Каталог статей |
К.э.н.
Богачев А.И.
Оптимизация размещения регионального АПКОптимизация размещения и развития производства является важнейшей теоретико-методологической проблемой и практической задачей государства. При этом стратегические и тактические контуры территориальных и отраслевых комплексов намечаются, прогнозируются и планируются зачастую разными субъектами и с помощью разного инструментария. Теоретический и прикладной аспекты проблемы рационального размещения производства находится в сфере внимания ученых на протяжении нескольких столетий. В течение советской эпохи критерием эффективности размещения производства выступал постулат, положенный в основу основного закона социализма, - наиболее полное удовлетворение неуклонно растущих потребностей общества. В связи с этим, в основу территориального размещения производства был положен общий народнохозяйственный эффект: планирование экономических комплексов регионов начиналось с решения вопроса о перспективности размещения в нем крупных промышленных предприятий. Вокруг предприятий, определяющих специализацию региона, выстраивались схемы размещения предприятий смежных отраслей. Невостребованные ресурсы (трудовые, материальные, природные, в т.ч. земельные) обусловливали ассортимент и значимость вспомогательных и обслуживающих отраслей.[1] В условиях централизованной, жестко планируемой экономики, единства цен и тарифов, отсутствия конкуренции это имело определенный смысл. С переходом к рыночным отношениям, значительным ослаблением централизованного государственного регулирования, наделения субъектов Федерации правами экономической самостоятельности, регионы были поставлены перед следующими фактами: 1) переход к неуправляемому рынку отрицательно сказался на абсолютном большинстве регионов: резкое снижение покупательской способности юридических и физических лиц, усиление внутренней и внешней конкуренции, разрыв межотраслевых связей с бывшими республиками СССР и субъектами России обусловили резкое снижение спроса на продукцию, производимую в регионах, и на поставки сырья от традиционных смежников. 2) все субъекты России имели разные стартовые позиции для вступления в рынок. В наиболее уязвимых условиях оказались регионы, для которых характерны следующие черты:
Для достижения реальных результатов в экономике, предотвращения распыления средств необходимо выделить приоритетные отрасли, или так называемые «точки роста». Очевидно, что в ряду таких отраслей находится агропромышленный комплекс, от эффективности функционирования отраслей которого зависит социально-экономическая обстановка и уровень жизнеобеспечения населения. В этой связи повышается актуальность решения комплекса задач, направленных на развитие и оптимальное размещение АПК, в особенности на уровне отдельных административно-территориальных единиц Российской Федерации. Особенности агропромышленного сектора и его специфика предполагает огромное множество вариантов размещения и специализации аграрного производства, что подтверждается существованием в настоящее время многочисленных экономико-математических моделей, различающихся между собой подходами к построению. Согласно общей логике моделей, наилучшим из всех альтернативных признается такой вариант, который обеспечивает максимальную эффективность хозяйственной деятельности по выбранному критерию оптимизации при условии использования всех имеющихся ресурсов производства. В классических моделях [2, 3] целью оптимизации выступает, как правило, «подгонка» отраслевой структуры предприятий под утвержденную (или уже реализованную) схему размещения перерабатывающих предприятий. Поэтому в качестве конечного критерия оптимальности авторы предлагают либо минимизацию приведенных затрат на производство и переработку сельскохозяйственной продукции, ее доставку к местам потребления и переработки, а также капитальные вложения с учетом срока их окупаемости, либо максимизацию прибыли в АПК в целом. В современных условиях этот алгоритм неприемлем в силу следующих причин:
Построение непосредственно линейной интегральной модели размещения АПК региона чревато либо излишним упрощением в формализации существующих связей и закономерностей, либо излишним усложнением и громоздкостью полученной модели, что может сделать невозможным ее прикладное использование. Поэтому, по нашему мнению, общая модель размещения агропромышленных предприятий региона должна основываться на применении метода решения блочных задач (многоуровневая оптимизация) и быть многокритериальной. Такой подход к решению задачи позволит получить действительно оптимальный план размещения агропромышленных предприятий при одновременном учете многочисленных условий и интересов экономических субъектов различного уровня. Кроме того, он позволит без значительных искажений учесть количественную меру влияния природных и экономических факторов на сельскохозяйственное производство, поскольку процесс оптимизации будет иметь в своей основе информацию, полученную с «нижнего» уровня (в соответствии с иерархией управления). Объединение отдельных уровней оптимизации воедино будет способствовать формированию общей модели оптимального размещения агропромышленного производства на региональном уровне. Ее использование позволит выбрать среди множества альтернативных вариантов размещения тот, который будет отвечать интересам населения, предприятий АПК и органов власти. Кроме того, в зависимости от того, какую экономическую единицу будет представлять блок модели (хозяйство, район, зона, регион), в общую модель должны быть внесены ограничения и переменные (земельные площади, трудовые ресурсы, объем финансирования и др.) В общем виде схема предлагаемой нами модели имеет следующий вид. [5]
Рисунок 1 - Общая схема модели оптимизации размещения регионального АПК Подводя итог с уверенностью можно утверждать, что размещение агропромышленного производства представляет собой весьма сложную теоретическую и практическую проблему со множеством экономических, социальных и политических составляющих. Успешное ее решение будет способствовать эффективному использованию наличного природно-ресурсного и экономического потенциала области, производству конкурентоспособной продукции высокого качества в широком ассортименте, обеспечению продовольственной безопасности, укреплению финансового положения региона и муниципальных образований за счет дополнительного поступления налоговых платежей, в конечном итоге давая стимул для комплексного развития экономики в целом. Литература:
|