Каталог статей |
Бачурина Н.Н.
Технологический аспект составления бухгалтерского балансаАктуальность проблемы. В порядке составления бухгалтерского баланса можно выделить методологический и технологический акпекты. Первый вытекает из сущности баланса и представляет собой совокупность правил отражения и методов оценки отдельных объектов в отчете. Второй – определяет порядок составления баланса как последовательность этапов учетного процесса и действий должностных лиц, необходимых к выполнению для составления баланса. Методологический аспект достаточно подробно описан системой национальных стандартов бухгалтерского учета (П(С)БУ 2 «Баланс», а также П(С)БУ 6, 7-12, 14, 17-20 и др.) и Методическими рекомендациями Минфина. Кроме того, данный вопрос широко освещен в учебной и специальной периодической литературе. В то же время, технологический аспект составления бухгалтерского баланса не регламентируется действующим законодательством Украины и недостаточно освещен в экономической литературе. Однако, владение методологией при отсутствии определенных практических навыков и незнании технологии составления баланса ухудшает качество отчетных показателей и усложняет процесс составления отчета. Анализ последних научных исследований. Абсолютное большинство авторов, описывающих порядок составления баланса, можно разделить на две группы: 1) понимающие под «порядком составления» отчета исключительно взаимосвязь между статьями формы №1 и счетами Плана счетов [2, 3]; 2) рассматривающие весь учетный цикл от оформления первичных документов до составления финансовой отчетности, разделяя его на различное количество этапов [1, 5]. Хмелявская А.В. и Капучак И.О., помимо этого, выделяют три вида операций, формирующих основу технологии учетного процесса в целом [6]. Некоторые действия, связанные с организацией составления и утверждения отчетности в СССР рассмотрены Кузьминским А.Н. [4; с.220-222]. Однако, авторами не уделяется внимание технологическим процедурам составления баланса на последней, заключительной стадии учетного цикла в соответсвии с действующим законодательством Украины. Цель работы – рассмотреть технологический аспект составления бухгалтерского баланса и установить четкую последовательность действий на каждом этапе учетных работ. Изложение основного материала исследования. Технология составления баланса зависит от двух факторов: 1) способа организации бухгалтерского учета в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»:
2) формы бухгалтерского учета (журнально-ордерной, микрокомпьютерной). Наиболее распространенным способом организации бухгалтерского учета на предприятиях Украины является создание бухгалтерскойслужбы во главе с главным бухгалтером. Поэтому при рассмотрении технологии составления баланса мы будем ориентироваться на него. Что касается формы бухучета, то технология составления баланса более сложна при журнально-ордерной. Таким образом, рассмотрим технологический аспект составления бухгалтерского баланса при ведении учета бухгалтерской службой с применением журнально-ордерной формы. По нашему мнению, порядок составления бухгалтерского баланса по характеру выполняемых работ можно разбить на три части:
Каждый вид работ разбит нами на несколько этапов, на каждом из которых определена последовательность действий должностных лиц предприятия. Организационные подготовительные работы, по нашему мнению, включают два последовательных этапа: 1) планирование, предполагающее следующие действия:
2) подготовительные работы, к которым относятся:
Следующим (вторым) видом работ является выполнение учетных процедур на стадии текущего бухгалтерского учета. Здесь нами выделены три этапа: 1) подготовительные учетные работы, которые заключаются в следующем:
2) составление баланса. Баланс составляется на основе остатков по счетам главной книги (сальдо по дебету переносится в актив баланса, сальдо по кредиту – в пассив). Приэтом, конечные сальдо по счетам, определенные в главной книге, отражаются в четвертой графе баланса «на конец периода». Данные на начало года переносятся в третью графу отчетного баланса «на начало периода» из четвертой графы баланса на 31 декабря предыдущего года. На предприятиях, где кроме главной книги составляются оборотно-сальдовая ведомость, баланс может составляться на основе этой ведомости, которую иногда называют «пробным балансом». В ведомости отражаются как конечные, так и начальные сальдо по счетам, которые переносятся в четвертую и третью графы отчетного баланса соответственно; 3) проверка сопоставимости показателей баланса. В первую очередь проверяется правильность и логика составления самого баланса в соответсвии с Методическими рекомендациями по проверке сравнимости показателей финансовой отчетности, утвержденными Приказом минфина Украины №1524 от 22.12.2008г. Следует учитывать, что в связи с частыми изменениями законодательства в приказ почти ежегожно вносятся изменения, дополнения или он переиздается. Итоговый этап составления баланса предполагает выполнение организационных процедур:
Выводы. Таким образом, по нашему мнению, порядок составления и представления бухгалтерского баланса предполагает выполнение организационных подготовительных, учетных и организационных заключительных работ. Все виды работ включают несколько этапов, на каждом из которых нами определена последовательность действий должностных лиц предприятия. Организационные подготовительные работы состоят из планирования и подготовительных работ по составлению баланса. Учетные процедуры выполняются на стадии текущего бухгалтерского учета и включают три этапа: подготовительные учетные работы, составление баланса и проверка сопоставимости его показателей. Итоговый этап составления баланса предполагает выполнение организационных процедур: подписание и утверждение отчета, подтверждение достоверности его информации аудиторским заключением. Список литературы
|