Каталог статей

Гданов И.Р., ст. преподаватель
РВУЗ «Крымский инженерно-педагогический университет»

Последствие влияния первого года финансового кризиса на экономику транспорта и связи АР Крым

Введение

Становление Украины как независимого государства, зависят от её транспортно-географического положения и эффективной, налаженной транспортной системы. Транспортный фактор занимает важнейшее место в теории размещения, региональной экономике, международной экономике и теории внешней торговли. В этой связи уровень развития транспортной системы государства является одним из важнейших признаков её технологического прогресса и цивилизованности. Исходя из этого, транспортная система – одна из составляющих успеха и непременных атрибутов современного государства, к которой должны предъявляться высокие требования в отношении качества, регулярности и надежности транспортных связей, сохранности грузов и безопасности перевозки пассажиров, сроков и стоимости доставки.

Автомобильный транспорт Украины занимает значительное место в пассажирских и грузовых перевозках. Так, по объему перевозок грузов он стабильно превосходит железнодорожный транспорт в 4,5—5 раз, а по объему перевозок пассажиров — в 5—6 раз. Автобусным транспортом перевозится практически столько же пассажиров, сколько всеми другими видами транспорта (троллейбусным, трамвайным, железнодорожным, метрополитенным, таксомоторным легковым, морским, речным, авиационным) вместе взятыми. Общая длина дорог и улиц с твердым покрытием Украины , включая длину улиц-набережных в городах и поселках городского типа, превышает четверть миллиона километров.

Автомобильный транспорт доминирует в грузовых перевозках на короткие расстояния (среднее расстояние перевозки 1 т грузов — около 20 км), от двери — к двери, обеспечивая при этом практически полную гарантию сохранности груза, срочность и надежность перевозок. Многочисленные автотранспортные предприятия имеют довольно полно укомплектованную производственную базу и разветвленную сеть инфраструктурных объектов: автовокзалов, автостанций, транспортно-экспедиционных предприятий, терминалов и т.п.

Вместе с тем, автомобильные дороги Украины не отвечают европейским стандартам по многим показателям, в частности таким как: скорость передвижения, нагрузка на ось, обеспеченность современными дорожными знаками и разметкой, необходимым количеством пунктов технической и медицинской помощи, питания и отдыха, заправки топливом и смазочным маслом, телефонной связи и др. Практически отсутствуют дороги 1 категорий с многорядным движением на высоких скоростях. Значительного улучшения требует материально-техническая база организаций, осуществляющих развитие и обслуживание автомобильной транспортной сети.

В экономической литературе проблемы экономики автотранспорта постоянно рассматриваются. Так в статье «Украина и новый мировой порядок – Послезавтра» [1] рассматриваются влияние мирового финансового кризиса на транспортную систему. Сокращается парк автомобилей и расходы на содержание и обслуживание автотранспорта, пересматривается в сторону снижения под влиянием кризиса. . Финансово-экономический кризис вынуждает многие страны оптимально использовать свои ресурсы...

В статье «Экономика Украины 1999—2008: потерянное десятилетие» [2] автор в «жанре» государственного доклада на научной секции, пишет о состоянии фирм автотранспорта, которые в начале января—августе 2009 грам. перевезли грузов на 30% менее, нежели за предыдущий период...

В статье «Украина разработала Концепцию госпрограммы развития автотранспорта»[3]... автор раскрывает проблемы развития интеграции автотранспорта в Трансъевропейские транспортные сети согласно Европейской политике соседства, повышения эффективности использования транзитного потенциала Украины путем модернизации и дальнейшего развития национальной транспортной сети

В указанных работах поднимается вопрос о экономических последствиях мирового финансового кризиса на экономику транспорта и направлениях его дальнейшего развития. Это побудило рассмотреть проблему влияния финансового кризиса на экономику транспорта на примере Автономной Республики Крым.

2. Постановка цели и задач исследования

Целью исследования является установления фактического влияния мирового финансового кризиса на экономику транспорта АР Крым и определение его финансового положения в 2009 г.

3. Результаты исследования

В современных статистических сборниках экономическое положение транспорта рассматривается вместе с отраслью связи воедино, как основных обслуживающих инфраструктурных отраслях. В экономическом отношении услуги по перевозке грузов автотранспортом можно охарактеризовать как деятельность автотранспорта, осуществляемую на заказ по перевозке грузов автотранспортом. Предоставление этих услуг не приводит к созданию самостоятельного товара в материальной форме, а изменяет качество уже имеющегося товара, продукта в материальной форме посредством изменения его местонахождения , обеспечивая его сохранность и неизменность размеров и физико-химических свойств.

В 2009 г экономика транспорт и связи несколько изменила темп роста валовой добавленной стоимости, хотя имела тенденцию ежегодного прироста значительно ниже, чем в среднем по всей экономики АР Крым (рис 1).

Рис 1. Тенденция роста валовой добавленной стоимости транспорта и связи АР Крым в сопоставлении с тенденцией изменения по всей экономике

Ежегодный прирост валовой добавленной стоимости (ВДС) транспорта и свзяи составил 269,6 млн. грн,что намного ниже среднегодового (326,8млн. грн) прироста ВДС всей экономики полуострова.Это привело к снижению удельного веса транспорта и связи в экономике АР Крым с 14,4% и до 10.4%.

Уровень убыточности операционной деятельности автомобильного транспорта в 2009 г значительно вырос до -19.2 %, против уровня убыточности за 2008 г -13,7 %, и уровня рентабельности за 2007 г +0,5 %. Если в 2007 г было 30,3% убыточных предприятий транспорта и связи, которые имели 75,4 млн. грн. убытка, то в 2008 г количество убыточных предприятий выросло до 37,2 % и сумма убытка возросла до 238,9 млн. грн. В 2009 было столько же убыточных предприятий, но сумма убытка снизилась до 165 млн. грн.

В сопоставлении развития автотранспорта АР Крым со всем автотранспортом Украины наблюдается снижение его удельного веса грузоперевозок в общем объеме Украины. Если в 1995 г крымский автотранспорт перевозил 7.3% объемов грузов страны, то в 2009 г только -1,9 %

Анализируя долю разных видов автотранспорта в перевозке грузов в АРК, подчеркнем, что автотранспорт остается доминирующим видом транспорта , что отражено на рис.2.

Рис.2. Тенденции грузооборота в АР Крым основных видов транспорта

После 1998 г наблюдается рост перевозок автотранспортом, однако начавшийся кризис повлиял на уменьшение грузооборота с 26,3 млн. т в 2008 г до 20,2 млн. т в 2009 г. Другие виды транспорта (морской , трубопроводный, авиационный) значительно уступают указанным на рисунке основным грузоперевозчикам.

Однако, рассматривая объем грузоперевозок в ракурсе такого показателя как тонно-километры перевозок, можно убедится, что железнодорожный транспорт несколько обогнал автомобильный транспорт (рис 3). Также наблюдается влияние финансового кризиса. Так грузооборот железнодорожного транспорта снизился с 6,8 млрд. т. км, до 6,4, а у автотранспорта с 1,28 млрд. т. км до 942 млн.т.км, то есть на 26,5%

Рис. 3 Грузооборот важнейших видов транспорта в АР Крым, тонно-км. перевозок

Из рисунка видно, что по этому показателю автотранспорт уступил железнодорожному. Однако, когда касается перевозки пассажиров, то автобусные перевозки по Крыму намного опережают перевозки пассажиров другими видами транспорта, включая железнодорожный транспорт.( рис.4).

Рис 4. Сопоставление перевозок пассажиров основными видами транспорта в АР Крым,1990-2009 гг.

Из рисунка можно наблюдать, как в 2009 г объем перевозок автобусами снизился со 135,8 млн. человек до 130 млн. чел, а на железнодорожном транспорте с 23 до 22 млн. человек.

Является важным анализ использования производственного потенциала транспорта и связи, под которым понимается стоимостная совокупность основных и оборотных средств и человеческого капитала. Транспортные услуги создают люди, вооруженные средствами производства. Поэтому, важно соизмерить, как используется производственный капитал (табл.1)

Таблица 1

Характеристика использования производственного потенциала транспорта и связи АР Крым, 2004-2009 гг.

Показатели

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2009 г (в % к 2004)

Основные средства, млн.грн

5424,2

6174,7

15974,8

18308,5

36781,1

56777,3

1046,8

Износ основных средств,%

65,8

47

42,5

46,3

44,8

46

69.9

Оборотные активы, млн.грн

458,8

535,7

680,5

548,7

772,9

907,9

197,9

Численность занятых, тыс.чел

58,1

58,8

60,8

65,9

64,9

62,2

107

Человеческий капитал, млн.грн *

7129,5

7215,3

7460,8

8086,6

7963,8

7632,6

107

Производственный потенциал, млн. грн.

13012,5

13925,7

24116,1

26943,8

45517,8

65317,8

501,9

Валовая добавленная стоимость,млн грн

1297

1447

1734

2124

2593

2204

183

Выход ВДС на 1 грн. потенциала,грн

0,099

0,103

0,0719

0,078

0,056

0,034

36,7

* Оценка одного работника принята как 122710 грн.

Хорошо видно, что за исследуемый период стоимость основных средств выросла в 10 раз. Величина оборотных средств выросла в 1,97 раза, а численность занятых -на 7 %..

Проходил процесс обновления основных средств, о чем свидетельствует показатель их износа.

Однако процесс роста основных средств, очевидно, не произошел из-за роста автотранспортных средств, что видно из табл. 2.

Из данных таблицы следует, что в целом автотранспорт вырос количественно только на 6.6 %.

Больше всех возросло количество автобусов на 13,4 %

Количество легкового автотранспорта возросло за 9 лет всего на 8,2 %

Таблица 2

Характеристика изменения автотранспортных средств АР Крым за 2004-2009 гг.

Показатели

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2009 к 2000г в %

Автомобильный транспорт

307943

315897

296310

295977

311043

328394

106.6

Грузовые автомобили

35565

39299

37721

37101

38620

39590

111,3

Пассажирские автобусы

7682

9990

9538

10506

10431

8714

113,4

Легковые автомобили

253180

261024

243484

242671

256678

273969

108.2

Другие автомобили

11516

5584

5567

5699

5314

6121

53,2

Из таблицы видно, что количество транспортных средств выросло с 2000г всего на 6,6 %, но стоимость основных средств транспорта и связи выросла за этот период в 16,6 раза.

Важно решить еще одну задачу, насколько эффективно использовался производственный потенциал (табл. 1).

Показателем экономической эффективности использования производственного потенциала является валовая добавленная стоимость (ВДС), которая суммирует заинтересованность государства в величине поступлений в бюджет, входящих в нее, заинтересованность работников в зарплате (также являющихся частью ВДС) и заинтересованность предпринимателей в получении прибыли. Выход валовой добавленной стоимости на одну гривну производственного потенциала отражает эффективность его использования.

К сожалению, экономическая эффективность использования снижалась и прежде всего из-за огромного роста основных средств по данным статистики АР Крым. Кстати говоря, помещенный баланс транспорта и связи, также отражает произошедшие перемены в экономике транспорта и свхзи

Сравнительный анализ баланса экономики транспорта и связи 2009 г по отношению к 2007 г не показал ухудшения финансового состояния этой отрасли (табл.3).

Таблица 3

Оценка финансового состояния экономики транспорта и связи АР Крым, 2007-2009гг.

Показатели финансового

состояния отрасли

2007

2009

на 01.01

на 31.12

на 01.01

на 31.12

Величина собственных оборотных средств

-229 -332,4 -437 -388,4

Коэффициент обеспечения собственными оборотными средствами

-0,45 -0,60 -0,56 -0,42

Коэффициент покрытия

0,71

0,636

0,65

0,70

Доля оборотных средств в активах

0,236

0,231

0,262

0,256

Коэффициент концентрации собственного капитала

0,635

0,608

0,561

0,609

Коэффициент зависимости от привлеченного капитала

0,365

0,392

0,439

0,391

Коэффициент финансовой устойчивости

1,57

1,64

1,78

1,64

Коэффициент соотношения привлеченного и собственного капитала

0,574

0,644

0,782

0,644

Коэффициент доли долгосрочных вложений

0,117

0,176

0,221

0,168

Коэффициент левериджа

0,636

0,608

0,561

0,610

Да, действительно не хватает собственных оборотных средств, но коэффициент обеспеченности в 2009 г стал несколько лучше. Не ухудшился коэффициент покрытия, отражающий соотношение величины оборотных активов и текущей задолженности. Не изменилась доля оборотных средств в активах и коэффициент зависимости от заемных средств. несколько возрос коэффициент финансовой устойчивости. Несколько возрос коэффициент долгосрочных вложений, а в целом финансовое состояние в 2009г мало отличалось от докризисного период.

Выводы:

Первый год финансового кризиса способствовал снижению объема валовой добавленной стоимости транспорта и связи АР Крым, уменьшению объема грузоперевозок на 26,5%, объему перевозок пассажиров на 5,9 %

Вместе с тем в 2009 г происходило дальнейшее обновление и резкое увеличение стоимости основных средств в 1,54 раза, что должно способствовать улучшению показателей транспорта и связи в последующей период.

Финансовое состояние отрасли в 2009 г. практически не изменилось.

Список используемых источников

  1. «Украина и новый мировой порядок – послезавтра. /Доступ: poslezavtra.com. ua/ukraina …novyj-mirovoj-poryadok/
  2. Экономика Украины 1999—2008: потерянное десятилетие / Доступ wto-consulting.ru/ekonomika-ukrainy-1999-2008
  3. Украина разработала Концепцию госпрограммы развития автотранспорта... / Доступ: tachosys.com.ua/index.php