Каталог статей

Доц., к.т.н. Шимко Е.В.
Доц., к.т.н. Подгора Е.А.
Студентка Гавриляк С.В.
Донбасская государственная машиностроительная академия, Украина

Перспективные направления снижения затрат машиностроительного предприятия в условиях финансового кризиса

Работа управляющих структур предприятия всегда направлена на получение прибыли, повышение эффективности деятельности [1]. Даже в современных условиях мирового финансового кризиса данные цели продолжают стоять перед управляющими структурами, однако их осуществление затруднено общим спадом экономики, спадом спроса.

Научная литература предлагает в качестве путей роста прибыли предприятия рост объемов сбыта за счет увеличения количества проданной продукции, однако тенденции современного изменения конъюнктуры рынка не позволяют прибегнуть к этому [2-3].

В статье предлагаются достаточно простые и экономичные пути повышения эффективности деятельности предприятия условиях мирового финансового кризиса.

Общий значительный спад рынка сбыта, наблюдающийся на сегодняшний день для украинских предприятий машиностроения, стал причиной состояния финансовой неустойчивости или банкротства многих предприятий. (В качестве других причин отметим и неправильно выбранную стратегию развития, и неэффективную работу менеджмента.)

Для вывода промышленного предприятия из состояния финансовой неустойчивости используют универсальные инструменты:

  • снижение затрат;
  • стимулирование продаж;
  • оптимизацию денежных потоков;
  • работу с дебиторами;
  • реструктуризацию кредиторской задолженности.

Очевидно, что для того, чтобы повысить рентабельность и в дальнейшем увеличить приток денежных средств, необходимо снизить затраты.

В условиях кризиса сокращение издержек – один из наиболее действенных инструментов, применяемых на промышленном предприятии в неблагоприятных финансовых условиях – нормирование всех статей затрат, позволяющее осуществить последующий жесткий контроль исполнения установленных нормативов.

Однако нормирование статей затрат тянет за собой длинную цепочку снижения затрат (так, снижение различных затрат на содержание склада в расходах на сбыт), дает возможность инвестировать в необоротные средства ресурсы, освободившиеся вследствие снижения потребности в оборотных средствах.

Такой подход нельзя назвать революционным, но он дает ощутимые результаты, и позволяет удержать затраты предприятия на заданном уровне.

Для снижения затрат предприятия машиностроительного типа, по нашему мнению, в условиях кризиса наиболее необходимо следующее:

  • ужесточение процедур авторизации расходов;
  • мотивирование персонала на снижение затрат и сокращение издержек, не связанных с основной деятельностью.

В рамках перечисленных направлений деятельности мы предлагаем выполнить следующие процедуры, которые позволяют значительно снизить издержки основной деятельности:

  1. Формирование минимизированного бюджета основной деятельности предприятия.
  2. Планирование затрат и передача полномочий по управлению ими руководителям подразделений
  3. Вuy-lease-back (возвратный лизинг), сделка, при которой собственные основные фонды предприятия выкупаются лизинговой корпорацией и сдаются обратно в аренду.
  4. Применение горизонтальной и вертикальной интеграции в закупках сырья и сбыте продукции.

Подобные программы широко распространены в Западной Европе, в последние годы растет интерес к ним и в Украине.

Горизонтальная интеграция предполагает поиск возможностей осуществления закупок сырья и материалов для производства совместно с другим покупателем. Увеличение объемов закупки позволит получить так называемые объемные скидки.

Вертикальная интеграция подразумевает более тесную работу с поставщиками ключевых наименований сырья и материалов (своевременное исполнение договорных обязательств, финансовая прозрачность.)

Анализ возможностей передачи на аутсорсинг дорогостоящих процессов.

В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года). Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания.

Поэтому следует оценить, какие компоненты выгодно производить самостоятельно, а какие дешевле закупать у других производителей. Аутсорсинг по своей сути дает возможность снижения затрат вследствие снижения себестоимости товара (услуги) при исполнении ее высокоспециализированным в соответствующей сфере предприятием.

Внедрение новых форм расчетов с контрагентами (векселя, бартер).

Ужесточение контроля всех видов издержек. Замечено, что когда предприятие начинает регистрировать исходящие междугородные звонки сотрудников, общее количество звонков снижается за счет уменьшения разговоров по личным вопросам.

Сокращение издержек на оплату труда работников службы сбыта. Следует разработать бонусные схемы для персонала сбыта, параллельно мотивировав его на снижение издержек. За основу может быть принята схема, при которой часть сэкономленных затрат выплачивается сотруднику службы сбыта в виде поощрительной премии.

Необходимо также пересмотреть организационную структуру службы сбыта на предмет исключения лишних уровней управления.

В большинстве случаев такие меры могут спровоцировать кадровый кризис персонала, что значительно осложнит состояние предприятия. Нужно предприятия в краткосрочной перспективе, потребуются время и интенсификация труда остающихся работников, а эти факторы сильно ограниченны у предприятия в условиях кризиса. В долгосрочной же перспективе эти факторы могут быть успешно использованы.

Большинство украинских промышленных предприятий при снижении затрат фокусируются на сокращении персонала или зарплат, а зачастую – и того, и другого одновременно.

Снижение затрат на персонал особенно актуально для большинства украинских промышленных предприятий, поскольку с советских времен у нас тяготеют к раздутым управленческим штатам, неоправданным представительским расходам и др. Лучшие мировые компании при старте программ по снижению затрат основной акцент делают на уменьшении административных и сбытовых затрат. Так, для 50 крупнейших американских компаний снижение данных затрат всего на 0,5% означает экономию $258 млн. (в зависимости от готовности руководства компании к переменам снижение затрат может достигать и 40%)!

Но в отличие от украинских промышленных предприятий, они при осуществлении данного процесса придерживаются комплексного подхода и определенной, четко продуманной последовательности шагов. Именно потому, что западные компании наработали существенный опыт в этой сфере, украинским предприятиям для более эффективного планирования программ по снижению затрат стоит внимательнее его изучить.

В условиях стабильной экономики актуально повышение эффективности затрат как снижение удельных затрат через рост объема сбыта продукции (достигаемый ростом количества продаж или цены).

Снижение удельных затрат через рост объема сбыта, на наш взгляд, является более здоровым способом, чем снижение удельных затрат через непосредственно снижение затрат, однако затруднено в условиях финансового кризиса по причине сложности увеличения количества продаж или цены.

Снижение же непроизводительных затрат открывает возможности для создания конкурентных преимуществ предприятия: позволяет добиться более низкой цены на продукцию через комплексное снижение себестоимости.

Литература:

  1. Жемчугов А.М. Составляющие эффективной деятельности промышленного предприятия / А.М.Жемчугов, М.К.Жемчугов // Журнал «Российское предпринимательство» – 08.2010. – Вып.2. С.112-115.
  2. Ковалева Т.А. Концепция управления производственными услугами на промышленном предприятии / Т.А.Ковалева // Научный вестник ДГМА. – 2009. – №1(4Е). С. 247-253.
  3. Алтухов П.Л. Процессный подход к обеспечению конкурентоспособности предприятия / П.Л. Алтухов // Вісник економічної науки України. – 2005. №2. – С. 28-32.