Каталог статей

Е.С. Алехина
Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, Россия

Использование технологий регионального маркетинга в сфере сервиса при разработке управленческих решений

Способ и порядок организации как всей системы регулирования сферой регионального сервиса, так и подсистемы маркетинга определен технологией принятия управленческих решений. Поэтому эффективное использование маркетинга в управленческой деятельности подразумевает соответствующее построение и организацию органов управления, формирование определенных принцип и подходов, позволяющих сочетать общие приемы управления с руководством конкретными направлениями.

Реализация маркетинговых технологий в работе органов регулирования сферой сервиса играет важную роль в эффективном их построении и основывается на делении выполняемых работ на стадии и процессы.

Органы государственного регулирования, реализующие маркетинговые технологии в сфере регионального сервиса, обладают сложной организационной структурой, которая при использовании инструментов маркетинга и формировании единой технологии маркетинговой работы дополняется новыми подразделениями и связями как между ними, так и с уже существующими структурами. Взаимосвязь элементов организационной структуры должно основываться не на механистическом соединении ее элементов, а на формировании новых механизмов взаимодействия. Включение подсистем маркетинга в организационную структуру органов государственного регулирования повышает их нацеленность на выработку мер по ключевым проблемам функционирования рынка, предъявляет повышенные требования к упорядоченности и организованности. Одним словом, использование маркетингового инструментария оказывает влияние на организацию деятельности всех субъектов управления.

Следует заметить, что в системе регионального экономического регулирования направленность и субъектный состав принятия решений отличается по сравнению с коммерческим предприятием - это законодательные органы и различные уровни исполнительных структур, муниципальные учреждения и предприятия [1].

Следует отметить, что главной целью стратегического управления регионом является улучшение качества жизни граждан данной территории. Необходимо заметить, что в российской практике еще не сложились достаточно эффективные механизмы государственного регулирования, основывающиеся на четко отлаженном взаимодействии законодательной и исполнительной власти - отношения властей в отдельных регионах зачастую носят конфликтный характер, не все законодатели в достаточной степени участвуют в принятии решений по развитию социально-экономической системы региона [1]. Однако, решение этой проблемы в большей степени относится к вопросам развития политической структуры общества, перехода к действенной многопартийной системе. Именно в этих условиях открытости и конкурентности принимаемых решений значимая и достоверная социально-экономическая информация о состоянии дел в регионе станет еще более значимым ресурсом управления, что еще в большей степени актуализирует использование маркетинга как информационно-аналитического инструмента.

Исполнительные органы регионального управления. Задачей региональных властей является принятие решений по текущему регулированию хозяйственных процессов и управлению производственно-хозяйственной деятельностью территориальных предприятий, финансируемых из местного бюджета. В области маркетинговой деятельности - это решения, касающиеся плановых мероприятий по разработке и внедрению маркетинговых мероприятий, а также текущему контролю проводимой маркетинговой деятельности. Для решения вопросов последней группы может быть выделен специалист в области маркетинга или группа лиц, ответственных за использование маркетинговых технологий в процессе в составе информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности, за реализацию и непрерывность установленных мер наблюдения за региональным рынком услуг.

Региональные предприятия и учреждения сервиса, их контрагенты. Поиск стратегических инвестиционных решений также выступает мощным фактором развития маркетинга региональной сферы сервиса, поскольку определяют, в какие сферы сервисной деятельности и на развитие каких направлений будут направлены средства, как будет осуществляться модернизация действующих мощностей, освоение новых технологий, выход организации на новые рынки и др. [2].

Структура решений в сфере функционирования региональной системы сервиса по лицам, принимающим решения, представлена на рис. 1.

Рис.1 - Субъектная структура принятия решений в сфере регионального сервиса*

*Разработано автором по результатам исследования

Организационно-структурное обеспечение реализации маркетинговых технологий региональной сервисной системы представляется достаточно сложной и комплексной задачей. В процессе ее решения с учетом поставленных задач и имеющегося опыта построения систем управления определяются основные структурные элементы комплекса маркетинга: способы организации исследовательских, аналитических мероприятий, система коммуникации, процедуры и методы контроля и т.д.

Рациональная организация информационного и кадрового строения управления маркетингом региональной сервисной системы должна обеспечить ее функциональную эффективность, основанную на взаимодействии различных подразделений органов государственного регулирования в рамках действия единой системы.

Литература:

  1. Зайнашева З.Г. Региональная политика в сфере услуг// Вести. Моск. Унта. Сер. 6.- Экономика.- 2005. №3.
  2. Федько, В.П. Маркетинг. Серия «Высший балл»: [Текст] / В.П. Федько.- Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 416с.