Каталог статей | ||||||||||||||||
Научный консультант: к.э.н. Акимова О. Е.
Взаимодействие малого и крупного бизнесаПартнерские отношения субъектов малого и крупного предпринимательства обеспечивают конкурентоспособность товаров и услуг, что является одной из предпосылок организации системы их взаимодействия. Мировой опыт показывает, что корпоративный сектор является основой современной экономики. Соотношение крупного и малого бизнеса в России колеблется в региональном измерении от 1:5 до 1:25, тогда как в странах Западной Европы и в США этот показатель подходит к уровню 1:500. [3] Крупные субъекты предпринимательства являются главными элементами рыночного хозяйства, определяют его развитие и уровень эффективности. Развиваясь сами, они структурируют экономику в целом. Крупному бизнесу присущ ряд неоспоримых экономических преимуществ: возможность осуществлять крупномасштабное финансирование НИОКР, способность обеспечить экономию на трансакционных издержках и реальные конкурентные преимущества на отраслевых, национальных и мировых рынках. В современных экономических условиях важную роль играют гибкость, быстрота реакции, скорость внедрения и освоения новых технологий, что присуще в основном малым предприятиям. Небольшие размеры предприятий становятся их важнейшим преимуществом и определяют экономические, научно-технические и организационные факторы их успешной деятельности. Малые предприятия сокращают издержки за счет узкой специализации, ускоренных темпов разработки и внедрения НИОКР, применения гибких технологий, оптимального использования производственных фондов, преобладания горизонтальных связей в структуре управления. Например, в США на малое предпринимательство в целом приходится более половины создаваемых инноваций, а в пересчете на одно рабочее место на малых предприятиях внедряется в 2,5 раза больше инноваций, чем в крупном бизнесе. [4] Эффективность работы малых предприятий достигается также за счет снижения степени бюрократизации, более низкого уровня заработной платы, что делает их продукцию более дешевой и создает дополнительное конкурентное преимущество перед крупными предприятиями. Такое взаимодействие позволяет достигать нередко синергетического эффекта и является взаимовыгодным для обоих субъектов. Наиболее распространенными видами промышленной кооперации для предприятий малого и крупного бизнеса являются субконтрактация, аутсорсинг и франчайзинг. Субконтрактация (субконтрактинг) заключается в том, что одно промышленное предприятие (контрактор) размещает на другом (преимущественно малом) предприятии (субконтракторе) заказ на разработку или изготовление некоторой продукции, или на выполнение технологических процессов в соответствии с требованиями заказчика, позволяющее компании-контрактору выстроить более действенную и эффективную организационную структуру производства. Применение механизма субконтрактации (субконтрактинга) позволяет головному предприятию (контрактору) избавиться от непроизводительных издержек на содержание недозагруженных производственных мощностей и сконцентрировать усилия на важнейших задачах - технологическом перевооружении, обновлении модельного ряда выпускаемой продукции. Субконтракторы, выполняя работы по субконтрактам, достигают высокого уровня загрузки оборудования и высокой производительности. Применение механизма субконтрактации позволяет оптимизировать процесс производства и существенно повысить конкурентоспособность, как на уровне предприятия, так и на уровне региона. Аутсорсинг - использование внешних ресурсов (материальных, трудовых, интеллектуальных) в организации бизнес-процесса компании. Аутсорсинг позволяет сфокусировать собственные ресурсы компании на основных целях бизнеса, передав обеспечивающие бизнес функции сторонним компаниям; получить доступ к ресурсам и новейшим технологиям, которых нет у компании. С помощью аутсорсинга крупная компания передает ответственность за выполнение конкретной функции (например, в области бухгалтерского учета аутсорсинговая фирма принимает на себя финансовые риски неправильных решений). Франчайзинг объединяет в себе преимущества крупного производства (экономия на управленческих расходах, рекламе, затратах на внедрение новых технологий и видов продукции, обучении персонала) и малого предпринимательства (высокая «проникающая» способность, возможность локальных контактов и знание местных условий). Оплачивая лицензию (франшизу) и связывая себя обязательствами по соблюдению установленных стандартов качества, малое предприятие получает взамен значительную поддержку от «родительской» фирмы - в сфере маркетинга, повышения квалификации кадров и их обучении опыту менеджмента, технического содействия (в том числе совместного использования части оборудования), в более широком доступе к сырью и т.д. В настоящее время некоторые крупные предприятия определяют для себя необходимость создания малых предприятий для решения определенных внутренних задач. Рассматривая экономическое содержание данного вида взаимодействий, можно отметить, что на базе крупных предприятий предпринимательская деятельность наиболее часто возникает в виде следующих форм:
Взаимодействия малого и крупного предпринимательства, как интрапренерство и инкубаторство, в российских условиях пока не получили должного развития. Сателлитные формы возникают более часто и реализуются преимущественно на основе субконтрактации. В среде малого предпринимательства лидирующая роль по формированию системы производственно-кооперационных и иных взаимодействий с представителями крупного бизнеса, несомненно, принадлежит представителям малого промышленного бизнеса, которые могут образовывать кластер предприятий. В современной промышленной политике кластер - это группа географически соседствующих и интеграционно взаимодействующих компаний и связанных с ними организаций, функционирующих в определенной отраслевой (многоотраслевой) сфере и взаимодополняющих друг друга. При осуществлении всех выше перечисленных форм взаимодействия малого и крупного бизнеса на практике предприятия нередко сталкиваются со следующими проблемами. Таблица – Проблемы взаимодействия малого и крупного бизнеса при различных формах кооперации
Большие возможности разрешения данных проблем заключаются в такой форме поддержки производственно-кооперационного и иного взаимодействия малых и крупных предприятий как развитие практики прямого и косвенного (субконтракционного) привлечения малых предприятий к выполнению государственного и муниципального заказа. В то же время нельзя не учитывать того, что всякая практика резервирования или установления квот в процессе государственной или муниципальной контрактации является а) отступлением от принципов рыночной конкуренции, обеспечивающей равный доступ всех хозяйствующих субъектов на все рынки, включая и рынок государственного потребления, и б) противоречит принципу экономии бюджетных средств в процессе реализации государственных и муниципальных заказов, так как всякое резервирование или квотирование заведомо ограничивает ценопонижающее действие свободной конкуренции. Однако сказанное не означает, что названное выше направление государственной поддержки малого предпринимательства не имеет долговременной перспективы. Такая перспектива, несомненно, наличествует, однако для её успешной реализации важны следующие условия: а) на «базовом» уровне государственной контрактации государственное содействие малым предприятиям будет, наряду с прямым резервированием их доли, учитывать актуальность содействия этим предприятиям в подготовке всего пакета документов, необходимых для участия в соответствующих конкурсах; б) в сфере государственной контрактации резервирование доли малых предприятий непосредственно на базовом уровне контрактных отношений в практической реализации должно сводиться к резервированию их доли на уровне субконтрактных отношений, что более соответствует потенциальным возможностям малых предприятий как особой группы субъектов хозяйствования; в) на уровне муниципальной контрактации содействие малым предприятиям включает комбинацию элементов прямого резервирования их доли, элементов субконтрактации, а также помощи, основанной на содействии этим предприятиям в подготовке всего пакета документов, необходимых для участия в соответствующих конкурсах. Для повышения эффективности взаимодействия малых и крупных предприятий необходимо также преобразовать кластерную концепцию в программу конкретных действий, где будет обозначена роль науки, образования, финансовых инструментов и многое другое. В своей деятельности субъекты малого бизнеса вступают в противоречивые экономические отношения с субъектами крупного бизнеса. Противоречивость этих взаимоотношений заключается в том, что практически всегда, малое предприятие, вступая во взаимоотношение с крупным предприятием, рискует попасть в зависимость от своего партнера. Малому предприятию необходимо взвешивать все плюсы и минусы этого партнерства, т. е. во всех случаях необходимо анализировать трансакционные издержки. Если эти издержки выше, чем ожидаемый результат от взаимодействия, то необходимо либо полностью отказаться от этой формы партнерства, либо комбинировать данную форму с какой-либо другой, с целью снижения трансакционных издержек. Ни одно явление современной общественно-экономической жизни нель-зя характеризовать однозначно как положительное или отрицательное. Взаимоотношения малого и крупного бизнеса - не исключение. Именно существование преимуществ и недостатков для обеих сторон дает возможность развивать и совершенствовать его. От совокупности и превалирования отдельно взятых характеристик в каждом конкретном случае будет зависеть положительное или отрицательное решение о вступлении во взаимоотношения. А современное формирование новых тенденций и направлений его развития только способствует положительному решению данного вопроса. Литература:
|