Жемчужников С.И.
Орловский государственный институт экономики
и торговли, Россия
Стратегии развития интегрированных структур в промышленности
Как и в любой другой организации, руководство
интегрированной структуры должно четко представлять перспективы ее развития и
способы их достижения. При этом ситуация во внешней
среде столь динамична, что принятие одних только оперативных мер по адаптации
компании к рыночной ситуации уже недостаточно. Поэтому стратегия развития
интегрированной структуры является неотъемлемой частью ее существования.
Стратегия развития интегрированной структуры
призвана:
- согласовать действия предприятий, объединившихся
посредством интеграции, и определить степень их взаимодействия,
- максимизировать эффект от интеграции хозяйствующих
субъектов,
- выработать способы реакции интегрированной
структуры на изменения, происходящие во внешней среде,
- определить наиболее эффективный путь развития
интегрированной структуры во времени,
- обеспечить конкурентные преимущества
интегрированной структуре.
Фактически стратегия развития интегрированной
структуры представляет собой ряд мероприятий, реализация которых приведет ее к
реализации поставленной цели.
Выработка стратегии развития интегрированной
структуры базируется на крупномасштабных маркетинговых исследованиях, в
результате которых формируются сведения о:
- перспективах развития различных отраслей экономики
– здесь важно оценить результативность деятельности, интенсивность конкурентной
борьбы, инвестиционную привлекательность и объемы инновационной деятельности в
отраслях и т.п.,
- привлекательности обслуживаемых рынков – данная
информация дает представление о существующих и перспективных потребностях в
различных сегментах рынка, платежеспособности покупателей, возможных объемах продаж,
степени стабильности и тенденциях развития рынка,
- положении интегрированной структуры в конкурентной
борьбе – характеризуется конкурентная позиция интегрированной структуры на
рынке посредством SWOT-анализа, ключевые факторы
успеха конкурентов и т.д.
Владея, этой информацией руководство интегрированной
структуры способно разработать качественную стратегию ее развития. Процесс
разработки стратегии включает следующие этапы:
- Выбор стратегических целей и задач интегрированной
структуры - сводится к формированию ожидаемых результатов развития
интегрированной структуры (увеличение доли прибыли, рост капитализации
кампании, повышение инвестиционной привлекательности кампании, снижение затрат
и т.д.).
- Характеристика стратегических возможностей
развития. На данном этапе следует рассмотреть возможности развития
интегрированной структуры с двух позиций:
- с позиции максимального использования внутреннего
потенциала предприятия (всех структурных единиц);
- с позиции реализации новых рыночных возможностей
(возможностей, открывающихся перед предприятием в ходе развития внешней среды).
- Разработка мероприятий по реализации
стратегических возможностей развития интегрированной структуры (суть
стратегии). В рамках стратегии все мероприятия могут быть разделены на
долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные мероприятия. Вместе со сроком
выполнения каждого мероприятия необходимо указывать также последовательность их
выполнения. Это необходимо для планомерного, поступательного развития интегрированной
структуры.
- Распределение ответственности за реализацию
стратегии между работниками аппарата управления и определение исполнителей.
Становится возможным после расчета трудоемкости каждого запланированного мероприятия.
- Формирование бюджета реализации
стратегии развития интегрированной структуры. Здесь необходимо определить:
- общую потребность в финансовых ресурсах
для реализации всех намеченных мероприятий по развитию интегрированного
предприятия;
- структуру источников финансирования –
потенциальными источниками финансирования
являются внутренний капитал (объединенные финансовые ресурсы предприятий,
входящих в интегрированную структуру) и внешние заемные средства (их структура
определяется стоимостью собственного и заемного капитала);
- структуру распределения средств между мероприятиями
по реализации стратегии – распределение должно осуществляться с учетом закона
предельной полезности (предельная
прибыль от денежной единицы, направленной на одно из мероприятий должно равняться
предельной прибыли от денежной единицы, наилучшим образом использованной в
других мероприятиях).
Формируя стратегию развития интегрированной
структуры, следует помнить, что в отличие от стратегий развития мелких и
средних предприятий, в рамках интегрированной структуры стратегия имеет
несколько уровней детализации (рисунок 1).
Рисунок 1. Уровни стратегии развития интегрированной структуры.
Так в рамках общей стратегической цели
интегрированной структуры определяется
цель для каждого предприятия ее составляющего, которая в свою очередь
раскладывается на цели подчиненных подразделений.
Стратегии второго и третьего уровня конкретизируют
обязанности структурных подразделений интегрированной структуры и формируются с
учетом основных направлений их деятельности. Качество реализации данных стратегий
является своего рода фактором успеха реализации общей стратегии развития
интегрированной структуры.
Литература:
- Серпилин А. Подход к стратегии развития предприятия
[Электронный ресурс] /Режим доступа: [сылка более недоступна}
- Разработка стратегии развития
предприятия [Электронный
ресурс] /Режим доступа:
[сылка более недоступна}
- Разработка стратегии развития предприятия [Электронный ресурс]
/Режим доступа: [сылка более недоступна}
- Попов Д. Эволюция показателей стратегии развития предприятия [Электронный ресурс]
/Режим доступа:
[сылка более недоступна}
|