Каталог статей

И.С. Лаговник

Опыт политики зарубежных стран в области государственного регулирования цен

Практика регулирования ценообразования занимает одно из центральных мест в системе государственного регулирования экономики. Государственное регулирование цен представляет собой деятельность государства, направленную на установление и сохранение уровня цен, обеспечивающего рентабельную деятельность субъектов хозяйствования, реальность заработной платы, стабильность валюты и другие экономические параметры в государстве. Будучи важнейшим элементом социально-экономической системы государства, ценообразование связано прямыми и обратными связями со всеми ее составляющими. Поэтому государственное регулирование цен – это не единоразовый акт установления их уровня и динамики, а комплекс мер по активизации всех ценообразующих факторов спроса и предложения на ту или иную группу товаров и услуг. При этом приобретает значение и правовые основы формирования и функционирования системы ценообразования как права, обязанности и ответственность хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и полномочия органов власти по регулированию и контролю за ценами, с другой.

Ценовая политика дает возможность государству воздействовать на антимонопольные и антиинфляционные процессы, на рыночный спрос и рыночное предложение, обеспечение минимального прожиточного уровня, перераспределения доходов и ресурсов.

Рассматрим некоторые особенности ценового регулирования, имеющие место в ряде стран.

В США государством регулируется всего от 5 до 10% цен [1]. В августе 1971 года впервые в послевоенные годы по инициативе администрации Р. Никсона был установлен контроль за ценами со стороны государства. В настоящее время прямое государственное регулирование цен используется лишь в высокомонополизированных отраслях, попадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования.

Во Франции в течение 40 лет (1947-1986) царила политика государственного регулирования экономики в виде «дирижизма». В конце 1947 г. была введена политика «контролируемой свободы цен», где предприниматели имели право изменять цены только после того, как предупредят об этом государственные органы. С мая 1973 по 1986 гг. было освобождено от государственного контроля около 90% цен [2].

В Дании регулируются государством лишь 6% цен [2]. Цены в государственном секторе определяются муниципальными и городскими органами власти.

В Испании государством регулируется лишь около 10% потребительских цен [2]. Контроль за формированием цен осуществляется Высшим советом по ценам при министерстве экономики и финансов, а так же местными комиссиями по ценам.

В конце 2005 г. в Греции, как и в Японии, контролировалось государством 20% потребительских товаров и услуг [2]. В Японии контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, отслеживание уровня и динамики цен на товары, изучение тенденций спроса и предложения осуществляет Бюро цен при управлении экономического планирования.

Надо отметить, что вопрос о государственном регулировании ценообразования является одним из наиболее острых для теоретиков экономистов и политиков развитых стран, так как население очень сильно ощущает даже незначительное изменение цен, оказывающее влияние на уровень жизни. Как правило, роль государства в развитых странах мира в осуществлении политики ценообразования заключается не в установлении конкретных цен, а в контроле за их изменениями, а также обеспечении дотаций, направленных на социальную защиту населения, оказавшегося в различных неблагоприятных экономических условиях (дефицита товаров и услуг или монополизма производителей).

Вышеизложенное говорит о том, что страны с развитой рыночной экономикой широко применяют систему государственного регулирования цен. Государственным регулированием цен охвачены основные отрасли народного хозяйства, включая и связь. Современная система государственного регулирования цен использует, главным образом, косвенные методы воздействия на цены через разработку правовых норм и законов о ценообразовании, оказание бизнесу методической и методологической помощи. Прямые ограничительные экономические меры воздействия на принятие предприятиями решений по ценам касаются, как правило, монополий. Главная задача государственного регулирования состоит в защите и соблюдении интересов общества. Регулирование цен и ценовая политика входит составной частью общей экономической политики государства.

В Украине государство регулирует цены на товары и услуги предприятий-монополистов независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Применяются фиксированные, предельные цены, предельные коэффициенты изменения цен и др. Но эффективность существующей практики государственного регулирования цен незначительна. Изучение зарубежного опыта государственного регулирования экономики и ценообразования позволяет глубже понять закономерности и тенденции этого процесса, что может служить отправным моментом для совершенствования централизованной экономической политики ценового механизма в Украине.

Литература

  1. Колесников О.В. Цінноутворення : навч. посіб. / Колесников О.В. – [3-тє вид., віправ. та доп.] – К : Центр учбової літератури, 2002. – 144 с.
  2. Шкварчук Л.О. Ціни і ціноутворення: навч. посіб. / Шкварчук Л.О. – [3-тє вид., випр.] – К. : Кондар, 2005. – 214 с.