Каталог статей

Подмогильная О.И.
Национальный Технический Университет Украины «Киевский Политехнический Институт», Украина

Сущность формирования кооперативных маркетинговых стратегий предприятий

На данный момент для украинской экономики является характерными новые преобразования, которые ориентируются на формирование устойчивого рыночного механизма, а в Украине он отнюдь не идеален. Недавно нагрянувший кризис на некоторое время практически полностью заморозил почти все отрасли и рынки. Банки и другие компании, которые специализируются на услугах, либо перестали нормально работать, либо обанкротились. Несмотря на то, что первая волна кризиса уже миновала, и экономика начала понемногу приходить в чувства, вполне вероятна вторая волна кризиса, которая может быть отнюдь не слабее первой.

В аспекте данных событий, украинский бизнес попадает в жесткие экономические условия и для того, чтоб в них выжить, компании обязаны изучать, использовать и внедрять в свою деятельность разные экономические инновационные технологии.

На сегодняшний день в теории достаточно хорошо рассмотрены и проработаны вопросы, связанные с маркетинговой стратегией отдельно взятых предприятий. При чем как стратегии отдельно взятых ТОВ, так и мегакорпораций. Но тем не менее, глобализация ведет к тому, что предприятия с целью самосовершенствования собственных позиций, должны формировать корпоративные связи и корпоративные стратегии, соответственно, в результате которых появляется новое явление: «сетевая экономика».

Начать рассматривать данний вопрос следует с определения и объяснения возникновения корпоративных маркетинговых стратегий.

В нашем мире, когда благодаря глобализации стираются даже границы целых государств, следует говорить о появлении больших корпоративных обьеденений, которые благодаря сотрудничеству, несмотря на свое локальное размещение, стараются извлечь из возможностей друг друга максимально возможные выгоды и добиться более сильных конкурентных преимуществ. В данном аспекте и возникают связи между разными предприятиями, которые могут объединяться, и создавать некий общий вектор деятельности, называемый общей маркетинговой корпоративной стратегией.

Корпоративная маркетинговая стратегия – это стратегия, которая описывает, систематизирует и анализирует общее направление деятельности объедененных по определенному признаку предприятий, развитие их производственно-сбытовой деятельности, сбалансированность портфеля товаров и услуг.

Так, существование корпоративных объединений тесно связано с понятием «индустриальная цепочка», которая включает в себя все стадии производства, доводящие сырьевые материалы до удовлетворения спроса конечных потребителей. Именно в ее звенья и являются обычно отдельными компаниями, которые и составляют в итоге частицы корпоративного объединения, которым для более выгодной позиции на рынке необходимо придерживаться таких норм и правил деятельности, чтобы это было выгодно как отдельным элементам «единого производства», так и системе в целом. Таким образом, не только для поддержания своей позиции на рынке конкретным предприятием, а и для достижения более значимых конкурентных преимуществ такие корпоративные объединения должны разрабатывать единую корпоративную маркетинговую стратегию.

В соответствии с вышеизложенном, имеем дело с новым экономическим явлением: конкурентоспособным экономическим симбиозом (когда одна стратегия отдельного звена дополняет другую). Соответственно, в этих условиях, невозможно рассматривать отдельное предприятие с его конкурентными маркетинговыми стратегиями, а необходимо досконально изучать явление в целом, охватывать всю совокупность субъектов деятельности, которые будут являть собой некое межорганизационное объединение во всех его проявлениях и со всеми его связями, маркетинговая стратегия которого, должна быть направлена на достижения единых целей, то есть она должна быть интегрированной и холлической для этого симбиотического образования.

Корпоративная маркетинговая стратегия должна интегрировать маркетинговые стратегии всех участников корпоративного симбиотического объединения, так как они составляют звенья индустриальной цепочки, а общая направленность всех их стратегий приведет к формированию конкурентных преимуществ на рынке не только какого то одного элемента, но и всей цепочки в целом. Формирование единонаправленной корпоративной стратегии является основой для формирования частных стратегий предприятий и, как следствие, все это позволит обеспечить появление синергетического эффекта от взаимодействия всех участников их стратегий и маркетинговых усилий.

Также, правильно сформированная стратегия позволит определять наиболее сильных участников цепочки, исключать, заменять или стимулировать наиболее сильных, выделяя, таким образом, критерии, которые позволят выявлять эффективные звенья и формировать эффективную цепочку.