Каталог статей

Садыков В.М., Скрицкий И.А.
ДонНТУ Автомобильно-Дорожный Институт

Теоретические аспекты системного подхода и актуальность его использования в различных сферах человеческой деятельности

Системный анализ представляет собой важный объект методологических исследований и одно из наиболее бурно развивающихся научных направлений.

Системный подход как методический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека, он получает все более широкое применение в их деятельности, обнаруживая высокую эффективность в технике и технологии, экономике и предпринимательстве, политике и социальной сфере, культуре и идеологии. Системная методология включает в себя системный подход как принцип познания и практики, метод деятельности, теорию. Обладая исключительно большим потенциалом, она находит широкое применение в современной науке [1]. В настоящее время происходит интенсивная интеграция наук, изучающих объекты различной природы, но использующих общие методологические подходы, методы и даже методические приемы.

Развитие данного подхода рассматривается в трудах ряда зарубежных авторов, таких как, Л. Берталанфи, И. В. Блауберг, Т. Гоббс, О. Конт, Р. Мертон, Т. Парсонс, Г. Спенсер, Я. Такахара, У. Черчмен и другие. Кроме того, известны и работы отечественных исследователей Л. А. Петрушенко, В. Н. Садовский, М. И. Сетров, В. С. Тюхтин, А. И. Уемов, Э. Г. Юдин, В. Г. Афанасьев, А. А. Богданов, В. М. Глушков, Карташов, С. А. Кузьмин, Ю. Г. Марков и другие.

Целью исследования является изучение теоретических аспектов системного подхода и актуальность его использования в различных сферах человеческой деятельности.

В понятие "системного подхода" входит точная формулировка требований, предъявляемых к решению задачи; наличие математического аппарата для ее исследования и набора критериев для оценки качества возможных решений. В простейшем случае применения системного подхода к задаче не обязательно детальное знание физических элементов, необходимых для реализации найденного решения.

В целом, представители общетеоретического направления считают главными детерминантами системного подхода глобальные параметры научной картины мира и новые потребности теории познания, а представители другого направления разработки системного подхода считают его основными детерминантами, прежде всего потребности специально-научного и научно-практического знания и действия. На самом деле действующими детерминантами является и то и другое.

Позитивная роль системного подхода может быть сведена к следующим основным моментам. Во-первых, понятия и принципы системного подхода выявляют более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем знании.

Во-вторых, системный подход содержит в себе новую, по сравнению с предшествующими схему объяснения, в основе которой лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта и выявление достаточно полной типологии его связей. Реализация этой функции обычно сопряжена с большими трудностями: для действительно эффективного исследования мало зафиксировать наличие в объекте разнотипных связей, необходимо еще представить это многообразие в операциональном виде, например, изобразить различные связи как логически однородные, допускающие непосредственное сравнение и сопоставление [2].

В-третьих, из важного для системного подхода тезиса о многообразии типов связей объекта следует, что сложный объект допускает не одно, а несколько расчленений. При этом критерием обоснованного выбора наиболее адекватного расчленения изучаемого объекта может служить то, насколько в результате удается построить операциональную «единицу» анализа, позволяющую фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику [2].

Широта принципов и основных понятий системного подхода ставит его в тесную связь с другими общенаучными методологическими направлениями современной науки. По своим познавательным установкам системный подход имеет особенно много общего со структурализмом и структурно-функциональным анализом, с которыми его роднит не только оперирование понятиями структуры и функции, но и акцент на изучение разнотипных связей объекта; вместе с тем принципы системного подхода обладают более широким и более гибким содержанием, они не подверглись слишком жесткой концептуализации и абсолютизации, как это имело место с некоторыми линиями в развитии указанных направлений.

Будучи в принципе общенаучным направлением методологии и непосредственно не решая философских проблем, системный подход сталкивается с необходимостью философского истолкования своих положений. Сама история становления системного подхода убедительно показывает, что он неразрывно связан с фундаментальными идеями материалистической диалектики, что нередко признают и многие из западных ученых. Именно диалектический материализм дает наиболее адекватное философско-мировоззренческое истолкование системного подхода: методологически оплодотворяя его, он вместе с тем обогащает собственное содержание, при этом, между диалектикой и системным подходом постоянно сохраняются отношения субординации, так как они представляют разные уровни методологии. Системный подход выступает как конкретизация принципов диалектики.

Как и другие научные подходы, системный подход не лишен методологических проблем, не имеющих удовлетворительного решения. В процессе применения системного подхода обнаруживаются проблемы дуализма, или двойственности. В практике системного анализа эти дилеммы получили названия: простота против сложности, оптимизация и субоптимизация, идеализация и реальность, инкрементализм против новаторства, политика и наука, связь с окружающей действительностью и нейтральная позиция.

Кроме того, общественные системы не поддаются строгому определению по своим целям, философии и масштабам. Исчерпывающее и строгое решение социальных проблем никогда не достигается. Несмотря на видимость точности, нет ни совершенно верных, ни совершенно неверных решений. Как утверждает ван Гиг «…нельзя считать неправильным все, что делается на практике в настоящее время в данном направлении, и правильным то, что хорошо выглядит в теории»[3].

Однако системный подход предлагает процедуру планирования, проектирования, оценки и реализации решений задач, имеющих системный характер. Поэтому в современном менеджменте, социологии, бихевиористской психологии и т.п. пока нет альтернативы использованию системного анализа.

Литература:

  1. Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ: Учеб. пособие. – К.: МАУП, 2003. – 368 с.
  2. Блауберг И. В., Юдин Э. Г., Становление и сущность системного подхода, М., 1973.
  3. Локтионов, М.В. Системный подход в менеджменте / М.В. Локтионов - М.: Генезис, 2000.- 345 с.