Каталог статей

д.э.н. Абдрахманова Г.Т.
Казахстанско-Британский технический университет, Казахстан

Концессия – разновидность инвестиционного проекта

Во всем мире все больше внимания придают государственному частному партнерству, как процессу сотрудничества государственного и частного секторов с целью реализации проектов в области инфраструктуры и оказания общественных услуг. Суть такого партнерства заключается в перераспределении ответственности и рисков за развитие секторов, которые обычно относятся к сфере ответственности государства.

В проектах ГЧП государственный сектор устанавливает параметры и стандарты для объектов инфраструктуры и общественных услуг. Частный сектор берет на себя обязательства по разработке, строительству, финансированию объекта и управлению им в соответствии с этими параметрами или по соблюдению соответствующих требований при предоставлении услуг. Взамен частный сектор получает от государства/потребителей оплату, размер которой зависит от достигнутых результатов. нтерес к становлению государственного частного партнерства проявляет в настоящее время Казахстан. При этом, само государственное частное партнерство для страны не ново [1]. В период с момента обретения Казахстаном независимости отдельные элементы государственного частного партнерства активно применялись на различных этапах экономического развития страны.

Так, в постсоветском Казахстане, обладающем в активе большими природными и энергетическими ресурсами, промышленным и транспортным потенциалом применялись принципиально новые для страны, но классические в мировой практике механизмы государственного частного партнерства:

  • корпоративная форма управления (участие государства в уставных капиталах юридических лиц наряду с частными лицами);
  • доверительное управление объектами государственной собственности (аренда);
  • государственные закупки (сервисные контракты);
  • приватизация.

Преимущества государственного частного партнерства для всех участников описаны в таблице 1.

Таблица 1 – Преимущества государственного частного партнерства

Участники ГЧП

Преимущества

Правительство

  • Высвобождение значительных бюджетных средств;
  • Обеспечение развития инфраструктуры более ускоренными темпами и возможность предоставления более качественных услуг;
  • Привлечение не только средств, но и опыта частного сектора в области инвестиционного менеджмента;
  • Передача части рисков частному сектору.
  • Частный сектор

  • Новые инвестиционные возможности и соответственно новые источники дохода;
  • Возможность диалога с Правительством.
  • Бенефициары услуг (население)

  • Обеспечение оптимального соотношения «цена-качество»;
  • Развитие инфраструктуры и высокое качество государственных услуг.
  • Источник: Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства, ЕЭК ООН, 2009 год

    В настоящее время наиболее активно партнерство государства и бизнеса осуществляется, в первую очередь, в реальном секторе экономике – в отраслях производственной инфраструктуры (в энергетике, железнодорожном транспорте, автодорожном хозяйстве, портах, аэропортах, магистральной транспортировке газа, коммунальном хозяйстве). Масштабный опыт перераспределения правомочий собственности между государством и частным бизнесом имеется и в так называемых секторах общественных услуг (инфраструктурных отраслях). Именно в этих отраслях исторически сложились традиции делегирования государством ряда ключевых правомочий частному сектору. Государство несет ответственность перед обществом за бесперебойное обеспечение его общественными благами, чем в принципе и объясняется тенденция к сохранению соответствующих секторов экономики в государственной собственности, привнесение своего рода товаров индивидуального потребления, создающих условия и предпосылки эффективного функционирования инфраструктурных объектов, оптимального управления ими, рационального использования ресурсов в традиционно государственной сфере экономики.

    Существует множество классификаций разновидностей, форм, типов и видов партнерств государства и бизнеса в хозяйственной сфере. В качестве критериев отнесения к той или иной структурной группе обычно выступают отношения собственности (владение, пользование, степень зависимости от государства, в первую очередь, в вопросах финансирования и разделения рисков и другие параметры) [2].

    Контракты на управление и содержание предусматривают осуществление субъектом частного сектора функций по управлению и обслуживанию объектов государственной собственности, принятию административных решений по текущей операционной и производственной деятельности. Такие контракты не предполагают внедрение существенных институциональных изменений передаваемого объекта. Основной целью таких контрактов является улучшение внутренней системы управления и операционной деятельности объекта. При этом за государственным сектором сохраняется общая ответственность перед потребителями за предоставление услуг, а также ответственность за решение задач по расширению, восстановлению и капитальному ремонту объектов. Такие контракты, как правило, заключаются сроком на 3-5 лет. Риски, возлагаемые на частный сектор – невелики.

    Контракты на эксплуатацию и содержание, часто называемые лизингом, предусматривают аренду частным сектором производственных объектов и выполнение им функций оператора. Частный сектор несет ответственность перед потребителем, как оператор услуг. Цель заключения таких контрактов повышение операционной эффективности и улучшение качества оказываемых услуг, а также привлечение средств из частного сектора для финансирования объекта. Частный оператор покрывает потребности в оборотном капитале; в некоторых случаях он также финансирует замену и модернизацию части принимаемых активов. Финансирование основных капитальных вложений по восстановлению и расширению объекта и пр. остается обязанностью государственного сектора. Продолжительность таких контрактов 5-10 лет. Риски, возлагаемые на частный сектор, характеризуются, как средние.

    Контракты на проектирование, строительство, финансирование и эксплуатацию являются наиболее долгосрочными и сложными из всех форм государственно-частного партнерства. Данную форму ГЧП также называют концессиями. В зависимости от объема передаваемых прав, объема инвестиционных обязательств сторон и распределения рисков, различаются следующие разновидности концессии:

    • ВТО (build, transfer and operate) – строительство, передача, управление – традиционная концессия, когда частная компания строит объект, передает его государству по завершении строительства, а после приема объекта государством, объект передается в пользование концессионеру;
    • Brownfield contract – традиционная концессия, предметом которой является деятельность концессионера по расширению, восстановлению или модернизации объекта государственной собственности;
    • ВОТ (build, operate and transfer) – строительство, управление и передача – концессионная компания создает и эксплуатирует объект в течение определенного срока, а затем передает объект в собственность государству;
    • ВОО (build, own and operate) – строительство, владение и управление – концессионная компания строит новый объект, владеет и управляет им на протяжении неограниченного срока;
    • ВООТ (build, own, operate and transfer) – строительство, владение, управление и передача – разновидность предыдущего контракта, когда концессионная компания имеет права владения и пользования объектом в течение определенного срока времени.

    Особую разновидность концессии представляют собой т.н. «теневые» концессии, которые получили наибольшее распространение в сфере автомобильной инфраструктуры (платные дороги, мосты, тоннели), а также в сфере общественного освещения, больниц, школ. лассическое определение концессии звучит как передача имущества, находящегося в публичной собственности, частному инвестору либо оператору. Термин концессия толкуется так: «Концессия (лат. - уступка) - дозволение, данное со стороны правительственной власти на устройство частного предприятия в области интересов и дел, имеющих общественное значение. Например, железнодорожных, телеграфных и т. п.».

    К активному продвижению концессии в Казахстане Правительством РК при помощи консультантов Всемирного Банка была подготовлена правовая основа: в 2006 году был принят Закон Республики Казахстан «О концессиях» [3], в котором даны определения основных понятий концессионных проектов.

    Концессия - передача по договору концессии объектов государственной собственности во временное владение и пользование в целях улучшения и эффективной эксплуатации, а также прав на создание (строительство) новых объектов за счет средств концессионера и последующей передачей таких объектов государству с предоставлением концессионеру прав владения, пользования, а также с предоставлением государственной поддержки либо без таковой. Концедент - Республика Казахстан, от имени которой выступают Правительство Республики Казахстан или местный исполнительный орган, а также уполномоченные ими на заключение договора концессии государственные органы. Концессионер - юридическое лицо (за исключением государственных предприятий и государственных учреждений), получившее права на объект концессии в соответствии с договором концессии. Понятие концессии, предусмотренное законом, определяет две разновидности концессионных проектов:

    • проекты, в рамках которых передаются во временное владение и пользование в целях улучшения и эффективной эксплуатации уже готовые объекты государственной собственности;
    • проекты, в рамках которых передаются права на создание (строительство) новых объектов за счет средств концессионера с предоставлением последнему права владения, пользования и распоряжения ими либо без такового с обязательным финансированием за счет средств концессионера и передачей государству.

    Потенциальный концессионер должен соответствовать квалификационным требованиям, предусмотренным в статье 18 Закона:

    1. иметь необходимые финансовые и материальные ресурсы для исполнения обязательств по договору концессии;
    2. являться платежеспособным, не подлежать ликвидации, на его имущество не должен быть наложен арест, его финансово-хозяйственная деятельность не должна быть приостановлена в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
    3. не быть привлеченным к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по заключенным в течение последних трех лет договорам концессии на основании решения суда, вступившего в законную силу.

    Концессионные контракты предусматривают осуществление субъектом частного сектора не только функций по управлению, содержанию и эксплуатации объекта концессии, но также по его финансированию, строительству или реконструкции. В рамках концессионных контрактов концессионер может принять на себя капитальные затраты по объекту. Кроме того, в некоторых случаях концессионер принимает на себя ответственность за оказание сопутствующих услуг, например, по выставление счетов на оплату услуг, сбор платежей и управление связями с общественностью. Государственный сектор оставляет за собой лишь функции и права регулятора.

    Самый распространенный механизм финансирования в казахстанских концессионных проектах – проектное финансирование, которое подразумевает собой привлечение средств из различных источников, в том числе собственных средств частной компании, ее акционеров, бюджета и заемных средств. В данном случае соотношение заемных и привлекаемых средств к собственным может составлять 80/20.В качестве инвесторов концессионных проектов могут быть участники рынка ценных бумаг - пенсионные фонды, страховые компании, банки и другие финансовые организации. Источником погашения кредитных ресурсов инвесторы рассматривают будущие доходы от реализации услуг созданного объекта.

    Механизм проектного финансирования требует тщательной оценки и распределения рисков между участниками. Главный принцип здесь - каждый вид риска следует отдать в управление той стороне, которая может наиболее эффективно контролировать или управлять им. Основная проблема реализации концессионных проектов связана с большой капиталоемкостью таких проектов, требующей необходимости привлечения «длинных» денег, образующихся при наличии мощных систем – пенсионной и страховой, но их возможности в настоящее время не соответствуют масштабам концессионных проектов. Следовательно, возникает необходимость привлечения средств зарубежных инвесторов, что в свою очередь может быть затруднено отсутствием со стороны международных финансовых институтов доверия нашим компаниям. На сегодняшний день ситуация осложнена в свете мирового финансового кризиса.

    Следующая проблема связана с длительностью сроков окупаемости концессионных проектов. Так как у нас бюджет планируется на три года, то существующая бюджетная система не позволяет гарантировать своевременные платежи по истечении трех лет, а также отсутствуют гарантии сохранения действующего налогового и иного законодательства, изменение которых может негативно сказаться на успешную реализацию концессионных проектов.

    Оценка рисков по концессионным проектам осложняется недостаточным опытом такой работы в Казахстане, это одно из новых направлений взаимодействия государства и частного сектора. Концессионные проекты подвержены определенным рискам, свойственным всем инвестиционным проектам в той или иной мере. Основной принцип проектного финансирования заключается в "справедливом" распределении рисков проекта, где под "справедливым" понимается передача рисков тем сторонам, которые могут наиболее эффективно ими управлять. Данный принцип предполагает наличие комплексной системы контрактов между участниками проекта и правовой базы внутри государства, могущей обеспечить надлежащее выполнение контрактов сторонами. А для того чтобы учитывать и объективно оценивать все возможные риски в случае неготовности участников проекта, предусмотрено привлечение независимых консультантов.

    Литература:

    1. Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства. - ЕЭК ООН, 2009, 992 с.
    2. Варнавский В. Г. Концептуальные экономические и правовые основы концессионной деятельности //www.irex.ru/press/pub/polemika.
    3. Волков И.М., Грачева М.В. Проектный анализ. Продвинутый курс. М.: ИНФРА-М, 2009, 495 с.