Каталог статей

Ст. Халина В.И., ст. Петухова Г.А.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Украина

Перспектива реформирования налоговой системы Украины

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

К сожалению, о целостной налоговой системе на Украине говорить не имеет смысла, не говоря уже о привязке к механизму кредитования и бюджетного регулирования. Формирование налоговой системы Украины осуществляется с большими проблемами, в значительной степени непоследовательно, нередко отражает решение частных противоречий и на короткий период[1].

Несовершенство налоговой системы состоит прежде всего в преобладании ее фискальной функции, при практически недействующих распределительной (социальной) и стимулирующей (регулирующей). Это привело к негативным последствиям налоговой политики: сокращение платежей в бюджет; спад производства и предпринимательской активности; сокращение числа налогоплательщиков, инвестиций и т.д.

Достижение главной цели государства – стойкого экономического роста и обеспечения уровня социальной справедливости – возможно лишь за счет создания надежного финансовой основы, стабильного, своевременного и полного поступления платежей в бюджет. Реализация этого задания связана с определением целей налоговой политики государства, изменениями методов проведения налоговой реформы, определением первоочередных заданий, которые наиболее эффективно будут влиять на инвестиционную, инновационную и социальную составляющие экономического развития, а также на совершенствование механизмов функционирования основных элементов системы налогообложения Украины. Налоговая политика должна базироваться на единых принципах: налоги должны быть стабильными и не слишком обременительными, но платить их обязаны все без исключения, а налоговое законодательство должно быть понятным доступным[3].

Сегодня среди общего количества налогоплательщиков есть немало таких потенциальных плательщиков, которые, используя сложность, непонятность и непрозрачность налогового законодательства, применяют разнообразные схемы минимизации налоговых обязательств и уклонения от налогообложения.

Анализ действующего законодательства Украины по вопросам налогообложения свидетельствует о наличии в нем коллизионных норм, которые приводят к неоднозначному их толкованию, и, как следствие, на практике очень часто возникают спорные ситуации между налогоплательщиками и органами государственной налоговой службы. Наличие пробелов в законодательстве дает возможность недобросовестным налогоплательщикам уклоняться от налогообложения[3].

Комплексно эти проблемы можно решить лишь при условии системных подходов к их устранению, и в первую очередь путем законодательного урегулирования вопросов налогообложения, и при наличии адекватных условий администрирования налогов, что даст возможность избежать подобных неконтролируемых ситуаций в дальнейшем.

Вариантом решения описаных выше задач должен стать Налоговый кодекс Украины, вызывающий в данное время множество дискуссий и споров.

Налоговый кодекс, по своей специфике, дожен быть направлен на стимулирование развития экономики, достижение баланса интересов государства и плательщиков налогов, формирование среднего класса как основы украинского общества. Такой документ должен будет разработан с учетом всех предложений, что поступили в процессе всенародного обсуждения, проведенного в формате широкой общественной дискуссии.

Налоговый кодекс должен является компромиссом интересов граждан, бизнеса и государства.

Однако, предложенный проект Налогового кодекса на данном этапе порождает, скорее конфликт, нежели компромисс, ввиду неоднозначности определенных в нем норм налогового законодательства.

Говоря о положительных аспектах стоит отметить, что Налоговый кодекс - это попытка свести воедино все налоговое законодательство. Единый кодекс налоговых законов поможет уменьшить, прежде всего, степень изменяемости налоговой среды и проследить четкие взаимосвязи между теми или иными законодательными нормами.

В нем сделана попытка некоторого улучшения самой налоговой системы, ее упрощения. Например, отмена малоэффективных налогов, и прежде всего - местных, где административные расходы велики, а доходы не оправдывают усилия, заложенные в сбор этих налогов. Сделана попытка снизить налоговую нагрузку, в первую очередь - по постепенному снижению налога на прибыль и по введению налоговых каникул для малого бизнеса, попытка обеспечить стимулирование регионов, прежде всего путем разделения налога на прибыль на часть, которая идет в центральный бюджет, и на часть, которая остается в местных бюджетах[4].

Налоговый кодекс предлагает некоторые стимулы технического перевооружения, ввиде ускоренной нормы амортизации для оборудования и для других движимых активов, а так же инвестиционный налоговый кредит[2].

Так же он закладывает принципы фискальной стабилизации. Прежде всего - фискальной стабилизации Пенсионного фонда, через изменение условий пенсионных платежей для малого бизнеса[4].

Однако негативных аспектов также не мало. Налоговый кодекс предлагает слишком много инструментов по усилению налогового и административного давления на бизнес. Существенное удлинение различного рода проверок и усиление их частоты, отсутствие ограничения частоты налоговых проверок, а также введение такого нового вида проверок, как контрольные плановые и внеплановые проверки. Осуществление налоговыми органами опросов наемных работников и проверки территории и помещения бизнеса с целью, выявления потенциального нарушения налогового законодательства. Таким образом, любая подтвержденная или не подтвержденная информация автоматически становится поводом к проверке [2].

Введение понятия непрямого метода налогового контроля, т. е. налоговая служба может давать указания банку, по сути, списывать налоги со счета налогоплательщика. Это прямое нарушение прав частной собственности[2].

Налоговая система Украины несовершенна и требует серьёзного совершенствования. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство должно постоянно изменяться, приспосабливаться к текущей конъюнктуре не только национального, но и мирового рынка.

Налоговый кодекс, безусловно, нужен Украине для модернизации и иновации ее экономики. Но нужен не любой Налоговый кодекс, а Налоговый кодекс, который способствует прозрачности, справедливости, нормальному социально-экономическому развитию и установлению действительно цивилизованных отношений между налоговой службой и налогоплательщиками.

Окончательно, о прогрессивности или регресивности последствий его принятия можно будет судить лишь, непосредственно, после его принятия.

Литература:

  1. Василевська Г.В. Податкова політика у регулюванні економічного зростання // Фінанси України.- 2009.- № 2. - С. 39-43.
  2. «Урядовый курьер» выпуск №141 от 3 августа 2010г.
  3. Конрад Ю. Податкова політика в Україні // Економіка України. -2008.-№1.-С.95-103.
  4. www.rada.gov.ua