Каталог статей

Я.А.Титаренко, С.Н.Петренко
Донецкий национальный университет экономики и торговли им.М.Туган-Барановского

Экологический аудит в Украине и направления его совершенствования

Современная экологическая ситуация в Украине характеризуется негативным состоянием окружающей среды: усилением антропогенного воздействия на природу, интенсификацией использования природных ресурсов, увеличением количества промышленных и иных объектов и производств, функционирование которых представляет собой реальную угрозу жизни и здоровью населения и экологической безопасности ее территорий, что является актуальной проблемой современности. В этой связи необходимым является развитие такого направления в аудите как экологический аудит, результаты которого позволяют формировать динамику эколого-экономических процессов на предприятиях регионов и Украины в целом и на основе анализа этих процессов разрабатывать природоохранные программы.

Целью статьи является изучение состояния и развития экологического аудита в Украине, выявление недостатков законодательства в сфере экологического аудита и выработка рекомендаций по его дальнейшему совершенствованию.

Экологический аудит - это документально оформленный системный независимый процесс оценивания соответствия объектов экологического аудита требованиям природоохранного законодательства [1, ст.1].

Основным нормативно-законодательным документом, регулирующим процесс экологического аудита, является Закон Украины «Об экологическом аудите» (N 1862-IV от 24.06.2004г.). Цель этого закона является обеспечение выполнения законодательства по охране окружающей среды в процессе хозяйственной и других видов деятельности [1,ст.8].

Добровольными заказчиками экологического аудита за период 2007-2009г. Стали такие предприятия как: ОАО«Криворожсталь», ОАО«Запорожсталь», ОАО«Восток-руда». При глубоком и комплексном экологическом аудите на этих предприятиях были выявлены десятки несоответствий действующему природоохранному законодательству Украины [4].

Огромное количество предприятий, загрязняющих окружающую среду, не прибегают к услугам экологического аудита и их деятельность не соответствует Закону Украины «Об экологическом аудите», что обусловлено наличием причин невостребованности услуг экологического аудита на предприятиях Украины (Рис.1).

Рис.1 Причины невостребованности услуг экологического аудита в Украине

Закон Украины «Об экологическом аудите» ограничивает количество предприятий, на которых должен проводиться экологический аудит, исключая приватизированные предприятия, хотя они являются самым главным источником загрязнения окружающей среды (90%). Эти предприятия, к сожалению, не используют экологически чистых технологий, не осуществляют строительство высокоэффективных очистных сооружений, на внедрение которых требуются огромные средства. Руководству в финансовом плане выгоднее заплатить незначительные штрафы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов [3].

Для востребованности услуг экологического аудита необходима совместная слаженная работа аудиторской команды и специалистов предприятия, соответствующие знания и навыки в данной области, как аудиторов, так и работников предприятия, что на данном этапе развития экологического аудита отсутствует [2].

Анализируя причины невостребованности услуг экологического аудита на предприятиях Украины, следует указать на необходимость совершенствования Закона Украины «Об экологическом аудите», внесение в него ряда дополнений и изменений, а именно:

  • необходимость обязательного проведения экологического аудита на всех предприятиях, представляющих экологическую опасность, независимо от их формы собственности,
  • проведение экологического аудита на тех объектах, которые не задействованы в производственной деятельности, но представляют угрозу для окружающей среды (склады радиоактивного оборудования, химикатов), что позволит расширить границы экологического аудита.

Для увеличения количества профессиональных кадров в области экологического аудита необходима разработка рекомендаций и предложений по обучению аудиторов, в частности, проведение спецкурсов с целью повышения их экологического воспитания и образования.

Развитие отношений субъектов хозяйственной деятельности с органами государственного экологического контроля, консультирование по вопросам повышения эффективности и рационального использования природных ресурсов, регулирование воздействия на окружающую среду, финансовая помощь предприятиям со стороны государства позволит создать выгодные условия для их деятельности и сформировать заинтересованность в услугах экологического аудита [5].

Таким образом, экологический аудит в Украине недостаточно востребован предприятиями, что обусловлено наличием соответствующих причин: несовершенство законодательства, отсутствие заинтересованности предприятий в природоохранной деятельности и недостаток профессиональных кадров для предоставления услуг по экологическому аудиту. Устранение этих причин позволит повысить уровень востребованности экологического аудита, заинтересует предприятия в модернизации своей деятельности в соответствии с Законом Украины «Об экологическом аудите».

Литература:

  1. Закон «Об экологическом аудите» (N 1862-IV от 24.06.2004 г.)
  2. Иутин И.Г. Проблемы законодательства в области экологического аудита // тез. докл. Междунар. науч. студ. конф. «Проблемы законодательства: Несовершенные законы». – Ижевск.- 2007.
  3. Пожарский С.И., Иутин И.Г. Некоторые правовые проблемы экологического аудита // Аграрное и земельное право.- 2008. - № 5 (29).
  4. Экологический аудит в охране окружающей среды//Докт. экон. наук Н.Г.Ковалева (ИПРЭЭИ НАН Украины).-2009
  5. Экологический аудит//Глушко Ю.-Юрист.-2008.-№2