| К.е.н.,
доц. Безуглая В.А.
Кременчугский
национальный университет имени Михаила Остроградского
 Зарубежный опыт становления инновационных стратегий развитияВ условиях рыночной
экономики в Украине всё большую актуальность приобретают понятия: глобализация,
информатизация, интеллектуализация, что в свою очередь усиливает конкуренцию на
мировом рынке и ставит приоритетной задачей – формирование инновационной
стратегии развития экономики страны. Во всем мире инновационная стратегия
рассматривается как одно из главных условий модернизации экономики, перехода к
новой, постиндустриальной стадии социального прогресса.
 В таблице 1 представлены
в самом общем виде типы инновационных стратегий развития в мире, основанные
на  различных национальных особенностях,
геополитических целях, ценностях и способах их достижения.
 Проведённое исследование
свидетельствует, что в основе инновационной стратегии США лежит ориентация на
частный капитал, взаимосвязь науки и бизнеса, поэтому американские эксперты
считают лучшей инновацией прошлого века инновационную стратегию США. Стратегия
Евросоюза, нацелена на заботу о собственном процветании и благополучии.
Восточная модель основана на защите национальных интересов, последовательном
решении задач развития своих стран, росте благосостояния народов и жёсткой
дисциплине на государственном уровне.
 Учитывая зарубежный опыт
и имея высочайший инновационный потенциал, Украина должна строить свою
инновационную стратегию ориентируясь на: 
 
формирование концепции конкурентоспособности
технологий и
продукции;
  повышение качества жизни граждан,
консолидацию общества;
построение вертикальных и горизонтальных
схем
интеграции –
кластеров
 создание современной структуры государственного управления инновационной
системой. 
 Таблица 1
 Зарубежный опыт инновационных
стратегий развития
 
 
  | СТАНОВЛЕНИЕ
   | СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
   | ФОРМЫ
  ПОМОЩИ
   |  
  | США (1 место в мире по абсолютной
  величине затрат на НИОКР)
   |  
  | До 1980 г. результаты НИОКР,
  которые финансировались из бюджета, были федеральной собственностью. Закон в
  1980 г. предоставил университетам, недоходным организациям
  и фирмам малого бизнеса право передавать лицензии на коммерческое
  использование изобретений, сделанных в ходе исследований при наличии
  финансовой поддержки правительства, 
  что привело к увеличению подразделов при университетах, которые
  проводили консультирование по оформлению лицензий и внедрению новых
  изобретений. Закон в 1982 г. “Об инновационных исследованиях”
  инициировал  программу, по предоставлению
  всеми федеральными ведомствами, имеющими годовой бюджет на НИОКР
  больше 100 млн. дол. не менее 1,25% на проведение исследований и разработок
  силами малого бизнеса. В 1986 г. был образован
  Консорциум федеральных научных лабораторий для предоставления помощи
  компаниям и малым фирмам в установлении контактов с компетентными
  научными подразделами. В начале 90-х годов сформирована Национальная сеть
  передачи технологий с целью обеспечения доступа промышленных фирм к
  научно-техническим ресурсам. 
   | Финансирование всех
  разработок и нововведений осуществляется:
   35% – из федерального
  бюджета (около 200 млрд. дол. США);
   60% – за счет
  собственных средств производственных компаний; 
   5% – из средств
  правительств штатов, органов местного самоуправления.
   Университеты, колледжи
  и частные неправительственные организации участвуют в финансировании НИОКР на
  уровне 5 - 6 %. Для системы государственной поддержки инноваций в США в
  последнее время характерно распределение программно-целевого подхода.
   Финансирование
  сосредоточено как на приоритетных технологических (биотехнология, энергетика,
  электроника, здравоохранение) и отраслевых направлениях (аэрокосмическое,
  военно-промышленное и т.д.).
   Около 75% НИОКР в
  аэрокосмической промышленности производится на государственных ассигнованиях.
  Научные
   исследования на
  производство новых материалов на 35% финансируются государством.
   | • специальная
  программа
   поддержки малого
  инновационного предпринимательства;
   • займы по линии
  государственной поддержки инноваций;
   • государственные
  финансовые вложения;
   • создание
  разветвленной
   сети венчурных фондов;
   • финансирование из
  средств частного сектора.
   |  
  | ЯПОНИЯ (2 место в мире по абсолютной
  величине затрат на НИОКР)
   |  
  | Государственные расходы на приоритетные
  направления НИОКР в начале 90-х годов составляли около 3,5% ВНП. Доля частных
  инвестиций в инновации составляет 80%. Остальные 20% финансирует
  правительство. Преимущественно финансируются исследования, осуществляемые в
  интересах гражданского общества. Основная доля бюджетного финансирования
  приходится на университеты и государственные научные организации.
   | Министерство внешней
  торговли и промышленности осуществляют разработку крупных национальных
  программ (космические исследования, биотехнология, генетика, экология,
  новейшие нетрадиционные источники энергии и т.д.). Создана система
  финансирования НИР и ОКР, позволяющая направлять средства кредитно-финансовых
  учреждений страны в приоритетные производства и отрасли экономики. Для этого
  в государственной промышленной политике предусмотрены как прямое, так и
  косвенное распределение кредитно-финансовых ресурсов, внедрение практики
  перекредитования; применяется стратегия заниженного уровня процентных ставок,
  создаются согласительные советы «банк – правительство – субъект экономии»,
  которые координируют кредитование по специально выделяемым кредитным линиям.
  Основной объем работ по реализации государственной программы займов и
  инвестиций для развития инновационного предпринимательства выполняют Бюро
  трастовых фондов и Японский банк развития.
   | • финансирование
  частных компаний, занимающихся
   НИОКР, с последующим
  или одновременным предоставлением государственного госзаказа;
   • финансирование НИОКР
  из различных фондов;
   • льготное
  налогообложение или освобождение от налогов научно-исследовательской и производственной
  деятельности в области перспективных НИОКР;
   • государственные
  дотации крупным промышленным
   компаниям для закупки
  лицензий на использование
   ноу-хау;
   • льготное
  кредитование перспективных НИОКР;
   • национализация
  отдельных отраслей промышленности с последующей передачей их в
   частное владение по
  достижении ими прибыльности и финансовой устойчивости (все расходы относятся
  на счет государства);
   • защита японского
  производителя от конкуренции;
   • создание условий для
  получения новых технологий из других стран;
   • импорт капитала в
  японскую промышленность, находящуюся на территории Японии, а не за ее
  пределами;
   • привлечение
  внебюджетных источников финансирования НИОКР;
   • согласование
  государственной инвестиционной программы с интересами национальной промышленности.
   |  
  | ЗАПАДНАЯ
  ЕВРОПА (Великобритания третье (2,3% ВВП), Германия четвертое (2,4% ВВП) и
  Франция пятое (2,2%) места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР)
   |  
  | С начала 1990х годов
  активно стимулируют инновационное предпринимательство. В системе
  государственного финансирования НИОКР сочетаются как прямые так и косвенные
  формы (налоговые льготы, льготный правительственный кредит, амортизационные
  списания).
   Такой тип поддержки
  активно применяется во Франции, Австрии, Швеции ит.д.
   Повышенное внимание
  уделяется созданию и развитию малых инновационных компаний.
   | государственная
  поддержка инновационных процессов в направлена в основном на:
   • стимулирование
  инновационных процессов;
   • поощрение
  сотрудничества университетов и межфирменной кооперации;
   • совершенствование
  системы охраны интеллектуальной собственности;
   • совершенствование
  информационных услуг;
   • совершенствование
  антимонопольного законодательства;
   • содействие
  кооперации университетов и коммерческих компаний, потребляющих инновации,
  выступая в роли посредника (брокера).
   Стремятся
  содействовать кооперации университетов и коммерческих компаний, потребляющих
  инновации, выступая в роли посредника (брокера). Действуют программы по поддержке
  приоритетных направлений науки, где осуществляется традиционное прямое
  финансирование. широкое распространение получила кластерная философия –
  концентрация усилий государства на поддержке инновационной деятельности и
  создании новых кооперационных связей между компаниями и вузами. значительное
  внимание уделяют развитию патентного законодательства и аспектов его
  практического применения (бесплатное предоставление патентной информации
  малым и средним предприятиям).
   | • выделение субсидий
  (вместо прямого финансирования НИОКР), понижающих затраты на НИОКР, и
  применение льготного налогообложения;
   • развитие системы
  венчурного финансирования;
   • развитие фондовых
  рынков;
   •укрепление
  институциональ-ных (пенсионных) фондов;
   • содействие частным
  инвестициям («бизнес-ангелы»); 
   • развитие сферы
  образования;
   •подготовка
  профессиональных и управленческих кадров;
   •формирование
  управлен-ческих консультационных фирм;
   • создание
  научно-технических информационных центров;
   • разработка
  иммиграционного законодательства.
   |  |