Каталог статей

Черных Е.В.
Институт экономики промышленности Национальной академии наук Украины, г. Донецк, Украина

Модели взаимодействия государства и бизнеса

Государство и его законы не в состоянии решать все аспекты ведения бизнеса. Существует государственный контроль за налоговой, финансовой и прочими сферами, но государство не может навязать ответственное отношение к обществу в целом. Государство должно стимулировать усилия отечественных предприятий по формированию корпоративной культуры, внедрению принципов социальной этики, выработке социально ответственного поведения. Ответственность государства перед бизнесом - это создание условий для того, чтобы бизнес мог нормально развиваться и выполнять свои обязательства пред обществом через благоприятный инвестиционный климат в стране, адекватную налоговую систему, которая не должна меняться в течение продолжительного времени.

В обществе должна быть создана атмосфера высокой требовательности к ответственности бизнеса, власть должна подавать примеры роста своей социальной ответственности, предусмотренные законодательством. Законодательным и исполнительным органам власти целесообразно совместно с представителями бизнеса и некоммерческими организациями изучать и развивать законодательные аспекты поддержки и стимулирования КСО бизнеса. От того, насколько успешно компании сумеют объединить усилия с государством и некоммерческими организациями в формировании активной стратегии социального развития, во многом будет зависеть конкурентоспособность бизнеса.

В настоящее время выделяют следующие модели взаимодействия государства и бизнеса [1, с. 199] (рис. 1.10):

Рис. 1.10. Модели взаимодействия государства и бизнеса

Российский исследователь Е. Ясин [2, с. 7] характеризует модель отношений бизнеса и государства тремя отдельными зонами: белой, черной и серой.

«Белая зона» охватывает формальное участие государства в форме законодательного регулирования налоговых отношений, административного и экономического регулирования бизнеса.

«Черная зона» охватывает неформальное криминальное участие, прежде всего коррупцию. Отношения в этой зоне строятся на личных корыстных интересах отдельных чиновников, а инструментами достижения интересов предпринимателя являются взятки.

«Серая зона» охватывает неформальные, непосредственно не связанные с коррупцией отношения, которые строятся на заинтересованности сторон в развитии территории, а инструментом достижения интересов предпринимателя является добровольный или добровольно-принудительный вклад в финансирование территории размещения его бизнеса.

Выделяют две схемы взаимодействия государства и бизнеса на партнерской основе [3, с. 200]. Первая схема распространена в развитых странах и представляет собой трансформацию институциональной среды, которая ранее сложилась в экономике, к новым приоритетам и условиям хозяйственной деятельности. Внедрение новых принципов в существующие институты происходит по двум направлениям: в пределах основной экономической политики (Великобритания, Новая Зеландия, Аргентина) или в пределах изменения и дополнения существующей системы государственного управления (США, Канада, Япония, страны ЕС).

Вторая схема распространена в странах Восточной Европы, а также в странах бывшего СССР, и в некоторых развивающихся странах. Главной отличительной особенностью этих стран является формирование принципиально новой нормативно-правовой базы партнерства государства и общества, что сопровождается формированием институтов, которые отвечают рыночным условиям и новой роли государства в хозяйственной жизни.

Социальная ответственность выступает как синергетический эффект при взаимоотношениях государства и общества, поскольку дает возможность государству и бизнес удовлетворять как собственные потребности, так и потребности общества, а также активно влиять друг на друга в собственных интересах.

Литература

  1. Шаповал В.М. Взаємодія держави й бізнесу на основі розвитку соціальної відповідальності / В.М. Шаповал // Держава та регіони. Серія: Економіка та підприємництво. - 2008. - № 5. - С. 196-201.
  2. Ясин Е. Бремя государства и экономическая политика / Е. Ясин // Вопросы экономики. - 2002. - № 11. - С. 7.
  3. Ветковская Л. Социальная ответственность бизнеса и государства в обществе / Л. Ветковская // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 4. - С. 41-49.