, что позволит сформулировать принципы развития государственного сектора Украины. При этом доля и отраслевая структура государственного сектора является инструментом, механизмом достижения целей социально-экономического развития, сформулированных в рамках процесса стратегического целеполагания. Алгоритм стратегического целеполагания национальной экономики, основанный на управленческом подходе к определению доли и отраслевой структуры государственного сектора экономики, включает следующие этапы: 1) прогноз основных тенденций развития внешней среды (глобальной экономики); 2) характеристика текущего состояния национальной экономики и ее позиционирование в глобальном измерении; 3) определение характеристик идеальной модели (уровня развития экономики) как ориентира при стратегическом планировании; 4) определение принципов и механизмов, позволяющих трансформировать экономику страны из текущего состояния в планируемое. Таким образом, представленный алгоритм отражает классические методы принятия управленческих решений в рамках системного подхода. Важным аспектом последнего этапа алгоритма является определение доли и отраслевой структуры государственного сектора экономики как части механизма ее трансформации. Осуществление перехода от стратегического планирования развития экономики в целом – к роли государственного сектора в реализации выбранной стратегии базируется на положениях теорий экономической динамики, эволюционной экономики, общей теории систем. Принципы управления государственным сектором экономики Украины в терминах теории систем включают закономерности сохранения устойчивости национальной экономики как системы в процессе ее качественной трансформации. Устойчивость национальной экономики как системы в переходном состоянии может быть рассмотрена как обеспечение управляемого перехода из текущего состояния – в требуемое. Необходимость управляемого перехода актуализируется при смене технологического уклада, при реализации структурных и институциональных реформ. Процесс перехода национальной экономики из одного состояние в качественно отличное с необходимостью предполагает нарушение гомеостазиса и актуализацию положительных обратных связей – как условие поиска «более рациональных способов использования внешней энергии и вещества». При этом актуализация положительных обратных связей в системе, переводящая ее в состояние неустойчивости, представляет угрозу для целостности данной системы – в данном случае, национальной экономики. Поэтому управляемая трансформация должна сопровождаться отрицательными обратными связями в той степени и в рамках той функциональной направленности, которая позволит сохранить целостность системы в процессе перехода. Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что в переходный период развития национальной экономики роль государства как системы управления включает две основные задачи: 1) сохранение целостности национальной экономики как системы; 2) формирование «ядра» нового, целевого состояния. Сохранение целостности национальной экономики как системы обеспечивается за счет поддержки связности ее элементов. Учитывая закономерности развития сложных открытых систем, следует отметить, что систему образуют те элементы, связи между которыми являются более тесными, чем с элементами внешней среды. Исходя из этого, собственность государства на объекты инфраструктуры являются гарантией сохранения целостности национальной экономики как системы. При этом, имеется ввиду не только социальная инфраструктура, но и производственная, которая имеет наибольшее значение при реализации экономических реформ. Формирование «ядра» нового качественного состояния – пятого технологического уклада, основанного на экономике знаний, требует не только участия государства в проведении фундаментальных научных разработок, но и существенную поддержку системы образования как главной функциональной сферы формирования новой личности. При этом поддержка не означает исключительно финансирование, а предполагает четкую, научно-обоснованную концепцию развития высшего и профессионального образования, поддерживаемую в других сферах жизни общества, создание условий для непрерывного образования граждан. Литература
|