Каталог статей

Шилова Ю.Ю.
Донбасская государственная машиностроительная академия, Украина

Служба контроллинга в банке

Контроллинг – это система управления, предназначенная для достижения конечных целей банка. Тот, кто впервые слышит слово “контроллинг”, обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное последнему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных.

Контроллинг же направлен на управление будущим для обеспечения длительного функционирования банковского учреждения и его структурных подразделений.

В принципе все работники могут быть привлечены к контролю за реализацией стратегии. Контроль может осуществляться в форме общих собраний коллектива, заседаний фокус-групп и т.д. Наряду с этим, начиная с 70-х годов в структуре управления фирм и банков в развитых странах для этой цели стали создаваться специальные управленческие структуры, получившие название службы контроллинга.

Контроллинг – это концепция менеджмента, направленная на координацию и контроль всех видов деятельности банка (управленческой, производственной, сбытовой и т.д.) с целью успешного достижения стратегических целей. Иными словами, контроллинг – это руководящая концепция эффективного управления банком и обеспечения его долгосрочного существования.

Служба контроллинга выполняет следующие функции:

  • контроль за слаженностью функционирования всех подразделений банка на основе сбора и анализа всевозможной информации (не только экономического, но и технического характера). Контроллер должен быть, по образному выражению немецких экономистов, самым информированным человеком в организации;
  • помощь руководителям разных уровней управления, выражающаяся в поддержке планирования, консультировании по всем управленческим вопросам, содействии в решении и выявлении проблем.

Международная ассоциация контроллеров определяет данное понятие следующим образом: "Контроллинг – сопроводительный производственный сервис для руководства по целеориентированному планированию и управлению". Контроллинг охватывает поддержку принятия управленческих решений и обеспечение адаптации банковских инноваций, новых финансовых инструментов и инновационных банковских продуктов к информационным потребностям должностных лиц, принимающих решения. Иными словами, в ареал контроллинга входит создание, обработка, проверка и представление системной управленческой информации.

В отличие от обычного контроля, контроллинг, гармонично встраиваясь в систему кредитного риск-менеджмента охватывает:

  • стратегическое планирование деятельности банка (определение целей, обоснование направлений развития);
  • портфельный подход при оценке текущего состояния открытых рисковых кредитных позиций (анализ ситуации);
  • реинжиниринг банковских бизнес-процессов;
  • усовершенствование системы отчетности и учета затрат;
  • корректировку мер управленческого воздействия на кредитные риски.

Функциональные установки отделов банковского контроллинга за рубежом распространяются на следующие направления банковской деятельности: бюджетирование; стратегическое и оперативное планирование; внутренний отчет; инвестиционные расчеты; внутренний и внешний учет; управление ликвидностью; внешний отчет; налоговое планирование и управление; управление дебиторской задолженностью; страхование; внутренний аудит; информационную обработку. Банковский контроллинг – это незаменимый компонент кредитного риск-менеджмента, помогающий "обуздать" риски. Основная задача риск-контроллинга заключается в системно-интегрированной информационной, аналитической, инструментальной и методической поддержке кредитного риск-менеджмента на этапах стратегического планирования, идентификации, оценки, управленческого воздействия, аудита и корректировки кредитных рисков.

В рамках кредитного риск-менеджмента контроллинг призван решать следующие целевые установки:

  • ориентацию на достижение успеха (прибыли, не стоимостных форм выгоды от кредитной деятельности) в рамках допустимого уровня кредитного риска и допустимого уровня интеграции многочисленных аспектов управления банковскими бизнес-процессами;
  • координацию кредитного риск-менеджмента;
  • поддержку решений управленческого воздействия на кредитные риски;
  • адаптацию к информационным потребностям должностных лиц;
  • обеспечение рациональных решений.

Контроллинг в банке выполняет системную функцию, позволяя интегрировать и координировать процессы банковского менеджмента, в том числе и кредитного риск-менеджмента. Координация состоит в согласовании взаимосвязей между элементами системы "банк" и призвана обеспечить обратную связь в контуре регулирования.

Литература:

  1. Мескон А., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.; Дело, 2000. – 674 с.
  2. Смирнов С.А. Контроллинг. - М.; Моск. Гос. Унив. экономики, статистики и информатики, 2001. – 234 с.
  3. Дайле А. Практика контроллинга. - М.; Финансы и статистика, 2001. – 314 с.