Каталог статей

Аспирант Руднев Р. В.
Орловский государственный институт экономики и торговли, Россия

Маркетинговое управление в строительном комплексе

Маркетинг, как управленческая концепция функционирования субъектов рынка в условиях конкуренции, стал известен во всем мире благодаря эффективности его применения как в коммерческой, так и в некоммерческой сфере. Сформировавшись в самостоятельную науку в начале уходящего столетия, он занял свое место в ряду достижений экономической теории и практики бизнеса, оказавших влияние на мировоззрение не только предпринимателей, но и политиков, государственных, общественных, религиозных деятелей и многих других. Успешная деятельность каждого из них в конкурентной среде, позитивно воздействуя на благополучие миллионов людей, благосостояние стран и, в известной мере, на прогресс цивилизации, во многом зависит от результативности маркетингового управления соответствующими субъектами.

Характерно то, что объективная необходимость применения маркетинга в России уже давно очевидна как ученым, так и практикам, активно воспринявшим его наиболее известные отдельные приемы уже с первых лет рыночных реформ. Однако маркетинг относится к числу тех общепризнанных экономических наук, целостное и результативное применение которых требует все же самостоятельного исследования.

Принадлежность маркетинга к управлению оправдывает также понятие «маркетинговое управление», т. е. управление, построенное на принципах маркетинга.

Организация маркетингового в подрядной строительной компании имеет ряд особенностей, определяемых спецификой деятельности такого рода предприятий. Являясь, по своей сути, производственной организацией, конечный результат ее производственного процесса – объект завершенного строительства, как товар не рассматривается, он выступает, в основном, в качестве имиджевого, рекламного элемента. В виде товара подрядная строительная организация предлагает покупателю (заказчику) определенный комплекс производственных услуг, выступая на конкретном сегменте строительного рынка в качестве сервисного предприятия.

Таким образом, подрядная строительная организация сочетает в себе одновременно характерные черты промышленного предприятия и предприятия сферы обслуживания. Следствием этого является пограничный характер маркетингового управления, что вызывает необходимость комплексного подхода к его организации, и предает ему специфические черты, не характерные для большинства производственных предприятий.

Основная цель маркетингового управления в подрядной строительной организации - это создание постоянно действующей системы сбора, обработки и обмена объективной информации между всеми структурными подразделениями фирмы для обеспечения устойчивого, прогнозируемого и управляемого процесса сбыта комплекса строительных услуг.

Эффективность маркетингового управления целиком и полностью зависит от способности управленческого аппарата соединить понимание тенденций экономических процессов во всех подразделениях предприятия.

В соответствии с классической схемой организации такого управления на предприятии, маркетинг целесообразно разделить на внутренний и внешний. Применительно к подрядной строительной организации можно выделить следующие структурные его элементы:

  • маркетинг менеджмента позволяет анализировать соответствие существующий системы управления, планирования и организационной структуры предприятия уровню решаемых текущих и перспективных задач.
  • маркетинг сбыта изучает и анализирует процессы организации продаж строительных услуг, эффективности рекламы, количественных и качественных показателей сбыта, хода реализации договоров строительного подряда.
  • маркетинг производственного процесса проводится для оценки состояния технического и технологического уровня, эффективности организации работ, изучения и анализа взаимодействия структурных подразделений предприятия.
  • маркетинг персонала дает оценку количественным и качественным показателям персонала (образовательного, профессионального уровня, квалификации), психологического климата, уровня заработной платы, системы мотиваций, социальных льгот.
  • финансовый маркетинг позволяет анализировать и вырабатывать ценовую политику, определять уровень рентабельности каждого структурного подразделения и предприятия в целом.
  • маркетинговый контроль (аудит) направлен на комплексный анализ реализации маркетинговой концепции предприятия, тактических и стратегических планов развития.
  • общий маркетинг внешней среды проводится с целью выявления факторов, способных оказать влияние на экономическую деятельность предприятия (политическая, экономическая, социальная, правовая обстановка).
  • маркетинг строительного рынка занимается выявлением приоритетных направлений, динамики, структуры и общих тенденций развития, отбор целевых рынков.
  • маркетинг строительных проектов призван сегментировать и анализировать реальных и потенциальных потребителей строительных услуг, изучение требований и условий заказчика.
  • маркетинг строительных технологий, материалов и оборудования (маркетинг инноваций) предполагает изучение, анализ и определение экономической целесообразности освоения, разработки и использования новых строительных технологий и материалов на текущих и перспективных объектах.
  • маркетинг конкурентов и субподрядных строительных организаций проводится для анализа состояния договорных отношений, ценовой политики, используемых технологий, способов финансирования, методов организации, качества, гарантий и сроков выполнения работ.
  • маркетинг рабочей силы необходим для изучения, анализа спроса и предложения рабочей силы, мониторинга уровня заработной платы, существующей системы материального стимулирования персонала.
  • маркетинг информационных коммуникаций позволяет проводить анализ существующих и поиск новых источников получения коммерческой информации, изучение рекламного рынка, получение исходных данных для выработки рекламной стратегии и тактики предприятия.
  • маркетинг банковских и страховых услуг призван вести анализ условий предоставления банковских кредитов, гарантий, инвестиционной политики банков, условий и порядка страхования строительных рисков.
  • маркетинг поставщиков помогает анализировать ассортимент, цены, качество, сроки и условия поставки строительных материалов и оборудования.

Четкое структурное построение маркетингового управления дает возможность правильно понять и расставить приоритеты в работе, рационально распределить функциональные обязанности между подразделениями предприятия и осуществлять контроль над их выполнением.

Маркетинговая концепция управления строительными организациями представляет собой совокупность целевых и принципиальных основ управления предпринимательской деятельностью организаций строительного профиля, ориентированных на производство и реализацию строительных товаров, услуг и работ в зависимости от характеристик потребительского спроса и состояния рыночной конъюнктуры. Из всех видов предпринимательской ориентации наиболее интересна концепция управления, базирующаяся на моделировании платежеспособного спроса. Эта концепция выражает современное содержание маркетинга применительно к условиям насыщенного рынка и активной конкурентной среды, защищенной от монопольного положения государственным регулированием.

Маркетинговая концепция в системе управления строительной организацией предполагает управление всеми сторонами деятельности организации: от формирования идеи проекта и первичных инженерно-конструкторских и архитектурных разработок до реализации строительной продукции среди конечных потребителей. Такое управление основано не просто на внедрении отдельных функций, позволяющих учитывать изменения рыночной среды, но предполагает становление рыночной концепции управления созданием, производством и реализацией строительной продукции на основе комплексной информации о рынке.

Литература

  1. [сылка более недоступна}
  2. [сылка более недоступна}
  3. [сылка более недоступна}
  4. [сылка более недоступна}