Каталог статей

Чернышева С.В., Паламарчук А.А.
Автомобильно-дорожный институт Государственного высшего учебного заведения «Донецкий национальный технический университет»

Маркетинговая стратегия предприятия туристического бизнеса

Современное формирование рыночных институтов хозяйствования заставляет предприятия использовать в своей коммерческой деятельности маркетинг. Маркетинг как механизм управления предприятием туристического бизнеса, в отличие от его использования как одной из функций управления по обеспечению производства и сбыта туристических услуг, направлен на удовлетворение конкретного рыночного спроса целевых потребителей. В этом случае маркетинг является основополагающей функцией, которая определяет все аспекты деятельности предприятия.

Особенности маркетингового подхода к организации деятельности предприятий туристического бизнеса рассмотрены в работах Сидоровой А.В., Димеденко И.В., Марковой В.Д., Моисеевой Н.К., Челенкова А.П. и др. Однако ряд проблем требует дальнейших исследований.

Цель исследования: на основе обобщения современного мирового опыта маркетинговой деятельности предприятия предложить модель маркетинговой стратегии предприятия туристического бизнеса.

В странах с развитой рыночной экономикой потребители устанавливают высокие и в то же время во многом индивидуальные требования к туристическому продукту (услугам), его качественным характеристикам, набору потребительских свойств, характеру и темпам модификации продукта, условиям его продажи и т.д. По этой причине для успешного функционирования предприятие туристического бизнеса должно использовать маркетинговый подход к управлению, включающий два направления: стратегический маркетинг (исследование конъюнктуры рынка; деятельность конкурентов) и тактический маркетинг (организация сбыта, продажа услуг при снижении затрат).

Основой деятельности предприятия на рынке является стратегия маркетинга. Используемая предприятием туристического бизнеса стратегия способствует оптимизации внутренней среды предприятия и обеспечивает преимущества в конкурентной борьбе, что достигается за счет предоставления ассортимента продуктов (услуг), наиболее полно отвечающих требованиям клиентов, высокого уровня обслуживания, а также учета психологии и поведения потребителей посредством использования мотивов сопричастности, способа выражения, предпочтений и познания.

Ф. Котлер определял комплекс маркетинга как набор факторов, совокупность которых предприятие использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка [1]. Классическими составляющими маркетинга являются четыре основных стратегических элемента - продукт (product), цена (price), место (р1асе) и продвижение (promotion). Вместе эти понятия часто упоминаются как 4Р маркетингового набора Е.Дж. Мак-Карти [2]. Однако из-за специфического характера деятельности предприятий туристического бизнеса, особенно таких её аспектов, как вовлечение клиента в производственный процесс и придание особого значения фактору времени, необходимо не только по-новому трактовать указанные элементы, но и принимать во внимание другие, такие, как процесс (process), производительность труда (productivity), персонал (реор1е), и материальные (нематериальные) признаки качества (physical evidence).

В связи с этим авторами адаптирована модель маркетинговой стратегии к предприятиям туристического бизнеса, в отличие от предложенной модели Ф. Котлером. Она учитывает как переменные составляющие, определяемые стратегическими решениями, так и составляющие, определяемые тактическими решениями. В частности, модель «4Р» дополнена такими элементами, как процесс создания туристического продукта, персонал, производительность труда и материальные признаки качества услуг. Интеграция этих элементов даст синергетический эффект, способствующий успеху предприятия туристического бизнеса (рис. 1). Центральное место в этой модели принадлежит туристической услуге, как товару.

Рисунок 1 – Элементы маркетинговой стратегии предприятия туристического бизнеса

Таким образом, современные условия хозяйствования обусловливают необходимость маркетингового подхода к организации деятельности предприятий туристического бизнеса, направленного на удовлетворение конкретных требований потребителей. Маркетинговый подход к управлению предприятиями туристического бизнеса через реализацию комплекса маркетинга решает задачи управления ценой туристических услуг, создания интегрированных маркетинговых систем, перехода от массового к индивидуальному подходу в работе с клиентами.

Литература

  1. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга / Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. – М., СПб.: «Вильямс», 1999. – 1152 с.
  2. Маркова В.Д. Маркетинг услуг / Маркова В.Д. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 128 с.