Каталог статей

Магистр экономических наук Асаинов А Ж
Казахский Университет Технологий и Бизнеса, Республика Казахстан

О международно-экономической основе вступления Казахстана во Всемирную Торговую Организацию

Как указывал Глава государства Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, в связи с все возрастающим расширением международных экономических отношений нашей страны, приобретает все большую актуальность изучение путей вступления Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию (ВТО) и установления ее договорных отношений с данной международной организацией, а также более 148-ю странами, которые являются ее постоянными членами.

Поэтому остро стоит проблема осмысления международно-экономической основы членства Казахстана в эту ведущую торговую систему согласно

Генеральному соглашению по тарифам и торговле 1994 года, известного как ГАТТ 1994 года.

Ведь известно, что именно Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года включает в себя основополагающие международно-правовые экономические принципы, такие, как: самоопределение народов и наций, суверенное равенство государств; представление страны в межгосударственных отношениях и международных организациях, заключение и ратификация международных договоров и конвенций с целью развития взаимовыгодных торговых соглашений с другими странами, входящими в состав ВТО.

С этой целью, на наш взгляд, весьма актуальным является изучение того, почему именно Устав ВТО, то есть Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года, выступает международно-экономической основой и требованием при вступлении Казахстана в данную международно-торговую организацию.

На наш взгляд, для этого в свете Устава Всемирной торговой организации (т.е. Соглашения «Об учреждении Всемирной торговой организации» от 10 апреля 1994 года, которое включает в себя Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года) Республике Казахстан необходимо руководствоваться следующими принципами:

Поэтому важны продуманные и целенаправленные действия страны-претендента, сосредоточенные на подготовку и создание необходимых условий по эффективному пребыванию в этой международной структуре. Выгоды от членства в этой международной организации Казахстану станут ощутимыми тогда, когда:

во-первых, будут определены экономические интересы и приоритеты Казахстана, пределы уступок и условия, гарантирующие национальную безопасность;

во-вторых, будет скоординирован соответствующий механизм, готовый защищать права и интересы Республики в сложной системе международных торговых отношений;

в-третьих, согласованы с базовыми принципами и требованиями ВТО хозяйственное законодательство, действующие многосторонние и двусторонние договоры в области торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами и другие.

В связи с вышеизложенным, мы считаем, что нельзя не согласиться с теми, кто призывает к незамедлительному вступлению Республики Казахстан в ВТО.

К тому же, вступление в эту международную организацию, действительно, становится все более затруднительным, имея в виду, что сама Всемирная торговая организация прошла определенный опыт развития, равно как и члены этой организации. Казахстану приходится сталкиваться с тем, что некоторые условия вхождения изменились. Наблюдается некоторая тенденция в сторону ужесточения требований ко всем вновь вступающим странам. Это относится, в частности, к режиму переходного периода, который применялся к тем государствам, которые вступали в ВТО в «первую волну». В полной мере это относится также к размерам тарифной ставки. В настоящее время от Казахстана ряд партнеров требуют связывания тарифов на существующем уровне.

Фактически наша страна имеет меньшую степень свободы в определении собственных обязательств по торговому режиму, нежели страны, присоединившиеся раньше Казахстана.

Доводы против форсирования процесса вступления связываются с обязательствами, которые придется Республике Казахстан принять на себя, в том числе по снижению таможенных тарифов, в частности: снизить импортный таможенный тариф в среднем на 20% при достижении средневзвешенной ставки до 12,3% и выполнить эти снижения в ежегодных равных пропорциях в течение десяти лет; снизить импортный таможенный тариф на сельскохозяйственные продукты в среднем на 24% и выполнять эти снижения в ежегодных пропорциях в течение десяти лет; установить максимальную ставку таможенного тарифа не выше 15%; заменить нетарифные меры на тарифные; отменить субсидии и дотации на продукцию сельского хозяйства, привести таможенные процедуры и соответствующие нормы и правила в соответствие с требованиями ВТО и т.д.

Но в то же время брать на себя непосильные обязательства, заранее ставящие в неравное положение с другими членами организации, было бы большой ошибкой с далеко идущими последствиями. Так, сторонники форсированного вступления во Всемирную торговую организацию руководствуются известными аргументами в пользу дальнейшей либерализации и открытия экономики и внешнеторгового режима. Они исходят из того, что членство в этой международной организации откроет потребителям республики, в частности населению и хозяйствующим субъектам, доступ к более дешевым товарам и услугам, будет способствовать преодолению целого ряда дискриминационных ограничений на пути казахстанского экспорта в зарубежные страны, даст возможность регулировать споры на основе общепризнанных правил и норм и т.п. Поэтому без глубокого анализа ясно, что выполнение этих обязательств в нынешних условиях хозяйствования может привести к негативным последствиям в целом ряде отраслей и производств в Республике. Необходим объективный анализ возможных позитивных и негативных результатов членства в ВТО по всем отраслям и секторам экономики. На основе такого анализа должны быть выработаны предложения и рекомендации по подготовке экономики страны в новых условиях, в концептуальном плане проработана экономическая политика как на период переговоров, т.е. предшествующий присоединению, так и на имплементационный период, необходимый для выполнения принятых обязательств и составляющий для развивающихся стран десять лет. При этом Казахстан надеется, что ВТО не пойдет на отмену переходного периода для осуществления принятых норм и процедур, как того требуют некоторые нынешние страны – члены ВТО. Таким образом, с учетом вышесказанного, Республика Казахстан от 26 января 1996 года подавала официальную заявку в Секретариат ВТО. Передача в Секретариат ВТО в том же году Меморандума о внешнеторговом режиме Республики Казахстан стала первым практическим шагом в процессе присоединения Казахстана в ВТО.

Таким образом, Казахстан, планируя присоединиться к Всемирной торговой организации и, соответственно, реализовать Устав Генерального соглашения по тарифам и торговле, ставит перед собой следующие цели: еще шире либерализовать свою экономику и стать полноправным участником международной торговли на основе признаваемых всеми международных правил, получить при этом лучшие в сравнении с существующими недискриминационные условия для доступа казахстанской продукции на иностранные рынки; создать условия для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на казахстанский рынок; участвовать в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов; улучшить имидж Республики Казахстан в мире как полноправного участника международной торговли.

Литература

  1. Назарбаев Н.А. К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации! Послание Президента народу Казахстана на 2005 год // Казахстанская правда. – 20 марта 2004 года.
  2. Устав Всемирной торговой организации (т.е. Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации от 10 апреля 1994 года, которое включает Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года).
  3. Назарбаев Н.А. Поручение Президента Республики Казахстан о вступлении республики в ВТО // Казахстанская правда. – 30 мая 2002 года.