Каталог статей

Жемчужников С.И.
Орловский государственный институт экономики и торговли, Россия

Стратегии развития интегрированных структур в промышленности

Как и в любой другой организации, руководство интегрированной структуры должно четко представлять перспективы ее развития и способы их достижения. При этом ситуация во внешней среде столь динамична, что принятие одних только оперативных мер по адаптации компании к рыночной ситуации уже недостаточно. Поэтому стратегия развития интегрированной структуры является неотъемлемой частью ее существования.

Стратегия развития интегрированной структуры призвана:

  • согласовать действия предприятий, объединившихся посредством интеграции, и определить степень их взаимодействия,
  • максимизировать эффект от интеграции хозяйствующих субъектов,
  • выработать способы реакции интегрированной структуры на изменения, происходящие во внешней среде,
  • определить наиболее эффективный путь развития интегрированной структуры во времени,
  • обеспечить конкурентные преимущества интегрированной структуре.

Фактически стратегия развития интегрированной структуры представляет собой ряд мероприятий, реализация которых приведет ее к реализации поставленной цели.

Выработка стратегии развития интегрированной структуры базируется на крупномасштабных маркетинговых исследованиях, в результате которых формируются сведения о:

  • перспективах развития различных отраслей экономики – здесь важно оценить результативность деятельности, интенсивность конкурентной борьбы, инвестиционную привлекательность и объемы инновационной деятельности в отраслях и т.п.,
  • привлекательности обслуживаемых рынков – данная информация дает представление о существующих и перспективных потребностях в различных сегментах рынка, платежеспособности покупателей, возможных объемах продаж, степени стабильности и тенденциях развития рынка,
  • положении интегрированной структуры в конкурентной борьбе – характеризуется конкурентная позиция интегрированной структуры на рынке посредством SWOT-анализа, ключевые факторы успеха конкурентов и т.д.

Владея, этой информацией руководство интегрированной структуры способно разработать качественную стратегию ее развития. Процесс разработки стратегии включает следующие этапы:

  1. Выбор стратегических целей и задач интегрированной структуры - сводится к формированию ожидаемых результатов развития интегрированной структуры (увеличение доли прибыли, рост капитализации кампании, повышение инвестиционной привлекательности кампании, снижение затрат и т.д.).
  2. Характеристика стратегических возможностей развития. На данном этапе следует рассмотреть возможности развития интегрированной структуры с двух позиций:
  3. с позиции максимального использования внутреннего потенциала предприятия (всех структурных единиц);
  4. с позиции реализации новых рыночных возможностей (возможностей, открывающихся перед предприятием в ходе развития внешней среды).
  5. Разработка мероприятий по реализации стратегических возможностей развития интегрированной структуры (суть стратегии). В рамках стратегии все мероприятия могут быть разделены на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные мероприятия. Вместе со сроком выполнения каждого мероприятия необходимо указывать также последовательность их выполнения. Это необходимо для планомерного, поступательного развития интегрированной структуры.
  6. Распределение ответственности за реализацию стратегии между работниками аппарата управления и определение исполнителей. Становится возможным после расчета трудоемкости каждого запланированного мероприятия.
  7. Формирование бюджета реализации стратегии развития интегрированной структуры. Здесь необходимо определить:
  8. общую потребность в финансовых ресурсах для реализации всех намеченных мероприятий по развитию интегрированного предприятия;
  9. структуру источников финансирования – потенциальными источниками финансирования являются внутренний капитал (объединенные финансовые ресурсы предприятий, входящих в интегрированную структуру) и внешние заемные средства (их структура определяется стоимостью собственного и заемного капитала);
  10. структуру распределения средств между мероприятиями по реализации стратегии – распределение должно осуществляться с учетом закона предельной полезности (предельная прибыль от денежной единицы, направленной на одно из мероприятий должно равняться предельной прибыли от денежной единицы, наилучшим образом использованной в других мероприятиях).

Формируя стратегию развития интегрированной структуры, следует помнить, что в отличие от стратегий развития мелких и средних предприятий, в рамках интегрированной структуры стратегия имеет несколько уровней детализации (рисунок 1).

Рисунок 1. Уровни стратегии развития интегрированной структуры.

Так в рамках общей стратегической цели интегрированной структуры определяется цель для каждого предприятия ее составляющего, которая в свою очередь раскладывается на цели подчиненных подразделений.

Стратегии второго и третьего уровня конкретизируют обязанности структурных подразделений интегрированной структуры и формируются с учетом основных направлений их деятельности. Качество реализации данных стратегий является своего рода фактором успеха реализации общей стратегии развития интегрированной структуры.

Литература:

  1. Серпилин А. Подход к стратегии развития предприятия [Электронный ресурс] /Режим доступа: [сылка более недоступна}
  2. Разработка стратегии развития предприятия [Электронный ресурс] /Режим доступа: [сылка более недоступна}
  3. Разработка стратегии развития предприятия [Электронный ресурс] /Режим доступа: [сылка более недоступна}
  4. Попов Д. Эволюция показателей стратегии развития предприятия [Электронный ресурс] /Режим доступа: [сылка более недоступна}