Каталог статей

К.е.н., доц. Безуглая В.А.
Кременчугский национальный университет имени Михаила Остроградского

Зарубежный опыт становления инновационных стратегий развития

В условиях рыночной экономики в Украине всё большую актуальность приобретают понятия: глобализация, информатизация, интеллектуализация, что в свою очередь усиливает конкуренцию на мировом рынке и ставит приоритетной задачей – формирование инновационной стратегии развития экономики страны. Во всем мире инновационная стратегия рассматривается как одно из главных условий модернизации экономики, перехода к новой, постиндустриальной стадии социального прогресса.

В таблице 1 представлены в самом общем виде типы инновационных стратегий развития в мире, основанные на различных национальных особенностях, геополитических целях, ценностях и способах их достижения.

Проведённое исследование свидетельствует, что в основе инновационной стратегии США лежит ориентация на частный капитал, взаимосвязь науки и бизнеса, поэтому американские эксперты считают лучшей инновацией прошлого века инновационную стратегию США. Стратегия Евросоюза, нацелена на заботу о собственном процветании и благополучии. Восточная модель основана на защите национальных интересов, последовательном решении задач развития своих стран, росте благосостояния народов и жёсткой дисциплине на государственном уровне.

Учитывая зарубежный опыт и имея высочайший инновационный потенциал, Украина должна строить свою инновационную стратегию ориентируясь на:

  • формирование концепции конкурентоспособности технологий и продукции;
  • повышение качества жизни граждан, консолидацию общества;
  • построение вертикальных и горизонтальных схем интеграции – кластеров
  • создание современной структуры государственного управления инновационной системой.

Таблица 1

Зарубежный опыт инновационных стратегий развития

СТАНОВЛЕНИЕ

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ФОРМЫ ПОМОЩИ

США (1 место в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР)

До 1980 г. результаты НИОКР, которые финансировались из бюджета, были федеральной собственностью. Закон в 1980 г. предоставил университетам, недоходным организациям и фирмам малого бизнеса право передавать лицензии на коммерческое использование изобретений, сделанных в ходе исследований при наличии финансовой поддержки правительства, что привело к увеличению подразделов при университетах, которые проводили консультирование по оформлению лицензий и внедрению новых изобретений. Закон в 1982 г. “Об инновационных исследованиях” инициировал программу, по предоставлению всеми федеральными ведомствами, имеющими годовой бюджет на НИОКР больше 100 млн. дол. не менее 1,25% на проведение исследований и разработок силами малого бизнеса. В 1986 г. был образован Консорциум федеральных научных лабораторий для предоставления помощи компаниям и малым фирмам в установлении контактов с компетентными научными подразделами. В начале 90-х годов сформирована Национальная сеть передачи технологий с целью обеспечения доступа промышленных фирм к научно-техническим ресурсам.

Финансирование всех разработок и нововведений осуществляется:

35% – из федерального бюджета (около 200 млрд. дол. США);

60% – за счет собственных средств производственных компаний;

5% – из средств правительств штатов, органов местного самоуправления.

Университеты, колледжи и частные неправительственные организации участвуют в финансировании НИОКР на уровне 5 - 6 %. Для системы государственной поддержки инноваций в США в последнее время характерно распределение программно-целевого подхода.

Финансирование сосредоточено как на приоритетных технологических (биотехнология, энергетика, электроника, здравоохранение) и отраслевых направлениях (аэрокосмическое, военно-промышленное и т.д.).

Около 75% НИОКР в аэрокосмической промышленности производится на государственных ассигнованиях. Научные

исследования на производство новых материалов на 35% финансируются государством.

• специальная программа

поддержки малого инновационного предпринимательства;

• займы по линии государственной поддержки инноваций;

• государственные финансовые вложения;

• создание разветвленной

сети венчурных фондов;

• финансирование из средств частного сектора.

ЯПОНИЯ (2 место в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР)

Государственные расходы на приоритетные направления НИОКР в начале 90-х годов составляли около 3,5% ВНП. Доля частных инвестиций в инновации составляет 80%. Остальные 20% финансирует правительство. Преимущественно финансируются исследования, осуществляемые в интересах гражданского общества. Основная доля бюджетного финансирования приходится на университеты и государственные научные организации.

Министерство внешней торговли и промышленности осуществляют разработку крупных национальных программ (космические исследования, биотехнология, генетика, экология, новейшие нетрадиционные источники энергии и т.д.). Создана система финансирования НИР и ОКР, позволяющая направлять средства кредитно-финансовых учреждений страны в приоритетные производства и отрасли экономики. Для этого в государственной промышленной политике предусмотрены как прямое, так и косвенное распределение кредитно-финансовых ресурсов, внедрение практики перекредитования; применяется стратегия заниженного уровня процентных ставок, создаются согласительные советы «банк – правительство – субъект экономии», которые координируют кредитование по специально выделяемым кредитным линиям. Основной объем работ по реализации государственной программы займов и инвестиций для развития инновационного предпринимательства выполняют Бюро трастовых фондов и Японский банк развития.

• финансирование частных компаний, занимающихся

НИОКР, с последующим или одновременным предоставлением государственного госзаказа;

• финансирование НИОКР из различных фондов;

• льготное налогообложение или освобождение от налогов научно-исследовательской и производственной деятельности в области перспективных НИОКР;

• государственные дотации крупным промышленным

компаниям для закупки лицензий на использование

ноу-хау;

• льготное кредитование перспективных НИОКР;

• национализация отдельных отраслей промышленности с последующей передачей их в

частное владение по достижении ими прибыльности и финансовой устойчивости (все расходы относятся на счет государства);

• защита японского производителя от конкуренции;

• создание условий для получения новых технологий из других стран;

• импорт капитала в японскую промышленность, находящуюся на территории Японии, а не за ее пределами;

• привлечение внебюджетных источников финансирования НИОКР;

• согласование государственной инвестиционной программы с интересами национальной промышленности.

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА (Великобритания третье (2,3% ВВП), Германия четвертое (2,4% ВВП) и Франция пятое (2,2%) места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР)

С начала 1990х годов активно стимулируют инновационное предпринимательство. В системе государственного финансирования НИОКР сочетаются как прямые так и косвенные формы (налоговые льготы, льготный правительственный кредит, амортизационные списания).

Такой тип поддержки активно применяется во Франции, Австрии, Швеции ит.д.

Повышенное внимание уделяется созданию и развитию малых инновационных компаний.

государственная поддержка инновационных процессов в направлена в основном на:

• стимулирование инновационных процессов;

• поощрение сотрудничества университетов и межфирменной кооперации;

• совершенствование системы охраны интеллектуальной собственности;

• совершенствование информационных услуг;

• совершенствование антимонопольного законодательства;

• содействие кооперации университетов и коммерческих компаний, потребляющих инновации, выступая в роли посредника (брокера).

Стремятся содействовать кооперации университетов и коммерческих компаний, потребляющих инновации, выступая в роли посредника (брокера). Действуют программы по поддержке приоритетных направлений науки, где осуществляется традиционное прямое финансирование. широкое распространение получила кластерная философия – концентрация усилий государства на поддержке инновационной деятельности и создании новых кооперационных связей между компаниями и вузами. значительное внимание уделяют развитию патентного законодательства и аспектов его практического применения (бесплатное предоставление патентной информации малым и средним предприятиям).

• выделение субсидий (вместо прямого финансирования НИОКР), понижающих затраты на НИОКР, и применение льготного налогообложения;

• развитие системы венчурного финансирования;

• развитие фондовых рынков;

•укрепление институциональ-ных (пенсионных) фондов;

• содействие частным инвестициям («бизнес-ангелы»);

• развитие сферы образования;

•подготовка профессиональных и управленческих кадров;

•формирование управлен-ческих консультационных фирм;

• создание научно-технических информационных центров;

• разработка иммиграционного законодательства.