Каталог статей | ||||||||||
д.э.н. Абдрахманова
Г.Т.
Концессия – разновидность инвестиционного проектаВо всем мире все больше внимания придают государственному частному партнерству, как процессу сотрудничества государственного и частного секторов с целью реализации проектов в области инфраструктуры и оказания общественных услуг. Суть такого партнерства заключается в перераспределении ответственности и рисков за развитие секторов, которые обычно относятся к сфере ответственности государства. В проектах ГЧП государственный сектор устанавливает параметры и стандарты для объектов инфраструктуры и общественных услуг. Частный сектор берет на себя обязательства по разработке, строительству, финансированию объекта и управлению им в соответствии с этими параметрами или по соблюдению соответствующих требований при предоставлении услуг. Взамен частный сектор получает от государства/потребителей оплату, размер которой зависит от достигнутых результатов. нтерес к становлению государственного частного партнерства проявляет в настоящее время Казахстан. При этом, само государственное частное партнерство для страны не ново [1]. В период с момента обретения Казахстаном независимости отдельные элементы государственного частного партнерства активно применялись на различных этапах экономического развития страны. Так, в постсоветском Казахстане, обладающем в активе большими природными и энергетическими ресурсами, промышленным и транспортным потенциалом применялись принципиально новые для страны, но классические в мировой практике механизмы государственного частного партнерства:
Преимущества государственного частного партнерства для всех участников описаны в таблице 1. Таблица 1 – Преимущества государственного частного партнерства
В настоящее время наиболее активно партнерство государства и бизнеса осуществляется, в первую очередь, в реальном секторе экономике – в отраслях производственной инфраструктуры (в энергетике, железнодорожном транспорте, автодорожном хозяйстве, портах, аэропортах, магистральной транспортировке газа, коммунальном хозяйстве). Масштабный опыт перераспределения правомочий собственности между государством и частным бизнесом имеется и в так называемых секторах общественных услуг (инфраструктурных отраслях). Именно в этих отраслях исторически сложились традиции делегирования государством ряда ключевых правомочий частному сектору. Государство несет ответственность перед обществом за бесперебойное обеспечение его общественными благами, чем в принципе и объясняется тенденция к сохранению соответствующих секторов экономики в государственной собственности, привнесение своего рода товаров индивидуального потребления, создающих условия и предпосылки эффективного функционирования инфраструктурных объектов, оптимального управления ими, рационального использования ресурсов в традиционно государственной сфере экономики. Существует множество классификаций разновидностей, форм, типов и видов партнерств государства и бизнеса в хозяйственной сфере. В качестве критериев отнесения к той или иной структурной группе обычно выступают отношения собственности (владение, пользование, степень зависимости от государства, в первую очередь, в вопросах финансирования и разделения рисков и другие параметры) [2]. Контракты на управление и содержание предусматривают осуществление субъектом частного сектора функций по управлению и обслуживанию объектов государственной собственности, принятию административных решений по текущей операционной и производственной деятельности. Такие контракты не предполагают внедрение существенных институциональных изменений передаваемого объекта. Основной целью таких контрактов является улучшение внутренней системы управления и операционной деятельности объекта. При этом за государственным сектором сохраняется общая ответственность перед потребителями за предоставление услуг, а также ответственность за решение задач по расширению, восстановлению и капитальному ремонту объектов. Такие контракты, как правило, заключаются сроком на 3-5 лет. Риски, возлагаемые на частный сектор – невелики. Контракты на эксплуатацию и содержание, часто называемые лизингом, предусматривают аренду частным сектором производственных объектов и выполнение им функций оператора. Частный сектор несет ответственность перед потребителем, как оператор услуг. Цель заключения таких контрактов повышение операционной эффективности и улучшение качества оказываемых услуг, а также привлечение средств из частного сектора для финансирования объекта. Частный оператор покрывает потребности в оборотном капитале; в некоторых случаях он также финансирует замену и модернизацию части принимаемых активов. Финансирование основных капитальных вложений по восстановлению и расширению объекта и пр. остается обязанностью государственного сектора. Продолжительность таких контрактов 5-10 лет. Риски, возлагаемые на частный сектор, характеризуются, как средние. Контракты на проектирование, строительство, финансирование и эксплуатацию являются наиболее долгосрочными и сложными из всех форм государственно-частного партнерства. Данную форму ГЧП также называют концессиями. В зависимости от объема передаваемых прав, объема инвестиционных обязательств сторон и распределения рисков, различаются следующие разновидности концессии:
Особую разновидность концессии представляют собой т.н. «теневые» концессии, которые получили наибольшее распространение в сфере автомобильной инфраструктуры (платные дороги, мосты, тоннели), а также в сфере общественного освещения, больниц, школ. лассическое определение концессии звучит как передача имущества, находящегося в публичной собственности, частному инвестору либо оператору. Термин концессия толкуется так: «Концессия (лат. - уступка) - дозволение, данное со стороны правительственной власти на устройство частного предприятия в области интересов и дел, имеющих общественное значение. Например, железнодорожных, телеграфных и т. п.». К активному продвижению концессии в Казахстане Правительством РК при помощи консультантов Всемирного Банка была подготовлена правовая основа: в 2006 году был принят Закон Республики Казахстан «О концессиях» [3], в котором даны определения основных понятий концессионных проектов. Концессия - передача по договору концессии объектов государственной собственности во временное владение и пользование в целях улучшения и эффективной эксплуатации, а также прав на создание (строительство) новых объектов за счет средств концессионера и последующей передачей таких объектов государству с предоставлением концессионеру прав владения, пользования, а также с предоставлением государственной поддержки либо без таковой. Концедент - Республика Казахстан, от имени которой выступают Правительство Республики Казахстан или местный исполнительный орган, а также уполномоченные ими на заключение договора концессии государственные органы. Концессионер - юридическое лицо (за исключением государственных предприятий и государственных учреждений), получившее права на объект концессии в соответствии с договором концессии. Понятие концессии, предусмотренное законом, определяет две разновидности концессионных проектов:
Потенциальный концессионер должен соответствовать квалификационным требованиям, предусмотренным в статье 18 Закона:
Концессионные контракты предусматривают осуществление субъектом частного сектора не только функций по управлению, содержанию и эксплуатации объекта концессии, но также по его финансированию, строительству или реконструкции. В рамках концессионных контрактов концессионер может принять на себя капитальные затраты по объекту. Кроме того, в некоторых случаях концессионер принимает на себя ответственность за оказание сопутствующих услуг, например, по выставление счетов на оплату услуг, сбор платежей и управление связями с общественностью. Государственный сектор оставляет за собой лишь функции и права регулятора. Самый распространенный механизм финансирования в казахстанских концессионных проектах – проектное финансирование, которое подразумевает собой привлечение средств из различных источников, в том числе собственных средств частной компании, ее акционеров, бюджета и заемных средств. В данном случае соотношение заемных и привлекаемых средств к собственным может составлять 80/20.В качестве инвесторов концессионных проектов могут быть участники рынка ценных бумаг - пенсионные фонды, страховые компании, банки и другие финансовые организации. Источником погашения кредитных ресурсов инвесторы рассматривают будущие доходы от реализации услуг созданного объекта. Механизм проектного финансирования требует тщательной оценки и распределения рисков между участниками. Главный принцип здесь - каждый вид риска следует отдать в управление той стороне, которая может наиболее эффективно контролировать или управлять им. Основная проблема реализации концессионных проектов связана с большой капиталоемкостью таких проектов, требующей необходимости привлечения «длинных» денег, образующихся при наличии мощных систем – пенсионной и страховой, но их возможности в настоящее время не соответствуют масштабам концессионных проектов. Следовательно, возникает необходимость привлечения средств зарубежных инвесторов, что в свою очередь может быть затруднено отсутствием со стороны международных финансовых институтов доверия нашим компаниям. На сегодняшний день ситуация осложнена в свете мирового финансового кризиса. Следующая проблема связана с длительностью сроков окупаемости концессионных проектов. Так как у нас бюджет планируется на три года, то существующая бюджетная система не позволяет гарантировать своевременные платежи по истечении трех лет, а также отсутствуют гарантии сохранения действующего налогового и иного законодательства, изменение которых может негативно сказаться на успешную реализацию концессионных проектов. Оценка рисков по концессионным проектам осложняется недостаточным опытом такой работы в Казахстане, это одно из новых направлений взаимодействия государства и частного сектора. Концессионные проекты подвержены определенным рискам, свойственным всем инвестиционным проектам в той или иной мере. Основной принцип проектного финансирования заключается в "справедливом" распределении рисков проекта, где под "справедливым" понимается передача рисков тем сторонам, которые могут наиболее эффективно ими управлять. Данный принцип предполагает наличие комплексной системы контрактов между участниками проекта и правовой базы внутри государства, могущей обеспечить надлежащее выполнение контрактов сторонами. А для того чтобы учитывать и объективно оценивать все возможные риски в случае неготовности участников проекта, предусмотрено привлечение независимых консультантов. Литература:
|