Каталог статей |
Шерстюк В.В.
Совершенствование процесса принятия управленческих решенийОтличительной чертой функционирования современной организации является резкое усиление влияния постоянно изменяющейся внешней среды. Это существенным образом определяет необходимость улучшения параметров качества управленческого решения. Долгосрочные цели предприятия закладываются в настоящем. Поэтому экономия на качестве управленческого решения принесет в будущем серьёзные экономические потери из-за реализации и тиражирования некачественного решения на последующих этапах. Развитие рыночной экономки с одной стороны и усиление факторов неопределённости внешней среды с другой требует пересмотра традиционных методов управления предприятием и технологий разработки и принятия управленческих решений. Возникает необходимость учета и анализа факторов неопределенности и формирования соответствующих методов разработки управленческих решений. Проблема еще более осложняется из-за неуклонного возрастания рисков и сложности прогнозов. Для оптимизации процессов разработки, принятия и практической реализации решений необходимы системный подход, четкие целевые установки, внесение адекватных изменений в управленческие процессы, связанные с применением наиболее эффективных инструментов, средств и методов их реализации. Целью работы является рассмотрение системы совершенствования принятия управленческих решений. Значительный вклад в развитие теории принятия управленческих решений внесли такие отечественные ученые как: Аганбегян А.Г., Крук Д. М., Дейнеко О. А., I Гвишиани Д.М., Вентцель Е.С., Виханский О.С., Громова Р. А., Короткое Э. М., Козлова О.В., Румянцева З.П., Саломатин H.A., Зеленцова Л.С., Глущенко В.В., Фатхутдинов P.A., а также зарубежные учёных: Ансофф И., Акофф Р., Шеннон, Н. Винер, Краус М., Кучбах Э., Найт Ф., Райфа Г. и другие [1]. Однако, несмотря на достаточно весомые и фундаментальные результаты, полученные в исследуемой области, все еще остается ряд слабоизученных проблем. В частности, следует заметить, что для современной рыночной экономики характерным является стремление принимать такие решения, которые обеспечивали бы производителю получение максимально возможной прибыли и эффективное развитие. Следовательно, развитие теории принятия оптимальных решений является одним из важнейших факторов совершенствования современных методов управления экономическими объектами. Оптимизация решения – это процесс перебора множества факторов, влияющих на результат. Оптимальное решение – это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение [3]. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения практически всех управленческих функций. Поэтому процесс принятия решений является ядром теории управления экономическими объектами. Управление организацией требует от руководителей различных уровней необходимости постоянного выбора одного из нескольких возможных вариантов действий. Осуществление этого процесса и есть разработка управленческого решения в самом общем смысле. Разработка управленческого решения - центральная процедура в деятельности руководителя. От качества управленческого решения зависит качество всего хода процесса управления. Под качеством управленческих решений следует понимать степень его соответствия характеру разрешаемых задач функционирования и развития производственных систем. Иначе говоря, в какой степени управленческое решение обеспечивает дальнейшие пути развития производственной системы в условиях формирования рыночных отношений [5]. Факторы, обуславливающие качество управленческих решений, весьма разнообразны и могут иметь организационный, экономический, методологический и психологический характер. Степень влияния всех этих факторов различна в зависимости от уровня решения, специфики организации, возникших проблем. Часто, особенно в крупных организациях, невысокое качество управленческих решений бывает обусловлено негативным влиянием организационных причин. Среди них можно отметить следующие: 1) ненадежность информации, плохая организация коммуникаций, помехи, возникающие в ходе передачи информации. При этом необходимо заметить, что увеличение числа иерархических уровней в организации, как правило, ведет к дополнительному искажению и запаздыванию информации при подготовке решений; 2) низкая исполнительская дисциплина. Как показали исследования, до трети всех управленческих решений не достигают своих целей в связи с невысокой исполнительской дисциплиной (некачественное выполнение работы, срыв сроков, а иногда и полное отсутствие результатов). Однако не всегда это вина только исполнителей. Причинами низкой дисциплины могут быть такие организационные моменты, как отсутствие процедуры согласования решений, установление нереальных сроков, недостаточная конкретизация решений, т. е. отсутствие понимания того, кто и что должен выполнять, с помощью каких средств, в какие сроки и т. д.; 3)нереальное количество принимаемых решений. При плохой организационной системе число решений может быть неоправданно большим, что неизбежно вызывает у исполнителей ощущение их необоснованности и, следовательно, снижение мотивации при выполнении; 4) низкая «стандартизация» процессов подготовки и принятия решений. Несмотря на то, что, как правило, более половины решений в деятельности руководителей — это типовые (повторяющиеся) и часто программируемые решения, технологии, регламенты их подготовки и принятия часто не разработаны; 5)недостаточная степень согласованности интересов различных иерархических уровней, по которым проходит управленческое решение; 6) несовершенная система оформления, передачи и контроля за выполнением решений. Участие в ходе реализации решений служебных подразделений нескольких уровней управления усложняет осуществление функции планирования и контроля. План, который на высших уровнях выглядит четким и полным, теряет свою скоординированность и ясность при последующей проработке на низших уровнях. По мере увеличения задействованных уровней управления и числа участников процесса функция контроля также затрудняется; 7) недостаточная компетентность исполнителей. Этот фактор проявляет себя в наибольшей мере в молодых, бурно растущих организациях, что связано с постоянным расширением функций исполнителей, «размытостью» сферы их обязанностей, а иногда — случайностью отбора и назначения сотрудников на определенные должности [4]. Отсутствие согласованности, чрезмерная усложненность и, в то же время, не проработанность процедур принятия решений может привести как к неоправданному дублированию работ, выполняемых разными подразделениями, так и к их невыполнению или срыву сроков, к потере или искажению информации, проходящей между подразделениями, к размыванию ответственности. Совершенствование процесса принятия управленческих решений и соответственно повышение качества принимаемых решений достигается за счет использования научного подхода, моделей и методов принятия решений[2]. Модель является представлением системы, идеи или объекта. Руководителю необходимо использовать модели из-за сложности организаций, невозможности проводить эксперименты в реальном мире, необходимости заглядывать в будущее. Основные типы моделей: физические, аналоговые и математические (символические). Этапы построения модели таковы: постановка задачи, определение информационных ограничений, проверка на достоверность, реализация выводов и обновление модели.
Литература:
|